Каждому народу
присущи свои характерные черты. Немцы – аккуратны и пунктуальны, итальянцы –
темпераментны, американцы – деловиты, русские – щедры и бесстрашны…
Что обобщает
представителей одной национальности, делает их похожими друг на друга? Об этом
рассказывает книга основоположника экспериментального и культурно-исторического
методов психологии немецкого учёного Вильгельма Вундта «Проблемы психологии
народов», которая хранится в фондах нашей библиотеки.
Вундт,
В. Проблемы психологии народов : пер с нем. / В. Вундт. – Москва :
Академический Проект, 2011. – 136 с. – (Психологические технологии).
Вильгельм
Вундт считается основоположником экспериментального и культурно-исторического
методов психологии.
Базовая работа
Вундта – 10-томная «Психология народов». Главным проявлением «народного духа»
он считал языковую деятельность (в отличие от языковой системы – предмета
исследования лингвистики). Книга «Проблемы психологии народов» - краткое
изложение исследовательской программы Вундта и введение в многотомную
«Психологию народов». В неё входят 4 раздела: «Задачи и методы психологии
народов», «К вопросу о происхождении языка», «Индивидуум и нация», «Прагматическая
и генетическая психология религии».
Законы
«психологии народов» - суть законы развития, а основа её – три области,
содержание которых «превышает объем индивидуального сознания: язык, мифы и
обычаи»: «Язык содержит в себе общую
форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе
первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности
чувствованиями и влечениями. Наконец, обычаи представляют собой возникшие из
этих представлений и влечений общие направления воли. Мы понимаем поэтому здесь
термины мифы и обычаи в широком смысле, так что термин «мифология» охватывает
все первобытное миросозерцание, как оно под влиянием общих задатков человеческой
природы возникло при самом зарождении научного мышления; понятие же «обычаи»
охватывает собой одновременно и все те зачатки правового порядка, которые
предшествуют планомерному развитию системы права как историческому процессу».
Из
трёх названных областей самое большое внимание он уделяет языку, все положения
психологии народов он связывает с развитием языка: «Кто утверждает, что общий язык возник путём слияния известного числа
индивидуальных языков, тот волей-неволей должен также вернуться к фикциям
прежнего рационализма о уединённо живущем первобытном человеке, который путем
договора с ближними создал правовой порядок и основал государство».
Вундта
интересовало содержание «национального духа». Он подчеркивает генетический
приоритет «национального духа» перед индивидуальным: «В истории человеческого общества первым звеном бывает не индивидуум,
но именно сообщество их. Из племени, из круга родни путем постепенной
индивидуализации выделяется индивидуальная самостоятельная личность, вопреки
гипотезам рационалистического Просвещения, согласно которым индивидуумы отчасти
под гнетом нужды, отчасти путем размышления соединялись в общество».
Основным
фактором при взаимодействии в человеческом обществе Вундт считает процессы
«общего творчества», «ассимиляции» и «диссимиляции», но до конца не раскрывает
их природу.
Спрашивайте книгу
Вильгельма Вундта «Проблемы
психологии народов» в нашей библиотеке.
Нас можно найти по адресу: Волгоград, ул. Кирова, 132
Комментариев нет:
Отправить комментарий