6 декабря исполняется 110 лет
со дня рождения русского советского писателя Сергея Павловича Залыгина (1913–2000)
- прозаика, публициста, литературоведа.
Сергей Павлович Залыгин родился 6 декабря
С 1946 по
В 1989–1991 годах Залыгин – народный депутат СССР.
Академик РАН, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического
Труда публиковался в журналах «Сибирские огни», «Новый мир», «Дружба народов», «Октябрь»
и др. Первая книга – «Рассказы» (Омск, 1941). Впоследствии Залыгин стал автором
книг «Северные рассказы» (1947), «На большую землю» (1953), «В наши годы»
(1956), «Красный клевер» (1961), «Тропы Алтая» (1962), «На Иртыше» (1964), «Солёная
Падь» (1968), «Мой Чехов» (1969), «Интервью у самого себя» (1970), «Комиссия»
(1975), «После бури» (1986) и др., изданных в Омске, Новосибирске, Москве.
Как художник Сергей Павлович начинал с романтики Севера. Но
круг творческих интересов Залыгина широк и обширен. Его занимали противоречивые
процессы коллективизации и жизнь послевоенного села, партизанская республика в
колчаковском тылу и проблемы сохранения природы, одна из форм крестьянского
самоуправления во времена Гражданской войны в Сибири и НЭП, злободневные
вопросы семьи и брака в современных условиях и тайны творчества гениев мировой
литературы – Гоголя, Чехова… Современность и история, новаторство и традиция –
вот полюса, в «магнитном поле» которых развивалось творчество Залыгина.
Магистральной для него стала тема социально-психологической
и политической эволюции русского человека на важнейшем историческом переломе,
вызванном Октябрьской революцией.
Этой темой объединены три главных романа Залыгина – «Солёная Падь» (1967), «Комиссия» (1975), «После бури» (1982–1986), представляющие собой художественно-психологические хроники сибирской истории в период революционной ломки. Романы переведены более чем на 30 иностранных языков, вошли в программы средних школ и вузов. В этих романах писатель особенно ярко раскрывается как художник-новатор.
В «Солёной Пади» Залыгин отказался от традиционного для
литературы о Гражданской войне изображения противостояния красных и белых и
сосредоточил внимание на конфликте внутри одного лагеря – партизанского
(командарм Мещеряков против комиссара Брусенкова), что расширяло представление
о сложности Гражданской войны и народной психологии. А, говоря о Лесной Комиссии
как символе народовластия, Залыгин показывает трагическую обречённость этой, по
существу, правовой утопии, которая уничтожается жестоким ходом истории.
Творчество Залыгина проникнуто высокой гражданственностью и
страстной публицистичностью. В личности его органично сочетались «поэт и
гражданин». Залыгин внёс серьёзный вклад в русскую литературу второй половины
XX века.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий