воскресенье, 21 мая 2023 г.

Дэя Вразова. Подарок подруге юности

 Рубрика "В тени памяти", в которой мы публикуем это сообщение - авторская колонка бабушки-поисковика Дэи Григорьевны Вразовой.

Дэя Вразова

ПОДАРОК ПОДРУГЕ ЮНОСТИ

11 февраля 2018 года


Привыкла с утра работать на компьютере и если могу поработать, то день считаю не пропавшим. Если где-то надо ехать с утра, то обычно встаю очень рано и хоть немного работаю. Тогда мне спокойнее на душе.

На 3 мая 2017 года меня приглашали в Москву на съёмки канал НТВ. Приехала оттуда, и вскоре сломался телевизор. Как много времени и какая свобода действий без этого «глупого ящика для идиотов» по выражению Владимира Высоцкого. Как он прав в определении особенно к современному ТВ. Да, есть хорошие программы не буду спорить, но чаще… Это все знают.

Не собираюсь телевизор ремонтировать, новости узнаю по радио и приёмнику. Рядом много своей жизни, её надо жить и зачем мне подглядывать чужие жизни. Но, это так, как вступление.

11 февраля 2018 года, воскресенье. Встала, поработала до обеда. Хорошо.

Совесть имей и поезжай, - себе приказ. Собралась и на маршрутку № 29.

Вот и «Бульвар Энгельса». Вышла, а как идти направо или налево? Заметила, что чаще я пойду и сделаю не то, что надо. Притом памяти на улицы, адреса у меня нет. Перешла через дорогу и пошла… Гулять по кварталу и искать дом № 22. А его здесь и не должно быть, потом поняла. Гуляю, читаю номера и названия улиц. Зато теперь буду пытаться помнить этот квартал. Гололёд выражался в колдобинах застывших неубранных глыб снега и льда. Ходила тихонечко и знакомилась с этим участком города.

Пришлось вернуться на исходную точку к переходу. Перешла, чуть прошла и зашла в квартал. Вот и те «баки» - возвышенности во дворе и дом № 22 – а это он, её подъезд. Хоть его-то я помню точно. А этаж? Прибросила, 5-й?

Звоню и вдруг быстро слышу голос хозяйки. «Гостей ждёшь?» - спрашиваю.

Дверь открывается. Еду на лифте.

Дверь открытая и в коридорчике квартиры стоит моя подруга юности. Ждёт. Но не меня, а молоко, которое сейчас ей принесут. А я – сверх нагрузки и неожиданная. Мы целуемся, обнимаемся и говорю: «Как я рада, что приехала к тебе. Поздравляю тебя с Днём рождения!».

Мы обе по характеру шумливые. Пытаюсь закрыть дверь входную. «Не надо. Сейчас принесут молоко», - говорит Валя. Гвалт от нашей радостной встречи. Молоко получила, дверь закрыли. Валя говорит: «Знаешь, всё сразу, звонит сотовый, ты в дверь, тут молоко, а я скачу в коридоре!!!». Смеёмся.

«Ты рада, что я приехала?», - спрашиваю. «Конечно», - ответ, но и так знаю, что мы обе рады. Валя не сможет приехать, а у меня работы «как у собаки блох». Да, давно я была в гостях у любимой Матошки.

Нам очень хорошо было наговориться, покушать и порадоваться.

Я не торопилась, и всё шло своим чередом. Мы отдыхали.

Подошёл тот момент, когда я сказала: «Расскажи мне про своего родного отца». «Да, я мало, что знаю», - ответила Валя Полева (в замужестве Матохина). Мы дружим с юности. Знала её родителей – маму Веру и папу Гришу. Но Валя, как и я,  росла с отчимом. Знала я, что о родном отце она точно не знает. Вот и записала с её слов, что ШНЯКИН Василий Филиппович, примерно 1922 года рождения, мама Вера была 1919 г. р., они не были зарегистрированы. Считали в семье, что отец погиб в первые дни войны. В 1939 году его забрали в армию. Он окончил училище связи, возможно, в Самаре. Получили родственники извещение, что их солдат пропал без вести. Мама Вали – Вера Васильевна Синичкина, естественно, ничего не получала. Но Валя ребёнком жила у мамы папы и так помнит судьбу отца. Фото отца было, но пока она его не нашла. Папа родился, возможно, в г. Самара (Куйбышев), жили по адресу: станция Кряж, ул. Войкова 44. Отец был на Западном фронте, недалеко от Брестской крепости. Понимая, какие жесткие были бои, они считали отца погибшим тогда, в 1941 году. У него были сёстры Анна Филипповна и Вера Филипповна Шнякины.

Вот уже, что-то есть для меня, чтобы начать поиск судьбы этого для подруги родного солдата. «Валя, а ты не помнишь, как звали бабушку, маму отца?», - спрашиваю. «Дед был Филипп, отчество Филиппович у папы. А вот бабушка. Знаешь, ведь в Мордовии старших зовут ласково – дедакай, бабакай. Это, как у нас – дедушка, бабушка. Помню, жила у них, учась во 2-6 классах, звала бабакай», - сожалеет, вспоминая, Валя.

Я поясняю своей любимой Матошке, что никогда никому ничего не обещаю, но, попробую разгадать судьбу её отца с помощью своих друзей.

С тем я и уехала от Вали вечером 11 февраля 2018 года.

Но у меня уже выработался азарт поиска. Да, и фамилия отца Вали, редкая.

Дома звоню Саше Смирнову: «Здравствуй, у тебя включен Интернет? Посмотри солдата». И диктую имеющиеся данные. Саша владеет поиском достаточно хорошо, и тут же слышу то, что он читает с документов. Многое совпадает: главное станция Кряж, ул. Войкова 34 и другое. Похоже, что мы с Сашей нашли Валиного отца. Он передаст по электронке в библиотеку № 17 им. М. А. Шолохова и уже там, когда приеду, мои верные друзья мне всё передадут на флешку, а дома всё введу в компьютер и уже тогда сделаю окончательный вывод. Я рада, что солдат В. Ф. Шнякин не потерян, но Валю нельзя ошарашить этой новостью. Эмоционально это уже тяжело.

Не звоню ей на ночь и ложусь спокойно отдыхать. Это может быть мой подарок подруге юности на День её рождения.

 

12 февраля 2018 года

 

Знаю, что Валя просыпается поздно и лучше ей звонить после 12 дня. Она в тяжёлой физической форме, но сила духа!? Надо просто учиться у неё. Она говорит просто и чётко: «Хочу жить!». Люблю за её прямолинейность и науку жизни, не только советами, а живым примером, как надо жить, несмотря на болезни, трудности и уметь радоваться жизни. Браво, Валя! Я бы ей выдала две звезды Героя Советского Союза. Особенно это желание возвращается, когда приезжаю и вижу, как она мужественно и терпеливо всё переносит. 31 января 2018 года меня пригласили в школу № 115 на встречу с учащимися. Тема была о героизме в годы войны и в мирное время. Я рассказывала о своей подруге Валентине Григорьевна Матохиной (в девичестве Полевой). Её жизнь на пенсии заслуживает этого рассказа.

Звоню Вале и намекаю, что, похоже, мы нашли данные на её отца. Похоже, что отец её не погиб в 1941 году. Она мне говорит: «Вполне возможно, был ранен, лечился, дальше воевал. А знаешь, ведь родственники обращались к гадалкам. И те говорили, что отец остался жив. Мама Вера посылала папе на фронт мою фотографию, его дочки, но её вернули. Она у меня есть. Что отец погиб в первые дни войны, - это говорили родственники, а мама ничего официально не получала. Извещение приходило в Куйбышев родственникам». «Валя, а ты не вспомнишь имя бабушки, это важно», - говорю ей. «Знаешь, то ли Марфа, то ли Мария. Скорее всего – Марфа. Слово кай у них добавляется ласкательное. Вот смотри Веракай, это сестра отца, которая меня больше любила и привечала», - вспоминает Валя.

Объясняю ей, что, как я заберу документы, тогда ей точно всё скажу, позвонив.

Господи, всё сказала и Валя спокойно среагировала. Конечно же, ей это волнительно, но первый звонок пережили.

 

13 февраля 2018 года

 

Еду по делам в библиотеку № 17 им. М. А. Шолохова. Всё для меня на флешку переносит Инна Олеговна Дрыжак и говорит: «Давай я флешку  назову «Вразова»?». «Называй», не задумываясь, я соглашаюсь.

Еду домой, заезжаю по хозяйственным делам. А дома меня ждёт неожиданный сюрприз – флешка «Вразова» убежала. Видимо, оскорбилась, что она должна была носить имя «Бондаренко» (кто мне её подарил), а не «Вразова». И смех, и грех, но флешки нет, и документы посмотреть не могу. А тут неотложные дела. И всё осталось в подвешенном состоянии.

 

23 февраля 2018 года

 

Прошло несколько дней, и я попросила Тамару Малюкову купить мне новую флешку. И тут неожиданно 17 февраля 2018 года, когда пришла в гости правнучка Варенька, мы с ней нашли у меня дома флешку под ковриком на полу, хорошо, что её не раздавили. Она выскользнула из сумки, когда я доставала бумаги.

Естественно, просматриваю все документы на Валиного отца, потом ей звоню и всё объясняю. Она уже поехать не сможет, но будет знать, что её отец погиб в 1944 году 29 августа и был похоронен в Польше. 

Вот так получился у меня неожиданно умный подарок подруге юности. Мы дружим 60 лет.

Попросила Валю поискать фотографию отца и ещё некоторые, которые она считает интересными о своей жизни. Когда выберу время, то приеду. 23 февраля 2018 года смогла поехать к Вале и отобрать необходимые мне для работы фотографии. Потом пришла Фаичка Смирнова (Ненашева) – её одноклассница. Посидели, наговорились о жизни, попели для души, но у Вали была задача нас угостить. С большой любовью, всё к столу готовя сама, она нас угостила чаем. Повечерили, да ещё она меня наградила свёколкой.
Вот такая она моя любимая Матошка – прямолинейная, добрая, гостеприимная, приветливая. Героиня мирной жизни уже давно, а в старости – особенно. Думаю, что эта черта жизнелюбия и стойкости у неё от отца.

Приехала от неё вечером, а на улице упала настоящая зима. Падал снег, искрился, хрумтел под ногами. Красотища, прогулялась спокойно до дома. А дома сразу же взялась сортировать Валины фотографии. Всё разобрала и тогда спокойно легла отдыхать.

Нет, не спокойно, а радостно. Почему? У подруги была, фотографии  привезла, но… Наши на Олимпиаде в Корее завоевали золото и серебро – фигуристки, а хоккеисты выиграли 3:0 у чехов. Это достаточно сложный для наших ребят соперник. Значит, серебро точно у нас будет. А золото? Рядом… 

Хочу пофилософствовать об Олимпиаде. Когда наших спортсменов начали лишать права выступать, нести свой флаг и т. д. Думала по-разному: как это – без флага Родины. Но понимала, что это их жизнь и право выбора за ними.

А теперь думаю, что, как на фронте есть первая линия и вторая линия окопов. Вот из 1-й линии не допустили спортсменов в бой, но из 2-я линии воюют достойно за медали и честь во славу спорта. И всё ждала золотую медаль. Радости сегодня много – День 23 февраля, золото есть, хоккеисты показали себя по-солдатски. Так держать! Праздник, так ПРАЗДНИК!!!  

 

24 февраля 2018 года     

 

Встала и тут же стала работать с Валиными фотографиями. Надо всё сосканировать, сделать фотоблоками. Затем описать, что необходимо.

Валя очень похожа на своего отца, и они с сестрой отца тётей Верой также похожи. Вот уже фотографии с папой Гришей (отчимом), с сестрёнкой Галей и братом Толиком в разные годы. Маленькие Валя, Галя, Толик сфотографированы в Кушке – самой южной точке СССР. Они там жили, папа Гриша служил, как и родной отец Вали телефонистом. Домобилизовался где-то в году 1954-м. Папа Гриша любил рыбалку, охоту.

Мама мамы Веры, бабушка Наташа жила на станции Каахка, а они жили в Кушке. Когда они переехали жить в Среднюю Азию, Вале было три годика. Папа Гриша её удочерил, и она носила его фамилию Полева. На память ей осталась метка (точнее две) на её лбу. Есть такая букашка, которая даёт пендиночную язву. Язвы бывают сухие и мокрые. У ребёнка Вали была мокрая язва. Она болит от 3-х месяцев до года, пока сама не отболит. Мог помочь белый стрептоцид, который сушил рану. Валя сама ходила малышкой в военный госпиталь и подруга бабушки тайком ей давала лекарство. Время-то было военное. Эта рана (две) у неё болели между её тремя-четырьмя годами жизни. На память остались шрамы на лбу, один большого размера и как бы углублённый. Валя стала прикрывать лоб чёлкой. Честно скажу, шрам этот у неё  сейчас есть, но я его не вижу. Где на фото Валя с мамой в шапке с ушками, ей три годика. Есть фотографии папы Василия, его родителей, его родственников и тёти Веры (сестры отца) отдельно и с мужем, племянницей.

На сохранившемся уголке от фотографии – Валя во 2-м классе, когда она жила и училась у родственников папы Василия Шнякина. 

Где на фотографии дети в матросках, это Валя окончила 6-й класс. Она жила и училась во 2-м и затем в 6-м классе у дедушки Филиппа и бабушки Марии.      

А это серия рабочих фотографий. Это общая, где я есть, а Вали нет. Это мы работали в ГСС – газо-спасательной станции. Вот подруги нашей юности:  Маша Коваль, Лида Желенкова (девичья Татаровская), Нина Моисеенко, Кира Ефанова, Тамара Игнатова и т. д., и т. п., и пр. Повспоминали юность, первые рабочие приключения, посмеялись. Жизнь идёт быстро, но мы мимо неё не прошли. А это она уже работала с Зоей Алексеевой на насосной станции. С Зоей Алексеевой и мною в юности Валя пела в хоре Дворца культуры имени Сергея Мироновича Кирова в Бекетовке. Мы с Зоей пели уже пенсионерками до моего ухода из хора.  

Валя часто ездила в турпоходы и отдыхала в заводском профилактории «Горная поляна». На этих фотографиях – они с Тамарой Игнатовой в ДК имени С. М. Кирова, ныне эти фотографии уникальны, так как Дворец Культуры имени С. М. Кирова в Бекетовке погиб (разрушился без целой крыши) и 7-й год идёт война за культуру через Президента РФ. Это правда жизни в ХХ1 веке и отношение к культуре.  

Ещё одна любительская уникальная фотография – строят сами хозспособом  дом № 69 по улице имени 64-й Армии на Развилке. Валя жила в квартире № 22, пока не разменяла свою квартиру на Нахаловку в Красноармейском районе города Волгограда, где и живёт теперь. 

А это уже пришла пора любви. Вот и свадьба Матошки (второй день) и кукла-подарок. Жила мама Вера и папа Гриша в Каменных домах Сталгрэс в том же доме, в котором жили директор завода № 91 Уфлянд и доктор Григорий Топровер (в разное время). Дом этот стоит и сейчас рядом с «Домом под часами», где жила семья Александры Николаевны Пахмутовой. Рядом с этими домами через улицу Хлебную к луговине стоял Летний клуб Сталгрэс, которого теперь нет.

Её «куколка» – доченька Ирочка. Любуются все: и она – молодая мамочка; и я люблю Ирочкины детские фото; и бабушка Оля – мама папы Вовы. Вот Ирина уже взрослая со своими «куколками». А это мама Вера с двумя «кукоками» дочки Галочки. Радость и жизнь.  

Валя была грациозная, спортивная. Сейчас, трудная пора и жить хочется.

А ОНА УМЕЕТ ДЕРЖАТЬ УДАРЫ СУДЬБЫ СТОЙКО, МУЖЕСТВЕННО И ДОСТОЙНО.

Жизни и долголетия хочу ей с любовью пожелать. 

 

25 февраля 2018 года.

 

Ура!!! Наши хоккеисты выиграли ЗОЛОТО на ОЛИМПИАДЕ.

Мне хочется побыстрее сделать подарок Вале. Завтра я надеюсь на помощь в оформлении книжки-малышки о Валином отце. Значит, надо всё доделать.

 

ЧТО МЫ УЗНАЛИ С ИНТЕРНЕТ О ВАЛИНОМ ОТЦЕ:

 

ШНЯКИН Василий Филиппович, 1914 или 1915 года рождения.

Какого места рождения: Куйбышевская область, Утевского района, с. Трофимовка.  

Место призыва: Меджабурский РВК или 1939 год Сталинский РВК, Туркменской ССР, Марыйская область, Сталинский район.   

Воинское звание: солдат, рядовой или красноармеец.

Должность и специальность: радиотелеграфист. 

Последнее место призыва: 6 гвардейская стрелковая дивизия или п/п 04769-н (в других документах эта п/п зачёркнута).

Партийность: беспартийный.

Причина выбытия: погиб или пропал без вести (в других документах зачёркнуто).

Дата выбытия: 29.08.1944 или _.08.1945 (в  других документах зачёркнута).

Номер могилы: 2.

Место нахождения в могиле: сев. сторона первый.

Домашний адрес: Куйбышевская область, ст. Кряж, Войкова 34.

Адрес семьи или родственников: мать Мария Марковна, там же. 

Ближайшие родственники: отец Шнякин Филипп Сергеевич, Кряж, Войкова 34.

 

11 – 25 февраля 2018 года. Бекетовка – Сталинград – Волгоград.

Дэя Вразова (Ефимова).

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий