Последняя перед летними каникулами встреча лектория «Исторический четверг» была посвящена фольклору Севера России и Сибири, в котором сохранились упоминания об исчезнувших народах.
Встреча началась с весёлой нотки – просмотра клипа на «Песню оленевода» в исполнении Кола Бельды.
На лектории речь шла о специфике истории Севера России и Сибири, о разрозненности многих сведений из-за раздробленности народов этих территорий, из-за разницы их менталитета.
Ведущая лектория перечислила народы Севера и Сибири, которые исчезли с лица земли: арины, дючеры, камасинцы, котты, маторцы, эвремейсы, меленхены, калмажи, селькупы, весь, сихиртя. И, конечно же, больше всего внимания было уделено чуди.
Если причины исчезновения других народов «прозрачны», то причина исчезновения чуди не ясна, как неясно её происхождение. Согласно легендам её появление было отмечено на территории от Балтики до Сибири, а первые свидетельства о ней оставили китайские летописи.
Во время лекции были показаны клипы «Легенда о чуди», «Павел Бажов» и «Современная чудь».
Учёные заметили «следы чуди» в сказах П. П. Бажова. По их мнению, «старые люди», Хозяйка Медной Горы, Огневушка-Поскакушка – это чудь.
М. Н. Урусова рассказала о загадках, связанных с так называемым Пермским звериным стилем – не все находки археологи могут «приписать» известным народам, один из народов не поддаётся определению – о нём ничего неизвестно. Так может, эти древние украшения создала чудь? А потом она показала сборник «Саамские сказки», которые читала ещё в детстве, и рассказала, что у саамов в легендах упоминается чудь, которую они называют разбойниками из числа финнов, шведов и др. северных народов (легенда «Лаурикедж»), и помимо этого ещё один-два народа, живущих под землёй. У одного из них есть название – чакли, а второй безымянен, но миролюбив.
Участники встречи оживлённо обсуждали те сведения, которые приводились в лекции. Например, утверждение одного из учёных о том, что исследование этого народа затруднено из-за отсутствия массовых захоронений, получило логичное объяснение сделанное Л. И. Юкиной – чудь либо сжигала мёртвых, либо отправляла их в плавание на лодке по реке, поэтому захоронений не оставила.Заседание «Исторического четверга» завершилось обсуждением современной жизни народов Севера и Сибири и воспоминаниями о творчестве Кола Бельды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий