воскресенье, 3 декабря 2023 г.

Создатель легендарного танка Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года (130 лет назад) родился конструктор, создатель танка Т-34 Михаил Кошкин.

Михаил родился в семье крестьян в Ярославской губернии в селе Брынчаги. Земли не хватало, поэтому отец семейства был вынужден заниматься подработкой на промыслах, где надорвался и впоследствии, в 1905 году, умер, оставив троих малолетних детей на руках у жены. Чтобы прокормить детей мать ушла батрачить.

В возрасте 10 лет (после окончания церковно-приходской школы) юный Кошкин отправился в Москву, чтобы материально помогать матери, и устроился в карамельный цех кондитерской фабрики, известной сегодня под названием «Красный Октябрь». За 8 лет работы он доработался до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов.

Затем была Первая мировая (на которой Кошкин получает ранение) и Гражданская войны. В ходе последней рядовой Кошкин выступил на стороне большевиков, воевал на Русском Севере, бился против Врангеля.

После гражданской войны Кошкин усиленно учится и работает. 

Сначала он с отличием оканчивает военно-политические курсы в Харькове, после которых был командирован на учёбу в Москву в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова.

После учёбы в коммунистическом университете Михаил Ильич с 1924 по 1929 год: руководит кондитерской фабрикой, затем успешно работает в партийных органах города Вятки. В Вятке он и женился на Вере Катаевой, родилась дочь Елизавета. 

Поскольку в 1929 году советское правительство решило срочно повышать обороноспособность страны и разрабатывать собственные современные танки, потребовались соответствующие кадры, которые тоже надо было подготовить. Кошкина отправили учиться в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы». Освоить с нуля новое дело помогли феноменальные целеустремленность и упрямство будущего «отца» Т-34. В течение двух лет после окончания вуза Кошкин дорастет до заместителя начальника конструкторского бюро, примет участие в разработке танка Т-29 и опытной модели Т-111. За свои заслуги Кошкин был удостоен ордена Красной Звезды.

В 1936 году новый вихрь судьбы уносит Кошкина на должность начальника Харьковского танкового КБ завода № 183. Он руководит модернизацией танка БТ-7, а с 1937 года берется за выполнение задания Автобронетанкового управления РККА – разработать новый колесно-гусеничный танк. В те годы приближение большой войны витало в воздухе, приходилось работать быстрыми темпами. Кошкин понимал, что новый танк должен быть быстроходным, обладать серьезной огневой мощью, высокой проходимостью и крепкой бронёй, способной выдержать артиллерийский огонь. Так «родились» танки А-20 и А-32, которые с учетом доработок, понадобившихся после боевого крещения в сражениях Советско-финской войны 1939–1940 годов, превратились в Т-34.

10 февраля 1940 года были изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания.  Но на 17 марта в Москве был уже назначен показ танков членам правительства. С этой целью был организован танкопробег Харьков — Москва. Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель завода.

750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные,»сырые» танки прошли своим ходом в труднейших условиях русского бездорожья и русского климата. 

  Как и было задумано 17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34  на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР.  Прошли также стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне.  Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Кошкина. Конструктор заболел пневмонией, болезнь обострилась, пришлось удалить одно лёгкое. Кошкин был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны.

Гениальный конструктор был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище. 

Михаил Ильич Кошкин фактически был одной из жертв великой войны, отдав жизнь во имя победы ещё до её начала. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий