понедельник, 6 апреля 2020 г.

Жан-Мишель Геннасия «Клуб неисправимых оптимистов»


Представляем вашему вниманию эссе ведущего библиографа библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова, написанное для 2-го выпуска сборника ВМУК «Централизованная система городских библиотек» «Моё ПРОчтение».


ЖАН-МЕШЕЛЬ ГЕННАСИЯ «КЛУБ НЕИСПРАВИМЫХ ОПТИМИСТОВ»


Детство и отрочество – одна из ведущих тем в мировой литературе. Они могут находиться в центре повествования или быть его частью, добавляя штрихи к образу главного героя, давая читателю возможность понять предпосылки его действий, мотивацию.
В романе лауреата Гонкуровской премии Жана-Мишеля Геннасия «Клуб неисправимых оптимистов» детство – третьестепенный персонаж, который стоит за плечом главного героя и молчит, уступая право говорить о нём политике. Обычно эта дама не вторгается в книги о детях и подростках, в результате чего порой невозможно отличить эпоху «Детства» Льва Толстого от эпохи «Кондуита и Швамбрании» Льва Кассиля. Лишь историки по мелким деталям могут определить десятилетие, в которое Тёма вытаскивал из колодца Жучку, Том Сойер путешествовал на плоту с Геком Финном, и умирал несчастный маленький Поль Домби. Однако бывают исключения. Например, в дилогии Александры Бронштейн «Дорога уходит в даль» и «Весна», политика идёт фоном и постоянно вторгается в жизнь героини, потому что к ней проявляют интерес родители девочки. Автор дала уникальную возможность погрузиться в атмосферу конца девятнадцатого – начала двадцатого века и получить представление о том, чем жили тогда люди. В романе Жана-Мишеля Геннасия всё наоборот. Не политика вторгается в жизнь ребёнка, а ребёнок стремится познать политику пятидесятых-шестидесятых годов ХХ века, что совершенно не вяжется с представлениями о «детской литературе».
«Клуб неисправимых оптимистов», несмотря на возраст главного героя, от имени которого ведётся повествование, – не детская литература и не литература о детстве. Это – серьёзный роман о взрослении двенадцатилетнего парижанина Мишеля Марини.

У главного героя есть семья – отец, мать, старший брат и младшая сестра. Есть дядя и тётя, кузены и кузины, которые живут в Алжире. На первый взгляд, всё, как у других детей, если бы не деление семьи на две части – Марини и Делоне. Брак отца и матери Мишеля – постоянный повод для споров и ссор, поскольку они происходят из разных социальных слоёв, и богатые Делоне не могут забыть о неравенстве. В результате главное влияние на формирование характера Мишеля оказывают не родители, занятые бизнесом или поддержанием имиджа, а старший брат Франк. По его совету подросток читает определённых авторов, с ним советуется, стремится подражать, входит в круг его друзей, знакомится с его девушкой Сесиль.
Можно было бы сказать, что Мишель – обычный мальчишка, и это было бы отчасти верно, потому что он, так же, как его сверстники любит играть в настольный хоккей, также обожает слушать рок-н-ролл и собирает пластинки, увлекается фотографией. Даже любовь к чтению не делает его исключительным, лишь – немного странным. Он читает по особенной системе – знакомится с биографией писателя, и, если ему понравился человек, читает все его произведения. Читает везде – даже на ходу, чем приводит в ужас и брата, и его девушку. Постоянно опаздывает из-за чтения в колледж и остаётся в наказание на несколько часов после уроков. Выбор книг, подсказанный братом, становится причиной его знакомства с «оптимистами». Однажды, ожидая своей очереди для игры в настольный футбол, он заглядывает в «задний» зал кафе «Бальто» и видит за столиком с шахматной доской самых известных писателей Франции – Жан-Поля Сартра и Жозефа Кесселя. Желание быть ближе к литераторам, приводит его в зал снова и снова, постепенно «втягивая» в круг завсегдатаев небольшого шахматного клуба, которыми оказываются эмигранты из стран социалистического лагеря. Постепенно интерес к писателям притупляется, сами они уходят на дальний план, уступая первенство другим завсегдатаям клуба, которых стараются поддержать и «подкормить».
Автору удалось переплести рассказ о буднях подростка с политическими «вставками» так искусно, что роман не распался на части, а составил единую канву, подобно тому, как цветные лоскутки соединяются в одеяло, выполненное в технике печворк. Именно эта ассоциация возникает, когда в ходе повествования всплывают биографии «оптимистов». Их жизнь была разорвана в клочья, в лоскутки, когда они бежали с родины, чтобы осесть на чужбине.
Два брата - Игорь и Саша Маркиш - вынуждены были покинуть СССР после того, как первого из них хотели арестовать по «делу врачей», а со второго (сотрудника КГБ) взяли слово выступить на процессе с обвинительной речью против брата. Ни один из них не обольщался, понимая, каков будет итог, учитывая их еврейское происхождение. Несмотря на общую причину побега из СССР, дружбы за рубежом у них не вышло. Игорь не простил Саше его прошлого и службы в КГБ. С работой у обоих долгое время не складывалось, потом один стал таксистом, второй ассистентом фотографа (в СССР был специалистом по «редактированию» фотографий – ретушировал их так, чтобы исчезли репрессированные, заменял одних людей на других). Итог их взаимоотношений печален – Игорь стал причиной смерти Саши.
Владимир Горенко – бывший директор комбината, который однажды решил не вернуться из заграничной командировки. Во Франции ему были не очень рады. Долгое время Владимир не мог найти работу – даже те бывшие партнёры, которые к нему хорошо относились, не хотели ссориться с системой. В результате обстоятельства вынудили его вести нелегальную деятельность для ряда мелких торговцев, помогая тем избежать налогов.
Леонид Кривошеев – дважды Герой Советского Союза, любимец Сталина, работал в «Аэрофлоте», встретил «француженку всей своей жизни» и сбежал во Францию. На начало действия книги работал таксистом.
Представители других стран социалистического лагеря описаны более скудно.
Венгры Тибор и Имре – гомосексуалисты. Актёр и импресарио. Бежали из Венгрии в 1956 году после ввода туда советских танков. Впрочем, Тибор – постоянный перебежчик. Ещё до начала Будапештских событий успел сбежать в США и вернуться обратно. Во время восстания открыто выступил за свободу Венгрии, но, поняв, что дело безнадёжно, сбежал снова. Во Франции возникли проблемы с работой из-за акцента, который не позволял Тибору играть главные роли в спектаклях и фильмах. В результате парочка жила на деньги, которые Имре зарабатывал тяжким трудом на рынке. В один прекрасный день Тибор исчез, и снова появился в Венгрии, бросив Имре разбираться с долгами.
Чех Павел Цибулька – бывший дипломат из Чехословакии. По слухам, он был одним из организаторов Коммунистической партии Чехословакии, и эта страница его биографии в настоящее время играет против него. Пишет «труд жизни» - огромную монографию о Брестском мире. Сначала от руки. Потом перепечатывает на машинке. И… несмотря на помощь двух известных французских писателей – Кесселя и Сартра, не может её опубликовать, потому что издатели не рискуют печатать книгу более 1200 страниц текстом с библиографией и примечаниями. Живёт на подачки Сартра и Кесселя, работает швейцаром.
Немец Вернер во время войны был участником Сопротивления. В знак протеста не вернулся в Германию. Но быть немцем во Франции тяжело. Для всех он – бош, враг. Вернер становится жертвой нападения неизвестных, от него отворачиваются, забыв о клятве Гиппократа, врачи, и выживает он лишь благодаря усилиям Игоря Маркиша, работавшего в тот момент в госпитале санитаром.
Жизнь эмигранта нелегка. Покидая свою страну, многие не имели возможности прихватить все необходимые документы. В результате им приходится доказывать служащему иммиграционной службы Руссо, что их отъезд с родины – это поиск политического убежища, что они – жертвы тоталитарного государства, а это, естественно, практически недоказуемо в их условиях, когда все необходимые бумаги остаются на территории далёкой покинутой родины.

Начав общаться с «беглецами», Мишель, словно бы, взрослеет не по дням, а по часам. Истории эмигрантов для него не менее значимы, чем современные политические события. Идёт война в Алжире, на которую отправляется Франк, на которой гибнет брат Сесиль Пьер, но всё это не отдаляет Мишеля от «оптимистов», не делает их менее значимыми, чем родные и друзья.
Жизнь подростка не кажется беззаботной судьбой отпрыска богатой фамилии. И проблемы, которые ставит перед ним жизнь, сильно отличаются от проблем его сверстников. Сначала мальчику приходится решать, воистину, не детскую проблему – спасать возлюбленную брата, наглотавшуюся снотворным после ссоры с Франком. С каждым разом задачи жестокой жизненной игры всё усложняются и усложняются. Нужно суметь заставить Сесиль заново поверить в себя после попытки суицида, нужно убедить её закончить колледж, нужно успокоить её после гибели брата Пьера...  Если в начале книги пристрастие Мишеля к политике, его знакомство и дружба с эмигрантами кажется странной, то в конце книги эта связь становится закономерной. Словно жизнь специально свела его с этими людьми, позаботившись заранее о спасении. В нужный момент у мальчишки оказываются полезные связи, которые помогают решить очередную «семейную проблему» - помочь бежать за границу дезертировавшему из алжирской армии брату. Члены «клуба» становятся верными товарищами, готовыми в любой момент прийти на помощь «малышу-Мишелю».
Эпизод с бегством Франка служит своеобразным «швом», скрепляющим воедино «лоскутки» судеб политэмигрантов.
Дочитав роман до последнего предложения, с удовлетворением отмечаешь, что его выбор был чрезвычайно удачным. В одном произведении сошлись история взросления, десяток историй любви, а в копилку твоих знаний легко и непринуждённо, без штудирования огромного количества учебников и документальных книг, легли факты из истории СССР, Чехословакии, Венгрии и Югославии. Остаётся лишь восхититься искусству, с которым автор донёс всё это до твоего сознания.

С эссе других сотрудников городских библиотек, ставших авторами 2-го выпуска сборника «Моё ПРОчтение» можно познакомиться на странице ВМУК «Централизованная система городских библиотек» ВКонтакте https://vk.com/bibvlg или на Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/1440137912884609/


Комментариев нет:

Отправить комментарий