воскресенье, 3 декабря 2023 г.

Великий Святогор

3 декабря отмечают День памяти богатыря Святогора.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович - русские богатыри, о которых сложено немало прославляющих былин. Среди богатырей земли русской известен еще один человек-великан - Святогор.

Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем. Святогора в былинном эпосе изображали огромным великаном, «выше леса стоячего». Его тело с трудом вынашивала мать-сыра земля. Он не ездил на святую Русь, а проживал на высоких Святых горах. Если Святогор пускался в дорогу, то мать-сыра земля сотрясалась - леса колыхались и реки выливались из берегов.

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах - отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана - Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней

Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

Богатырь-великан Светогор известен, как герой русского былинного эпоса. Его вещи и оружие имели огромные размеры - они в полтора-два раза больше, чем вещи обычных людей. Светогор мог запросто положить к себе в карман другого богатыря.

Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в былине об Илье Муромце. Там его размеры и сила преувеличены, но, по мнению исследователей, подобный человек-великан на самом деле ходил по земле русской. Ко времени первых столкновений с печенегами относится боярский курган Гульбище, в котором с большим почетом похоронен знатный богатырь Святогор.

Мать богатыря - Сыра Земля. Отец - «тёмный», то есть слепой, что является признаком существа иного мира. Все помнят известное произведения Гоголя «Вий», но мало кто задумывался, что это за существо такое? Так вот, Вий - это также персонаж восточнославянской мифологии, его взгляд убивает.

Предположения о прототипе

Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим. Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Светогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. 
На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем. Очевидно, что встреча Святогора со своей смертью-гробом предуказана, ее не отвратить. Более того, попытки спастись лишь приближают гибель. Илья Муромец исполняет просьбы Светогора, чтобы вызволить его из гроба, но каждое действие Ильи на самом деле лишь приближает трагическую развязку и делает спасение Святогора невозможным. Когда Святогор осознает, что конец его близок, он решается высказать свою последнюю волю: он хочет передать Илье Муромцу громадную силу - единственное наследство, которое может от него остаться. По одним вариантам, Илье нужно наклониться к гробу, и Святогор дыхнет ему в лицо. По другим - он передаст силу через слюну. Однако во всех случаях Илья отказывается.
Говорит Илья да таковы слова: «У меня головушка есть с проседью, Мне твоей-то силушки не надобно, Мне своей-то силушки достаточно. Если силушки у меня да прибавится, Меня не будет носить да мать сыра земля». В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Но, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Третий эпизод - женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу, по другой версии к двум кузнецам: Кузьме и Демьяну, кующим два тонких волоса. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве престольном граде 30 лет на гноище. Святогор опечалился, поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую на гноище, которую заколдовал Черноморский Змей, когда она отказалась выйти за него замуж, ударил её в грудь мечом, положил около неё 500 рублей (золотой алтын), дабы замолить свершенное, и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, спала, а на столе денег много лежит, и стала она красавицей. На те деньги начала она торговать и нажила безсчетную золотую казну. Строила кораблики червленые и поехала по славному синему морю. Приехала к граду великому на Святых горах, а уж слава о ней так и бежит. 

Пришел и Святогор-великан, посмотреть на красавицу. Полюбились они друг другу и свадьбу сыграли. Как легли спать, увидел Святогор у жены рубчик на белой груди. Откуда, спрашивает. Рассказала она ему свою историю. Тут Святогор понял, что от судьбы не уйдешь. Бросила красавица торговать, стала с мужем ездить по «Святым горам». Но однажды рассказал Святогор жене, как хотел ее разрубить мечом, и та на него крепко озлобилась.

Изучение этих трёх преданий привёл исследователей к следующим заключениям: «Мотив о подымании сумы - общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике, Колыване, Вольге, Самсоне. В югославской поэзии в роли Святогора выступает кралевич Марко; то же на Кавказе рассказывают о нарте Сослане. Сума соответствует камню в былинах о Потоке, что совпадает со средневековым рассказом об Александре Македонском, которому жители райской страны дают в дань камешек; этот камешек, который нельзя ни взвесить, ни измерить, обозначает в символическом толковании мудреца человеческое око - зависть. Параллельным является древнее северное сказание о споре Тора с великаном.» Возможен также вариант толкования как превозношение труда землепашца.

Параллели по второму мотиву, о неверной жене Святогора, указываются в персидском сборнике Тути-наме, в «Сказках 1001 ночи», в индийских буддийских сказках. Возможно, это эпизод восточного происхождения. Сказания и повести о подобном гробе известны у украинцев, кашубов, итальянцев, цыган, мадьяр, в Древнем Египте.

Эпизод о женитьбе Святогора, известный в одной только побывальщине, восходит к народным сказкам, опирающимся на средневековые повести о том, что «суда Божия не минути» (ср. пов. в «Римских Деяниях» переведено в XVII веке на русский язык). По своим подробностям - поездка к северному колдуну-кузнецу - эта побывальщина напоминает эпизод «Калевалы». Женитьба на девушке, лежащей на гноище, встречается в старой русской повести о царевиче Фиргисе. Несмотря на массу параллелей, собранных для освещения личности Святогора, она остаётся мало разъяснённой.

Прототип русского Святогора-силача не может считаться найденным, хотя предложено много гипотез.

Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов.

В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Светой Руси. В одном из вариантов былины Святогор сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря. Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Свято-гор), неразличение деятеля и места глубоко архаично. Связь Святогора с горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое.

Вот еще несколько фактов о Святогоре от Ю. Иванов. На всякого, кто хоть раз прочитал повесть Н.В. Гоголя «Страшная месть», она производит неизгладимое впечатление. Несомненно - это одно из наиболее ярких и красочных полотен великого мастера. В «Страшной мести» сказался горячий интерес писателя к прошлому Руси, к истории освободительной борьбы малоросского народа с польской шляхтой, - и это сближает её с патриотическим эпосом Гоголя - Тарасом Бульбой».
Белинский, имея в виду героическое звучание повести, сравнивал «Страшную месть» с Тарасом Бульбой» - «обе эти огромные картины, - писал он, - показывают, до чего может возвышаться талант г. Гоголя.»  «Страшная месть» выдержана в тонах народной легенды и малоросских исторических дум. Повесть насыщена фольклорными образами, сравнениями и эпитетами, написана напевной ритмической прозой, напоминающей ритм народных сказаний. Особенно потрясает финал повести, когда чудный, закованный в латы великан - богатырь, сбрасывает с заоблачного Кривана в бездонную пропасть великого грешника-колдуна! Откуда, из каких глубин времени, пришёл к Гоголю и к нам этот удивительный всадник-исполин, дремлющий веками в Карпатах, безстрастно ждущий своего часа, когда он наконец совершит великое возмездие над целым родом злодеев, предателей и преступников Русской земли?

Александр Николаевич Афанасьев вполне обоснованно считал, что предания о великанах присущи всем индоевропейским народам и уходят корнями в древнейший пласт индоевропейской мифологии. Относится ли это и к карпатскому великану?... Вопрос, может быть, и остался бы без ответа, если бы не аналогии в преданиях русинов Севера Молдавии. Там мы тоже находим образы исполинов, ждущих на вершинах Карпат часа исполнения своей великой миссии. Особенно близок к гоголевскому всаднику мифический предок русинов-Сватагорь, великан-богатырь, скрытый облаками самой высокой вершины Карпат. Это тот самый Святогор - герой древнеруского былинного эпоса, случайно обнаруженного в 1860 году П.Н. Рыбниковым на далёкой северной окраине России, под Архангельском, на Северной Двине и на берегах Ледовитого океана. Однако, между русинским и северорусским образами Святогора есть и существенные различия. Русинский цикл преданий о Святогоре не знает Илью Муромца, не знает гибели богатыря в заколдованном гробе, и очень чётко привязан к святым горам - Карпатам. Вероятно, северорусские былины представляют более поздние наложения на общерусское предание, возникшие в конкретных исторических и географических реалиях Киевской Руси X-XI веков.

Святогор попал в ловушку, которая с каждой попыткой её разрубить становилась всё более прочной, покрываясь железными обручами. Тело богатыря похоронено на кургане Гульбище (г. Чернигов, Украина), где происходили первые столкновения с печенегами...»

Славяне чтили память о богатыре и защитнике

3 декабря во многих селениях проводился праздник, на котором добры молодцы мерялись силушкой богатырской, а девушки пели специальные песни, чтобы их возлюбленные смогли защитить Землю-Матушку и вернуться живыми с поля брани. Народ подметил, что если в этот день идет снег, то через полгода (3 июля) будет целый день лить дождь. Пение снегиря 3 декабря предвещало грядущую вьюгу.

Подготовила Светлана Ивановна Васильева

Комментариев нет:

Отправить комментарий