среда, 24 мая 2023 г.

Его читает весь мир. А. А. Зимовнов «Шолохов в жизни»

 Одним из доверенных лиц в жизни писателя последних десятилетий был его секретарь Андрей Афанасьевич Зимовнов. Именно благодаря его воспоминаниям мы имеем возможность «увидеть» жизнь Шолохова так, словно она проходит у нас на глазах.

Книга А. А. Зимовнова «Шолохов в жизни» поступила в фонда нашей библиотеки.

Зимовнов, А. А. Шолохов в жизни. Дневниковые записки секретаря / А. А. Зимовнов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов-на-Дону : ООО «Ростиздат», 2005. – 272 с.

От автора[1]

Судьбе было угодно распорядиться, чтобы я в течение почти восьми лет, с января 1965 года по июнь 1967 года, и с мая 1972 года по май 1977 года, выполнял обязанности секретаря М. а. Шолохова. Работал в его доме, жил по соседству. В моём удостоверении личности было записано: «Старший корреспондент газеты «Правда» - помощник писателя М. А. Шолохова». Естественно, что каждый секретарь ведёт свои записи, делал и я свои служебные заметки. Но многие из них выходили из рабочих рамок и принимали форму дневниковых записей. Так, постепенно, в силу отведённых мне возможностей, в блокнотах, тетрадях, на листках записывал наиболее характерные встречи писателя с общественными и государственными деятелями, с гостями из-за рубежа, всё, что было сопряжено с его перепиской по литературным и депутатским делам, с повседневной жизнью в кругу своих земляков, станичников, друзей и близких по родству.

У меня часто спрашивают: «Трудно ли было работать с Михаилом Александровичем? Ведь этот человек известен во всём мире!»

Михаила Александрович – личность гениальная, мышление его необъятно, и поэтому односложно на эти вопросы ответить нельзя. Многогранность творческой личности М. А. Шолохова, всеобъемлющий характер его литературной и общественной деятельности, независимо от автора дневника и неполноты записей, могут представлять значительный интерес для всех почитателей писателя и его творчества.

По-человечески эти записи не могут быть скрыты от народа, с которым он был слит воедино. Всё, что связано с ним, должно быть сохранено в памяти народа. Восьмилетний отрезок жизни Михаила Александровича в пору мощного расцвета его гения отразил в себе целый период в жизни нашего народа, насыщенный неповторимыми событиями, историческими фактами и преобразованиями.

Буду признателен читателям, если они почувствуют это из моих записей.

Думаю, не лишним будет обратить внимание и на то, что описываемые события происходили в период существования СССР при господствующей марксистско-ленинской идеологии.

Многие товарищи говорят, что мне повезло в жизни работать с таким человеком. Признаюсь, работа не из лёгких, но мне посчастливилось знать Михаила Александровича не по книгам, а по работе и общению в его творческой лаборатории, в кругу товарищей и семейном быту. Записи мои не претендуют на какой-либо анализ короткого отрезка времени из жизни и деятельности писателя. Они, скорее, являются штрихами и фактами из жизни замечательного человека.

В работе с М. А. Шолоховым меня преследовала тайная мысль: «В чём суть таланта?» Но так и не понял её, она, оказывается, вся в нём, вместе с его особенностью феномена всё видеть, слышать, держать в памяти, оценивать и действовать наверняка.

Знал я Михаила Александровича с раннего детства. Шурин его – брат Марии Петровны Иван Петрович, был заведующим нашей хуторской школой, а жена его, Евдокия Семёновна, учительницей. Шолоховы бывали у них в гостях. Были случаи, когда мой отец участвовал в их мужской компании на охоте. Однажды по возвращении с охоты отца сообщил, что Шолохов подарил ему лягавого щенка. Доставить его домой поручалось мне. На второй день, рано утром, я взял корзину и отправился в Вёшки. Дом их я знал, с матерью моей приходилось бывать в этом дворе, когда она привозила продукты на базар. Их у нас брала Анастасия Даниловна, мать писателя, ей нравились опрятность в отношении с продуктами и их вкусовые качества. Она всегда брала у нас молоко, сметану, масло, курочек, а осенью сало. Часто всё это сразу, минуя базар, доставлялось к ним во двор. На этот раз я пришёл один, и дело пришлось иметь  с самим писателем. Запомнилось, на высокой веранде появился человек с чубом, в белой, расшитой косоворотке, заправленной под ремень широких галифе, обутый в хромовые сапоги. Погладил меня по голове и пригласил к сараю. На его оклик из дверей вышла рябая, в бело-чёрных пятнах, с большими опущенными ушами большая собака, а с ней два пузатых щенка. «Выбирай, - сказал хозяин, - это умная охотничья порода. Отец умеет учить собак?» Не помню, что я ему отвечал, но выбрал с чёрно-белыми пятнами. Радости моей не было предела, а хозяин вежливо стал уговаривать меня оставить щенка с матерью ещё недельки на две-три, обещал никому не отдавать. Не обманул: через три недели щенка я забрал. Назвали его Цезарем, хорошая была собачка.

Запомнилась мне ещё одна детская встреча с писателем. Было это в Вёшенском драмтеатре колхозно-казачьей молодежи. На пионерском слёте за казачью пляску мне вручили круглый радиорепродуктор. И тут Михаил Александрович вдруг заметил: «А к чему он будет его подключать? В хуторе Черновском нет радиолинии». Вручили мне костюм пионерский вместо репродуктора.

В нашей школе тогда библиотеки не было. Учительница Евдокия Семёновна приносила свои книжки, читала нам на уроках рассказы про Нахалёнка, Жеребёнка, Бахчевика и говорила: «Пишет эти книжки Михаила Александрович Шолохов, тот самый, который бывает в нашем хуторе». Здесь его почти все знали. Ходил слух, что он шибко за казаков заступается, а бедным деньги даёт, колхозникам помогает хаты строить.

Отец мой выписывал районную газету «Большевистский Дон». В ней публиковались главы из «Тихого Дона», а потом и «Поднятой целины». Читать заставлял меня отец, сам был малограмотный. Пристрастились так, что и соседи приходили слушать. Казаки гордились Шолоховым, и сами рассказывали разные истории. Отец в гражданской войне не участвовал, был молод, но много знал и умел складно рассказывать. О Шолохове он рассуждал: «Казак он не чистокровный, мать у него хохлушка, но шолоховская фамилия на Дону известна давно, говорят с самого Пугачёва. Молодой, но смётливый. Со всеми разговаривает, а потом пишет, что к чему. Рассказы казаков он понимает по-своему, писать – надо большой ум иметь».

Казакам нравилось читать главы «Тихого Дона» в районной газете. Их всё интересовало: и любовь, и смерть, но больше всего их прельщали героические поступки. Имели они свои суждения и о Гришке Мелехове. «Гришка – это же родственник нашего Кольки Мына, настоящая их фамилия Ермаковы, они родом из Антиповки, упрямая, натуральная порода. Харлампий у них тогда, в германскую войну, в урядники выбился, в офицерах ходил, - рассказывал отец, - чёртова голь хуторская, а туда же. Иные думают, что проделки Харлампия – его одного, хисту ˂таланту˃ у него одного не хватило бы. Шолохов списал много героических дел с других: сложи всё вместе, и получится Гришка Мелехов. Послушал бы он тогда красных казаков, прибился к их берегу, смотри, и стал бы Сёмка Будённый. А то ить они, голь драная, с красновцами поякшались, и думали, что им удержу не будет. Надо было сообразить, что у потомственных офицеров капиталы, а у них вши загашником. Такие вот и нашего отца, твоего деда, убили. Много тогда казаков погубили напрасно, по глупости».

Не мог знать я тогда, что моё детское знакомство с великим земляком будет продолжено в новом качестве через добрых три десятка лет.

В конце 1964 года, когда сместили Хрущёва, объединили две области – Каменск-Шахтинскую и Ростовскую, я работа помощником председателя облисполкома. В связи с объединением областей мне предлагали несколько вариантов работы в Ростове, но согласился я пойти на корреспондентскую работу в газету «Правда», личным помощником писателя М. А. Шолохова. Первыми по этому вопросу со мной беседовали личный друг Михаила Александровича Сидоров Аким Андреевич и секретарь обкома КПСС по идеологии Фоменко Михаил Кузьмич. И только после этого состоялась встреча с Михаилом Александровичем в здании обкома партии.

Встреча была продолжительной, писатель задавал много вопросов, хотя и знал меня хорошо как инструктора и лектора обкома партии. Здесь же Михаил Александрович упомянул о своей жене Марии Петровне (и её брате, моём первом учителе, Иване Петровиче Громославском). Оказывается, они тоже давали своё «добро» на мою работу у писателя.

Было понятно, что он изучал меня, да и я присматривался к нему. Из беседы становилось ясным, что Михаил Александрович не любит, когда о нём пишут, фотографируют, делают киносъёмки. И в секретаре он видел близкого себе человека, не восхваляющего его личные качества. Основным направлением работы помощника он считал помощь в исполнении своих депутатских обязанностей. А что касается помощи в оценке присылаемых молодыми авторами рукописей, то к этому могли быть подключены самые крупные писатели Союза.

«Хватит быть подпоркой обкома партии, пойдём работать ко мне, ты же сам оттуда. Квартиру оставим в Ростове за тобой, ты будешь в академической командировке, заберёшь с собой жену, а в Вёшках тебе предоставим дом, кстати, бывший дом руководителя Вёшенского восстания».

В Вёшенской мне было всё знакомо. Однако, пришлось присмотреться внимательнее к усадьбе писателя, его саду, дворовой и домашней обстановке. И тогда уже подумалось: живёт наш милый писатель с громким именем Шолохов М. А. очень скромно. Заборы все рушатся, подставлены новые стояны, укрученные проволокой, двор не асфальтирован. В доме напоминало всё старину.

В один из первых вечеров Михаил Александрович познакомил меня в столовой со своей семьёй. Мария Петровна Громославская – жена, которая и рассказала мне, как она перепечатывала рукописи «Тихого Дона»; два внучка – Андрей и Саша. К семье причисляли и Анну Антоновну, кухарку, тогда уже проработавшую более 30 лет у писателя. По соседству жила сестра Марии Петровны Лидия Петровна со своим мужем Кирилловым. Здесь же я узнал, что отец внучка Саши, Михаил Михайлович, и его жена, Валентина Исмаиловна, живут в Ростове. Родители Андрюши, дочь Мария и зять Владимир, работают в Москве. Есть у писателя и старший сын Александр Михайлович, вместе с женой проживает в Ялте и работает в Никитском ботаническом саду. Жена Александра – Виолетта, между прочим, дочь бывшего председателя Совмина Болгарии Югова. Есть у Михаила Александровича и старшая дочь Светлана, вместе с мужем живёт и работает в Ленинграде.

Дальнейшее знакомство и с домом, и с семьёй продолжалось, как правило, за ужинами. Писатель всегда был очень внимателен ко мне, и до приезда семьи в Вёшенскую все заботы по моему быту взял на себя.

В этот дом поступало ежедневно не менее ста видов корреспонденции.

В райисполкоме была комната депутата Шолохова, ежедневные приёмы посетителей от имени депутата возлагались на меня. Посетителей было много: из областей и республик. По наиболее сложным вопросам Михаил Александрович после моих бесед принимал у себя дома. Недаром писатель заметил однажды, что «мы с тобой получаем больше корреспонденции, чем в двух обкомах, облисполкомах и совнархозах».

Очень часто к Михаилу Александровичу приезжали делегации из-за рубежа, республик и Союза. Встречался Шолохов с писателями, журналистами, молодыми писателями, школьниками, военными, рабочими и крестьянами. Всех выслушивал, давал исчерпывающие ответы на все вопросы.



[1] Предисловие к первому изданию книги (1999 г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий