среда, 8 апреля 2020 г.

Библиотека как культурно-просветительский центр


Участие в профессиональных конкурсах – дело полезное, потому что заставляет взглянуть на свою работу, осмыслить её и подвести под сделанное теоретическую основу.
Предлагаем вашему вниманию расширенный вариант эссе, написанного для участия во Всероссийском конкурсе «Библиотекарь-2018» на основе работы библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова.

Марина Николаевна Урусова
участник Всероссийского конкурса
«Библиотекарь 2018 года»



БИБЛИОТЕКА КАК КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

Библиотека изначально тесно связана с образованием и просвещением, поскольку хранит в своих фондах бесценные источники знания – книги. Но просветительская функция не всегда является главной для этого социального института, и, если для её сотрудников важнее мемориальная функция, тогда книги могут лежать мёртвым грузом, а не приносить пользу людям.
В последнее десятилетие библиотекари перестали быть «выдавальщиками» книг и журналов, хранителями документов. Время потребовало измениться, осваивать новую технику, применять нетрадиционные подходы к обслуживанию пользователей. Соперничество с Интернетом привело к переосмыслению целей и задач этих социальных институтов, заставило расставить приоритеты заново. И мемориальная функция поблекла, а на первое место уверенно вышли информационная, просветительская и культурно-досуговая. К худу или добру произошли кардинальные перемены в функциях библиотек – сложно судить, но закрывать на них глаза глупо.
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», - писал поэт. На долю нашего поколения библиотекарей выпало работать в век культурной революции или «эволюционного переворота в культуре», когда исчезают традиционные профессии, не выдерживая напора научно-технического прогресса. Нам остаётся либо с грустью наблюдать за переменами и мириться с ними, либо попытаться подстроиться под бодрый марш технических новинок, наступающих на горло той библиотеке, образ которой складывался в сознании человечества веками. Выдержим ли мы конкуренцию с другими, родственными нам социальными институтами – музеями, клубными и образовательными учреждениями? Сможем ли сохранить за собой статус культурно-просветительского центра?
Рассмотрю эти вопросы на примере библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова МУК «Централизованная система городских библиотек г. Волгограда», в которой я работаю. Она представляется мне идеальной моделью для подобного умозрительного эксперимента, поскольку носит статус Центра казачьей культуры, имеет в своём распоряжении музейную Комнату казачьего быта и две Комнаты народного творчества, реализует благотворительную программу обучения пенсионеров и инвалидов «Статус: онлайн», ежегодно участвует во Всероссийской акции «Библионочь» и прочая, прочая, прочая.


Ох, поскромничал Аркадий Васильевич Соколов, назвав библиотеку «коммуникационным пятачком». Оценивая работу коллектива нашей библиотеки, я порой думаю, что не пятачок это, а перекрёсток множества дорог, ведущих к знаниям, порт множества морей, в котором бурлят потоки информации. Сотни, тысячи массовых, групповых и индивидуальных информационных потребностей гонят людей именно сюда – в библиотеку. Все дороги ведут не в Рим, а в ближайшее книжное хранилище. И пусть случайные знакомые спрашивают участливо: «Ну, что, ходит кто-то к вам в библиотеку?», мы-то знаем, что в последние несколько лет люди начали возвращаться в «книжный дом».
С какими только запросами к нам не обращаются! И каждый – как вызов образованию библиотекаря, как повод учиться, учиться и ещё раз учиться, чтобы потом передать свои знания другим. Да, не просто передать, а сделать это красочно, наглядно, ярко.
Что может предложить своим пользователям филиал, находящийся на самой низшей ступеньке иерархии библиотечных институтов? Как выяснилось, очень много, выполняя одновременно роль библиотеки, музея, клубного или образовательного учреждения.
Основное количество просветительских мероприятий, которые проходят в нашей библиотеке, предназначены, естественно, подрастающему поколению – школьникам. Для них проводятся уроки истории, уроки мужества, вечера-хронографы, вечера-портреты, родословные книг, на которые ребят приводят учителя истории, высоко оценивая качество информации, получаемой детьми, используя наши мероприятия для углубленного изучения определённых тем. Большая часть наших встреч со школьниками нацелена на формирование у детей патриотизма.
Одним из ключевых моментов в этой работе является пропаганда и продвижение творчества Михаила Александровича Шолохова, имя которого носит наша библиотека. Шолохова можно по праву назвать патриотом своей страны, человеком, отразившем в книгах все этапы истории России, начиная с турецких войн до послевоенного десятилетия, написавшего «литературную энциклопедию» народной жизни. Каждая книга этого автора – повод изучить определённый период истории Отечества. Не менее интересна и биография писателя, дающая возможность говорить об активной жизненной позиции этого человека, проявлявшейся в его письмах Сталину, позволивших спасти от голода ряд хуторов и станиц Донского края в тридцатые годы, в его деятельности в роли депутата Верховного Совета, в готовности встать в ряды защитников Родины на фронтах Великой Отечественной войны, в благотворительности (две свои главные премии он перечислил в Фонд обороны и на постройку школы), в любви к родной природе (будучи заядлым рыбаком и охотником, Шолохов часто выступал за сохранение природных ресурсов). Обо всём этом мы говорим с детьми.
Будучи Центром казачьей культуры мы, естественно, в ходе мероприятий уделяем большое внимание участию казаков в написании славных страниц истории нашей Родины. Как отмечал Л. Н. Толстой, «казаки создали Россию», являясь первыми пограничниками, стоявшими на защите рубежей. Начиная с XV века нет ни одной войны, где не отличились бы казачьи части. При проведении мероприятий, посвященных историческим событиям, обязательно звучит рассказ о славных представителях этого народа-сословия – об Азовском сидении и походах Стеньки Разина в Турцию за зипунами, о славных казаках атамана Матвея Ивановича Платова, дошедших до Парижа, о первом Георгиевском кавалере Первой мировой войны – Козьме Фирсовиче Крючкове, о нашем земляке – полном Георгиевском кавалере и Герое Советского Союза Константине Иосифовиче Недорубове, и о героях нового времени – уроженцах нашего края – Руслане Казакове, закрывшем собой раненого друга при патрулировании улиц в Симферополе во время проведения референдума о присоединении Крыма к России, и о казаке Сергее Печурине с позывным «Огонёк», погибшем при разминировании одного из сёл Новороссии.
История нашего Отечества – благодатная почва для воспитания патриотизма. Она полна славными и горькими моментами. Задача работников библиотеки при проведении мероприятий, посвящённых историческим событиям, эмоционально «зацепить» ребят, заставив их думать, сопереживать людям прошлых эпох. В ходе подготовки таких «внеклассных уроков» сложился комплекс подачи материала, который включает рассказ о предпосылках начала войны, отрывки из документальных фильмов с описанием главных сражений, электронную презентацию о действующих лицах (героях) и «культурный экскурс» (рассказ о произведениях искусства – песнях, картинах, посвящённых рассматриваемому событию).
Не всегда на уроках приходится рассказывать о победах русской армии, поскольку Россия терпела и поражения – в Крымской, Русско-Японской войнах, несла колоссальные потери во время Советско-Финской войны. Тем не менее, даже в проигрышных ситуациях находится нечто, что вызывает гордость – подвиги участников тех далёких событий. Мы сдали Порт-Артур и проиграли Цусимское сражение, но разве не достоин восхищения подвиг капитана «Варяга» Руднева, напавшего на японскую эскадру, имея в своём распоряжении лишь один-единственный крейсер и канонерскую лодку? Мы потеряли огромное количество солдат во время войны с финнами, но в итоге мы подготовились к обороне Мурманска во время Великой Отечественной войны. Мы проигнорировали сообщения о дате начала операции «Барбаросса», понадеявшись на пакт Молотова-Риббентропа, но у нас была Брестская крепость, последнему защитнику которой отдавал честь фашистский генерал!
Формирование патриотизма на основе российской истории для нашей библиотеки – не просто одно из направлений. Это – дело чести и совести, поскольку сотрудники обеспокоены тем, что в результате использования соросовских и недостатка качественных отечественных учебников у подрастающего поколения сложилось неверное представление о многих эпизодах прошлого.
Мы живём и работаем в единственном районе Волгограда, который в период Сталинградской битвы не был занят врагом, и историческим центром которого является та самая Бекетовка, что прозвучала в выступлении Коли Десятниченко в Бундестаге. Мальчик вспоминал с сожалением «невинную жертву» - немецкого солдата, прошедшего через лагерь военнопленных в Бекетовке, голодавшего и мёрзшего в советском плену, по-видимому, не имея представления о том, что голод и холод были следствием варварской бомбардировки города, жестокости захватчиков, расправлявшихся не только с мирными жителями, но и с животными. Немецкие лётчики в своих мемуарах вспоминали, как гонялись за людьми и коровами, расстреливая их из пулемётов, отмечая, что коров им было жаль... В итоге не только немецкие солдаты, но и жители Сталинграда испытывали голод и холод, который стал причиной гибели многих военнопленных. В разрушенном городе, в разорённой области в первый месяц после окончания сражения не было достаточного количества продуктов даже для детей - настоящих невинных жертв войны.
Что мы можем противопоставить искажению истории? Честный рассказ об исторических событиях и встречу с их участниками, с людьми, ведущими исследовательскую работу в архивах, устанавливающих истину – с ветеранами, сотрудниками музеев и представителями поисковых отрядов.
Самыми большими нашими помощниками являются, конечно, ветераны Великой Отечественной и представители общественной организации «Дети Сталинграда». Они приходят на мероприятия, посвящённые военной тематике и рассказывают ребятам правду. И по праву именно они получают самые горячие благодарности от учителей и школьников, от воспитателей детских садов и их воспитанников. Медсестричку Зиночку – санинструктора 64-й армии Зинаиду Петровну Степыкину – детвора встречает с благоговением. Хрупкая крошечная 95-летняя женщина в пилотке вызывает у них восторг. «Ух ты, она же во время войны воевала!», - непосредственно кричат дошколята. «Низкий поклон вам!», - со слезами на глазах говорит девочка-подросток.
Обратную связь с ребятами мы получаем сразу же – во время мероприятий, или по их окончанию, когда они окружают ветерана или сотрудника библиотеки и, буквально заваливают вопросами. «А какое место у танка самое уязвимое?» - спрашивает мальчик после рассказа о собаках-подрывниках. «А с кем остался ребёнок Гули Королёвой, когда она ушла на фронт?» - интересуется девочка. «А у него были с собой гранаты?» - дёргает за рукав ещё один младший школьник, пытаясь больше узнать о пулемётчике Ханпаше Нуратдилове. И хочется верится, что мы не опоздали, что не потеряно ещё наше подрастающее поколение, не удалось соросовским учебникам исказить в его головах реальность.
Школьники и воспитанники детских садов – не единственные наши «ученики». Библиотека носит статус «взрослой», но работает со всеми возрастными категориями населения. Самой большой группой, нуждающейся в нашей помощи, являются пенсионеры и инвалиды, для которых в библиотеке на протяжении восьми лет ведутся курсы компьютерной грамотности. В последние три года эта работа проходит в рамках благотворительной программы «Статус: онлайн», которая предусматривает не только формирование информационной культуры, но также экономическое и правовое просвещение.
Люди «старшего возраста» приходят к нам в первую очередь за знаниями компьютерной грамотности, не желая отставать от времени. Одни хотят научиться пользоваться скайпом, другие – оплачивать счета через Интернет, третьи – получить доступ к просмотру фильмов и чтению книг в электронном виде, четвёртые – научиться покупать билет на поезд онлайн.
Работа с курсантами в библиотеке ведётся настолько интенсивно, что… однажды мы по ошибке в переписке обозначили себя не как учреждение культуры, а как образовательное учреждение.
Занятия ведут три «тренера» для трёх групп, каждая из которых приходит в библиотеку два раза в неделю. Программа обучения включает в себя лекционные, практические занятия, индивидуальные занятия и самостоятельную работу (домашние задания). Бабушки и дедушки садятся за «парты» с тетрадками и старательно пишут конспекты, работают с учебниками (разработанными Пенсионным фондом и Центральной городской библиотекой г. Волгограда), набирают тексты и вставляют в них картинки, ищут что-то в Интернете, а их преподаватели готовят «раздаточные материалы», делают обучающие презентации, пишут лекции по «индивидуальным запросам» (в каждой группе обязательно оказывается человек, чьи запросы выходят за рамки обозначенной программы). Традицией стало оставлять новым группам курсантов оформление для рабочего стола учебных компьютеров. Каждый из выпускников подбирает комплект обоев по определённой тематике и задаёт параметры слайд-презентации, желая создать у новичка, который сядет за «его» компьютер, хорошее настроение в первые дни учёбы.
В результате занятий наши лучшие выпускники не только общаются с родственниками и друзьями по скайпу или оплачивают счета за ЖКХ, но самостоятельно ведут страницы в соцсетях, покупают билеты, ищут гостиницы на время летнего отдыха, «ходят» по музеям, кинотеатрам и библиотекам в Интернет-версиях, смотрят онлайн-трансляции футбольных матчей, следят за прессой, покупают товары в интернет-магазинах, общаются в чатах, регистрируются на сайтах и многое, многое другое.
Как правило, на курсы ходят люди с активной жизненной позицией, желающие что-то изменить в своей жизни. Да, просто желающие жить, то есть не настроенные на близкую кончину. И, естественно, они не ограничиваются компьютерным обучением. Для заинтересованных людей проходят занятия по правовой грамотности (большое внимание уделяется обучению работе с правовой системой КонсультантПлюс и БД «Законодательство России», защите персональных данных, способам защиты от телефонных мошенников и т.п.). В библиотеке проходят встречи с представителями Сбербанка, на которых пенсионеры узнают о выгодных для них программах кредитования, о системах защиты накоплений от электронных краж с банковских карт.
Как видите, библиотека способна оставаться просветительским центром в настоящее время и в ближайшем будущем, она востребована в этом качестве. Можно ли при этом назвать её ещё и культурным центром?
Напомню, что при библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова организованы музейные Комната казачьего быта и две Комнаты народного творчества. Вокруг них развивается культурно-досуговая деятельность библиотеки.
Комната казачьего быта, созданная одиннадцать лет назад, даёт посетителям возможность прикоснуться к культуре донского казачества. Она служит и для просветительской деятельности, и для продвижения знаний об этнической казачьей культуре, привлекает к себе казачьи фольклорные коллективы, «провоцирует» на постановку театрализованных представлений по мотивам шолоховских книг.
На территории Волгоградской области во времена Российской империи находилось три округа Области Войска Донского – Усть-Медведицкий, Хопёрский и Второй Донской, а Царицын в своё время охраняли казаки Астраханского и Волжского казачьих войск. От Царицына до Камышина пролегала через степь Царицынская сторожевая линия – самое грандиозное военное сооружение времён Петра Первого и Екатерины Великой, службу на которой также несли казаки. Край наш – казачий, и интерес к казачьей культуре проявляется в разных вариантах. Нашу музейную экспозицию посещают группы детсадовцев и школьные классы, обучающиеся в рамках казачьего этнического компонента. На экскурсии приходят и взрослые, узнавшие о существовании музея. Это могут быть пользователи библиотеки, гости города, которых привели с собой наши читатели. Особенно дорого, когда к нам на экскурсию бабушки и дедушки приводят внуков и правнуков, показывая предметы, которые помнят по собственному детству.
В экспозиции библиотечного музея нашли своё место вещи, принесённые в дар читателями (потомками казаков) или приобретённые, найденные в хуторах и станицах сотрудниками библиотеки. Среди них есть подлинные предметы казачьего быта, которым более ста лет, хотя большую часть составляет, конечно, так называемый, «новодел» - вещи, сделанные под старину. Экспонаты руками трогать можно. Более того, в программу каждой экскурсии входит фотосессия в музее, когда можно надеть женский казачий костюм, убрать волосы под шлычку, нацепить казачью фуражку и взять в руки нагайку, примериться к тяжести чугунного утюга, подивиться на необычные вязаные носки без пяток, покрутить колесо самопряхи или поднять на плечи коромысло. Дети с удивлением вертят в руках уздечку, стремена и шпоры, гадая, что это такое.
Благодаря атмосфере казачьего уголка библиотеки, он часто становится местом театрализаций. Например, во время акции «Библионочь-2013» в нём посетителям была показана сцена ожидания казачками казаков из похода, во время «Библионочи-2015» - сцены из «Тихого Дона», а в этом году в Комнате казачьего быта «открылась мастерская казачьих ремёсел», в которой в качестве актёров и мастеров принимали участие наши читатели. Здесь же проходила запись клипов в рамках акции «Читаем Бориса Екимова».
Комнаты народного творчества появились в библиотеке два года назад. Идея их создания возникла после мероприятия, посвящённого Дню пожилого человека, на котором наши читатели рассказывали о своих хобби. Выяснилось, что все они – люди творческие, талантливые и мастеровитые, но недооцененные. В результате в библиотеке появился уголок, где каждый желающий может выставить свои работы на общее обозрение. Основу композиции составляют скульптуры из пластилина Петра Асиянова, посвященные мифологии, библейским темам и литературным произведениям, две экспозиции посвящены русской и украинской национальным культурам (вязаные предметы, костюмы-вышиванки, салфетки, изделия из дерева). Одна из комнат заполнена работами, выполненными в «новых» техниках – куклы из чулок, винтажные бутылки, бисероплетение, декупаж и многое другое.
Однажды ступив на тропу «выставочной деятельности», мы пошли по ней дальше и предоставили литературно-музыкальную гостиную библиотеки самодеятельным художникам. В результате целый год в ней работал вернисаж работ Сергея Асиянова и Михаила Галичкина, вызывая восхищение читателей. За ними потянулись другие художники, и в витрине библиотеки на радость прохожим появились «новогодние» работы Татьяны Федосеевой. А весной этого года из Волгоградского областного краеведческого музея к нам прибыла передвижная выставка «Гости великого города», в которой представлены фотографии Степана Курунина и Витольда Ярмаковича – двух фотокорров разных поколений.
Естественно, вид экспонатов Комнат народного творчества вызывает у посетителей ряд вопросов – в какой технике выполнена та или иная работа, из какого материала, кто автор, как научиться делать такую красоту? Наши мастера пошли навстречу пожеланиям читателей, и в библиотеке в конце прошлого года заработала «Мастерская талантов». Началась она с мастер-класса по изготовлению кукол в чулочной технике от Эльвиры Кайгородовой, который неожиданно продлился целый месяц. За это время ученики мастерицы успели сделать магнит-собачку и смешную старушку. Расставаться ученики не пожелали, и следом за одним мастер-классом запросили другой. В результате две мастерицы – Надежда Сорокина и Елена Короткова – начали учить вязанию крючком, на спицах, в обычной технике и в японской…
Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству – не единственное проявление культурно-досуговой и рекреационной функций в нашей библиотеке. Уже целый год проходят встречи любителей музыки. Они возникли благодаря нашей давней читательнице Ларисе Павловне Орешкиной. Она – давний друг и соратник библиотеки. В былые годы ребята из фольклорного ансамбля «Пролиски», руководила которым Лариса Павловна, были частыми гостями на наших мероприятиях. Прекратив преподавательскую деятельность Лариса Павловна взяла над нами шефство и каждый праздник игрой на аккордеоне создаёт в библиотеке душевную атмосферу. Постепенно вокруг неё сформировался круг людей, влюблённых в музыку, испытывающих потребность в общении и обсуждении любимых мелодий. Сценарии встреч пишут сами читатели, они же становятся ведущими, готовят музыкальные номера, приносят звукозаписи песен, которые предлагают послушать.
Наша библиотека всегда открыта для людей творческих. Мы легко идём на контакт и обзаводимся друзьями. В нашем читальном зале проходят заседания литературного объединения «Авангард» (руководитель – член Союза писателей России Борис Петрович Гучков), в нём иногда проходят встречи членов Волгоградской областной общественной организации «Союз военных писателей». Он стал местом празднования юбилеев руководителей этих организаций – Бориса Гучкова и Зинаиды Коломейцевой, на которые приехали литераторы не только из Волгограда, но и из Волжского, Дубовки, Суровикино. Все встречи носили открытый характер, и на них могли присутствовать читатели библиотеки.
«А когда у вас будут поэты?» - это не риторический вопрос для нашей библиотеки, а уточнение времени новой встречи. Пользователи знают, что вечера с участием представителей литературного клуба «Орфей» (ДК «Патриот»), литературного объединения «Авангард» и «Союза военных писателей» проходят регулярно. После каждой такой встречи с полок сметают сборники стихов и прозаические произведения волгоградских авторов.
Ещё одной гранью культурно-досуговой деятельности библиотеки является организация концертов. В стенах филиала выступали казачьи ансамбли «Браты», «Любо», «Воскресение», «Скипетр», «Станица», «Покров» и другие. В репертуаре многих из них есть песни, известные читателям по шолоховскому «Тихому Дону». Большой популярностью пользуются у наших читателей концерты, которые проводит Детская школа искусств № 1. Как правило, преподаватели и ученики школы готовят не простой концерт, а интерактивный, предлагая зрителям поучаствовать в викторине, ведя с ними живой непосредственный диалог.
Трудно перечислить все культурные и просветительские мероприятия, проходивших в библиотеке в последние несколько лет, всех людей с которыми мы так или иначе сотрудничаем.
Свидетельством нашей конкурентоспособности в роли культурного центра могут служить благодарности пользователей библиотеки, отмечающих в книге отзывов, что они получили удовольствие от очередного мероприятия.

Пример библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова показывает, что современная библиотека способна конкурировать с музеями, образовательными и культурными учреждениями, не дублируя их функции, а органично заполняя пробелы в их работе, сотрудничая и кооперируясь с ними.
Семь сотрудников библиотеки проводят экскурсии по музейным комнатам, ставят театрализованные постановки (создали для этого реквизиторскую комнату), проводят мастер-классы по рукоделию, ведут занятия по компьютерной грамотности, создают базы данных и библиографические указатели, оказывают помощь литературным объединениям района, клубу краеведов, инспекции по делам несовершеннолетних. Книга отзывов библиотеки изобилует благодарностями, а количество помощников и «соработников» растёт в геометрической прогрессии, что говорит о востребованности этого учреждения.
Что, на мой взгляд, следует сделать другим библиотекам, чтобы соответствовать статусу культурно-просветительского центра? Наверное, в первую очередь их работникам нужно снять с себя рубище несчастных страдальцев умирающей профессии, поверить, что они твёрдо стоят на ногах, чтобы вскоре стать теми, кем они являются по своей сути – красивыми, умными, талантливыми, успешными, креативными и позитивными людьми! Важно поверить в себя, в свою профессию, в своих коллег, в своих читателей! И тогда всё получится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий