понедельник, 22 мая 2023 г.

Военная и мирная музыка Никиты Богословского

 22 мая 1913 года (110 лет назад) родился советский композитор Никита Богословский.

Никита Богословский родился в музыкальной семье и рос ярким, разносторонне одаренным юношей. Одно из первых его сочинений было написано в 1926 году. Это был вальс «Дита», написанный в качестве подарка ко дню рождения его сверстнице Э. Л. Утесовой.

Первым педагогом Богословского был композитор С. Панченко. Он показал способного ученика А. К. Глазунову. По его совету Никита Владимирович поступил на композиторское отделение Ленинградского музыкального техникума, где учился с 1927 по 1928 годы (класс композиции А. К. Глазунова), затем в 1930 году стал вольнослушателем Ленинградской консерватории (класс композиции П. Б. Рязанова; полифонии, инструментовки, анализа музыкальных форм — X. С. Кушнарёва, М. О. Штейнберга, В. В. Щербачёва), которую окончил в 1934 году.

Мастер всевозможных розыгрышей и шуток, Богословский еще в студенческие годы вошел в круг писателей, режиссеров, связанных с театром, кино, эстрадой, в течение 1933—1934 годов сочинив музыку к спектаклям Ленинградского театра малых форм «Уха из петуха», «Весна на Стрелке» и многим другим.

В 1937 композитор принял участие в конкурсе на лучшую песню, и хотя его песня «Письмо в Москву» (стихи М. Тевелева) отмечена не была, вскоре она вошла в репертуар С. Лемешева, для которого в 1948 году Богословский напишет и другие вокальные произведения — «Где ты, утро раннее?» (стихи А. Жарова) и «Звезда моих полей» стихи (Л. Давидович и В. Драгунского).

С 1937 композитор начал писать музыку для мультипликационных и кинофильмов на героико-патриотическую, военную, приключенческую, комедийную, сатирическую тематику (всего свыше 100). Уже первый фильм «Остров сокровищ» принес известность песенке Дженни («Я на подвиг тебя провожала», стихи В. Лебедева-Кумача). Вслед за ней на эстраду пришли песни «Любимый город» (стихи Е. Долматовского, кинофильм «Истребители», 1939), «Спят курганы темные» (стихи Б. Ласкина, кинофильм «Большая жизнь», 1-я серия, 1940).

В начале войны (1941—1942) Богословский, работавший в это время на Киевской киностудии, оказался вместе с ней в Ташкенте. Песни, созданные для кинематографа в этот период, ушли в народ. Это «Ночь над Белградом» (1941, из одноименного кинофильма), «Лизавета» (1942, стихи Долматовского, кинофильм «Александр Пархоменко»), знаменитая, ставшая песенной классикой, «Темная ночь» и веселая, лихая «Шаланды, полные кефали» (обе на стихи В. Агатова, 1942, кинофильм «Два бойца»).

Вокальные произведения композитора этого периода исполняли знаменитые в то время певцы. Это «поющий» артист М. Бернес, ставший другом и постоянным участником авторских концертов Богословского, а также еще в конце 1930-х гг. «сыгравший» шуточную «Песню старого извозчика» (стихи Я. Родионова) Л. Утесов, который исполнил песни «Чудо-коса» (из не вышедшего кинофильма «Открытие сезона», стихи Б. Ласкина, 1942) и «Солдатский вальс» (стихи В. Дыховичного, 1944).

В послевоенные годы с эстрады зазвучала песня «Три года ты мне снилась» (1946, стихи А. Фатьянова, кинофильм «Большая жизнь», 2-я серия), песня Рощина («Голова стала белою», стихи Н. Доризо, 1956, кинофильм «Разные судьбы»), появились песни-новеллы «Чистые пруды», «Дождь идет» (обе на стихи М. Матусовского), комедийная песенная сценка «Бывалый старшина» (стихи В. Бахнова и Я. Костюковского) и многие другие.

Богословский — мастер песенного жанра, автор более 300 песен. Широкая палитра песенного творчества композитора с его проникновенным задушевным мелодизмом, теплотой лирического высказывания вбирает лирику, юмор, иронию, гротеск. Как человек, тесно связанный с кино и театром, Богословский через песню раскрывает характер «персонажа», от лица которого она исполняется.

Композитор — автор музыки к разного рода театральным спектаклям (Московский театр сатиры, Центральный театр кукол и другие) и эстрадным представлениям (более 50). Среди них «Где-то в Москве» (1944, Московский театр миниатюр), «На чашку чая» (1953, Ленинградский театр миниатюр под руководством А. Райкина), «На карнавале» (1954, программа А. Шурова и Н. Рыкунина в «Эрмитаже»), «Обозрение Афанасия Белова» в «Эрмитаже» (1955), «Программа Геннадия Дудника» (1959), целый ряд спектаклей Московского театра миниатюр под руководством В. Полякова («Итак, мы начинаем», 1960, «О, Маргарита!», 1964 и другие).

В театральных работах композитор добивается самостоятельности музыкального ряда, его особого «равновесия» с драматургией. Этапными в этом смысле стали музыкально-лирические драмы «Незнакомка» (1972, впервые поставлена студентами факультета режиссеров эстрады ГИТИС, руководитель И. Шарже, в 1982 году) и «Балаганчик» А. Блока (1976, поставлена Московским камерным музыкальным театром в 1982 году), опера «Соль» по рассказу И. Бабеля (либретто и стихи Б. Корнилова, 1932—1980).

В многогранной творческой деятельности Богословского публицистические очерки и статьи, сатирическая проза, юмористические новеллы-зарисовки; сборники юмора.

Композитор имеет звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1968) и Народного артиста СССР (1983). С 1965 года Богословский был вице-президентом общества СССР — Франция, а с 1971 года занимал должность председателя комиссии композиторов Союза кинематографистов СССР.

Умер Никита Богословский 4 апреля 2004 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Песни Никиты Богословского. 1940-80-х годов


Композитор Никита Богословский

Комментариев нет:

Отправить комментарий