3 декабря 1898 года (130 лет назад) родился
конструктор, создатель танка Т-34 Михаил Кошкин.
Михаил родился в семье крестьян в Ярославской губернии
в селе Брынчаги. Земли не хватало, поэтому отец семейства был вынужден
заниматься подработкой на промыслах, где надорвался и впоследствии, в 1905
году, умер, оставив троих малолетних детей на руках у жены. Чтобы прокормить
детей мать ушла батрачить.
В возрасте 10 лет (после окончания церковно-приходской
школы) юный Кошкин отправился в Москву, чтобы материально помогать матери, и
устроился в карамельный цех кондитерской фабрики, известной сегодня под
названием «Красный Октябрь». За 8 лет работы он доработался до рабочего по
обслуживанию карамельных автоматов.
Затем была Первая мировая (на которой Кошкин получает
ранение) и Гражданская войны. В ходе последней рядовой Кошкин выступил на
стороне большевиков, воевал на Русском Севере, бился против Врангеля.
После гражданской войны Кошкин усиленно учится и
работает.
Сначала он с отличием оканчивает военно-политические
курсы в Харькове, после которых был командирован на учёбу в Москву в
Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова.
После учёбы в коммунистическом университете Михаил
Ильич с 1924 по 1929 год: руководит кондитерской фабрикой, затем успешно
работает в партийных органах города Вятки. В Вятке он и женился на Вере
Катаевой, родилась дочь Елизавета.
Поскольку в 1929 году советское правительство решило
срочно повышать обороноспособность страны и разрабатывать собственные
современные танки, потребовались соответствующие кадры, которые тоже надо было
подготовить. Кошкина отправили учиться в Ленинградский политехнический институт
на кафедру «Автомобили и тракторы». Освоить с нуля новое дело помогли
феноменальные целеустремленность и упрямство будущего «отца» Т-34. В течение
двух лет после окончания вуза Кошкин дорастет до заместителя начальника
конструкторского бюро, примет участие в разработке танка Т-29 и опытной модели
Т-111. За свои заслуги Кошкин был удостоен ордена Красной Звезды.
В 1936 году новый вихрь судьбы уносит Кошкина на
должность начальника Харьковского танкового КБ завода № 183. Он руководит
модернизацией танка БТ-7, а с 1937 года берется за выполнение задания
Автобронетанкового управления РККА – разработать новый колесно-гусеничный танк.
В те годы приближение большой войны витало в воздухе, приходилось работать
быстрыми темпами. Кошкин понимал, что новый танк должен быть быстроходным,
обладать серьезной огневой мощью, высокой проходимостью и крепкой бронёй,
способной выдержать артиллерийский огонь. Так «родились» танки А-20 и А-32,
которые с учетом доработок, понадобившихся после боевого крещения в сражениях
Советско-финской войны 1939–1940 годов, превратились в Т-34.
10 февраля 1940 года были изготовлены два первых Т-34
и начаты их испытания. Но на 17 марта в Москве был уже назначен показ
танков членам правительства. С этой целью был организован танкопробег Харьков —
Москва. Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель
завода.
750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё
недоработанные,»сырые» танки прошли своим ходом в труднейших условиях русского
бездорожья и русского климата.
Как и было задумано 17 марта 1940 года
Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 на Ивановской площади Кремля
в присутствии всего высшего руководства СССР. Прошли также стендовые и
ходовые испытания на танковом полигоне. Т-34 был рекомендован для
немедленной постановки на производство.
Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье
Кошкина. Конструктор заболел пневмонией, болезнь обострилась, пришлось удалить
одно лёгкое. Кошкин был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской
санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 года, за 9
месяцев до начала Великой Отечественной войны.
Гениальный конструктор был похоронен в Харькове на
Первом городском кладбище.
Михаил Ильич Кошкин фактически был одной из жертв
великой войны, отдав жизнь во имя победы ещё до её начала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий