22 мая 1813 года (190 лет назад) родился немецкий композитор Рихард
Вагнер.
Вильгельм
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года, став младшим сыном в многодетной семье
полицейского чиновника, в немецком городе Лейпциге. Отец семейства неожиданно
умер от тифа, так и не увидев своего шестимесячного наследника. Чуть позже мать
Вагнера снова вышла замуж, и отчимом маленького Рихарда стал Людвиг Гейер. Он
занимался живописью, играл в театре и всячески поддерживал любые творческие
начинания приемных детей, став им, по сути, настоящим отцом. Меньше чем через
год Гейера пригласили служить в королевском театре, и семья перебралась в
Дрезден, где Рихард начал своё образование под фамилией отчима. Когда мальчику
было 14 лет, Людвиг скоропостижно умер. Мать была вынуждена вернуться в родной
Лейпциг.
Вдохновленный творчеством Бетховена, Рихард начинает заниматься музыкой в школе при церкви святого Фомы, где его когда-то крестили. За довольно короткий срок молодой человек проявляет настоящий талант и начинает пробовать свои силы в композиторском искусстве, причем довольно успешно: в период с 1828 по 1832 год он создаёт сонаты, фортепианные пьесы, в том числе увертюру Фауст, произведения для оркестра, симфонию. Многие из этих произведений вскоре были исполнены на концертах, на тот момент Вагнеру не было ещё и 20 лет.
Согласно
биографии Вагнера, в 1833 году он покидает родной город, отправившись по
приглашению брата в Вюрцбург. Затем три годаРихард живёт в Магдебурге, посещает
Кёнигсберг, на два года останавливается в Риге. Созданные в это время первые
оперы не получили высоких оценок, но Вагнер не останавливается на достигнутом,
и следующая опера, «Риенци, последний трибун», становится вполне успешной.
Композиторская деятельность не приносила достойного
дохода, и вскоре Вагнер погряз в долгах, от которых решил скрыться в Париже.
Туда он тайно перебрался вместе со своей супругой, актрисой Минной Планер.
Однако и в этом городе Рихард не нашел признания и финансового благополучия,
несмотря на то, что не гнушался даже такой низкооплачиваемой и рутинной работы,
как переписывание нот. Но талант и удивительная работоспособность вскоре дали
свои плоды: Вагнер доводит до совершенства произведения «Риенци» и «Фауст».
Первая из них даже имеет определенный успех в Дрезденском театре в 1842 году. В
этот период жизненные перипетии заставляют его серьезно пересмотреть свои
взгляды на жизнь и творчество. Всего через год в том же зале проходит премьера
«Летучего голландца», в постановке которой сам автор принимает живое участие, а
затем – «Тангейзера». Кажется, Вагнер наконец-то нашел своё пристанище в Дрездене:
он много пишет, посвящает время композиции, из-под его пера выходит множество
произведений в различных жанрах.
Биография Вагнера гласит, что следующее 10-летие он
прожил в Швейцарии. В это время Рихард пребывал в состоянии некой
растерянности, поиска новых жизненных и творческих ориентиров. Снова дали о
себе знать финансовые трудности, просветами в череде которых являлись лишь
единичные постановки и дирижирование на симфонических концертах. Ни
литературные, ни музыкальные достижения Вагнера не находили отклика в сердцах
тех, от кого могла зависеть их дальнейшая судьба, и уже привычно отправлялись
автором «в стол».
Но была в тот период и другая причина столь
длительного кризиса в жизни композитора — Матильда Везендонк. Она была супругой
богатого мецената Отто Везендонка, который, в свою очередь, был почитателем
таланта Вагнера и его другом. Именно близкие отношения с мужем Матильды стали
препятствием к воссоединению двух любящих сердец: их чувства, судя по всему,
были чисто платоническими, что стимулировало бурный поток творческих свершений
Вагнера. Благодаря сильным эмоциям и переживаниям мир музыки пополнился операми
«Золото Рейна», «Валькирия», «Тристан и Изольда», а также
несколькими стихотворениями Матильды, положенными Рихардом на музыку. К слову,
сам музыкант на тот момент был официально женат.
Минна (Вильгельмина) Планер вошла в жизнь
Вагнера в 1834 году. Она примадонна Магдебургского театра, старше Вагнера на
три года. Через полтора года после первой встречи они поженились, и их брак
продлился 30 лет. Однако количество проведенных вместе лет отнюдь не равно их
качеству. У Минны и Рихарда очень скоро выявились абсолютно разные жизненные
цели и стремления: ей хотелось домашней тишины и постоянства, его же все время
тянуло на приключения. Роман Вагнера с Матильдой окончательно разрушил брак, а когда
стала очевидной бесперспективность отношений с замужней дамой, начался новый
виток в личной жизни музыканта.
Новым
чувством Вагнер воспылал к дочери Ференца
Листа Казиме, которая на тот момент была
замужем и имела двоих детей. Вскоре она оставила семью ради главной любви своей
жизни, и в 1870 году они с Рихардом поженились. Этот брак подарил Вагнеру троих
детей, младшим из которых стал сын Зигфрид — долгожданный и любимый наследник.
А Казима стала не только хозяйственной супругой, но и правой рукой Вагнера в
делах творческих, а также самой преданной его поклонницей.
Когда Вагнер только задумывался о перестройке оперного
жанра под собственные амбиции, он отчетливо понимал, что для достойного
исполнения «Кольца нибелунга» ему понадобится оперный зал, значительно
отличающийся от всех существующих на тот момент в мире. С тех пор его главной
мечтой становится собственный театр, где он мог бы реализовать все задуманное.
В 1871 году Рихард с женой Казимой прибывают в
баварский город Байройт. Осмотрев имеющийся там один из самых больших театров,
он все же приходит к выводу, что и здесь не все соответствует требованиям для
постановки главного произведения его жизни. И вдруг Вагнеру поступает
неожиданное и судьбоносное предложение: глава города выделяет землю под новый
театр, а местный банкир соглашается частично финансировать строительство.
Байройтский театр Вагнера принял первых
зрителей в августе 1876 года, когда состоялась премьера его монументальной
оперы «Кольцо нибелунга». Внутреннее убранство театра настолько же отличается
от общепринятых представлений, насколько новая опера Вагнера разрушает
классические каноны. Здесь нет привычных неоклассических элементов декора в
виде порталов, колонн, вычурных барельефов, и даже традиционной огромной
люстры, так что зрительный зал выглядит довольно аскетично. Главная идея
Вагнера заключалась в том, чтобы создать театр, где ничто не будет отвлекать
зрителя от оперного искусства.
Решая вопрос об изменении роли оркестра в
новой опере, Вагнер также изменил местонахождение музыкантов. Оркестровая яма в
его театре располагается практически под сценой, а направляет звуковую волну
огромная конструкция в форме ракушки. Таким образом, музыка сначала доходит до
актеров на сцене, а потом уже вместе с вокалом отправляется в зал.
После смерти Вагнера Казима взяла на себя
организацию ежегодного музыкального фестиваля в Байройте, который по сей день
остается одним из самых престижных в мире классической музыки.
Получив в распоряжение собственный оперный театр, Вагнер
почти никогда уже не выезжал из Байройта. Он проживал на вилле, построенной
специально для него, купался в лучах славы, наслаждаясь покровительством
местных знатных богачей.
Последним написанным произведением стала опера
«Парсифаль», над которой Вагнер трудился в течение пяти лет. Премьера прошла с
оглушительным успехом, и через несколько месяцев Рихард отправился на отдых в
Венецию. Там он проходил курс поддерживающих процедур от болезни легких. Вагнер
скончался неожиданно, 13 февраля 1883 года. Тело композитора перевезли в
Баварию и похоронили в поместье, где он провел последние годы жизни, с
осознанием того, что достиг всего, о чем когда-то грезил.
Лучшее из Вагнера
Рихард Вагнер. Документальный фильм
Комментариев нет:
Отправить комментарий