13 декабря 1873 года (150 лет назад) родился Валерий Брюсов.
Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря
1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург,
переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из
основоположников русского символизма.
Писатели Серебряного века, в отличие от
Золотого, представляются юношами. Даже те, кто прожил долго. Думая о Георгии Иванове или Михаиле Кузмине,
Андрее Белом, Иване Бунине -это пожалуй юноши. Даже Федор Сологуб — этакий
крепыш-увалень с детскими глазами. Единственный, пожалуй, взрослый среди них —
Брюсов.
Может быть, потому, что был он с густыми
бровями, седой бородкой, строгим взглядом… По сути, он действительно всю жизнь
являлся вожаком. Вышел из той ватаги, которую называли русскими декадентами. Но
русские декаденты ломились в литературу так шумно и настойчиво, что
декларируемая ими упадочность превращалась в мощнейший заряд энергии,
передавшийся и следующим поколениям. Футуристы, акмеисты, имажинисты
пользовались брешью, пробитой декадентами.
Брюсов был среди них, кажется, самым младшим и самым громким — но и в уличных ватагах роль задир, как правило, играют младшие. По словам Бунина, студент Брюсов отвергал «всё старое» и приветствовал «всё новое», предлагал сжечь старые книги, о нем, Бунине, отзывался так — «хотя и не символист, но все-таки настоящий поэт»…
Желчному Бунину времен эмиграции можно не
верить, но то, что молодой Валерий Яковлевич был радикалом, сомнений нет. Этот
радикализм, видимо, подвиг его на создание своего литературного течения —
русского символизма.
Старшие соратники-декаденты, жившие в
основном в Петербурге, восприняли шаг младшака-москвича, притом не дворянина, а
из купцов, как наглость. Позже «декадентская мадонна» Зинаида Гиппиус
утверждала: «Конечно, не Брюсов создал новые течения в литературе. Они
создались сами, естественно».
Нет, у русского символизма есть конкретный
создатель — Брюсов. Он соткал его практически в одиночку. Прописал и теорию,
наполнил эту теорию практикой. Он много переводил, особенно «сюзерена» Поля
Верлена. В Москве близких по духу были единицы, и Брюсову приходилось
придумывать себе псевдонимы — В. Даров, А. Бронин, К. Созонтов, З. Фукс, еще множество,
чтобы разнообразить страничку с содержанием альманаха «Русские символисты». В
первом же выпуске в коротеньком тексте «От издателя» Брюсов щелкнул по носу
декадентов: «Считаю нужным напомнить, что язык декадентов, странные,
необыкновенные тропы и фигуры, вовсе не составляет необходимого элемента в
символизме. Правда, символизм и декадентство часто сливаются, но этого может и
не быть. Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы
загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
В числе если и не символистов, то
попутчиков находился и Бунин. Причем тогда Иван Алексеевич этому не противился,
а с радостью откликнулся на предложение Брюсова издать книжку стихов под
названием «Листопад» в его символистском «Скорпионе» и получил за нее
Пушкинскую премию.
К Брюсову тянулись молодые, его слушали, у
него мечтали издаться, от него ждали рецензий. Но, повзрослев, почти все
ученики бежали прочь. Он разочаровывал их или становился объектом насмешек. «Брюсов
не маг, а математик», — сделал открытие 25-летний Александр Блок.
Да, Брюсов был математиком и в прямом
смысле — любил на досуге решать задачки, и в переносном — стихотворения он
скорее не сочинял, а высчитывал. В его наследии нет хитов, за исключением разве
что программного моностиха «О закрой свои бледные ноги». Многое напоминает
графоманию, но есть и озарения.
Например, такое тоже, впрочем, не раз
высмеянное и спародированное. Называется смело — «Творчество», написано в 22
года:
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене».
…Уходили одни ученики, приходили другие.
Хотя с начала 1910-х Брюсов уже очень редко говорил про символизм, постепенно
переходя к принятию «традиционных ценностей». Он много писал о Пушкине. Причем
писал интересно, до сих пор необычно.Это странный автор. Почти всегда на грани
фола, но именно на грани. Что-то в нем есть притягательное, иное.
Он, ныне полузабытый, — очень заразителен.
Если им увлечешься, начнешь подражать, потянет жить, как его герои. Но потом
придешь к выводу, что это морок, опасная и жестокая игра.
В 1917-м, еще до Октября, Брюсов вдруг
стал союзником Максима Горького, а социалистическую революцию принял с радостью
и взялся за создание советской литературы. Искал талантливую молодежь, занимал
одновременно несколько важных должностей, вел литературные вечера.
Брюсов успел поэтически оплакать Ленина и
умер осенью 1924-го, в 50 лет.
Его мало читают теперь. Редко вспоминают.
Может быть, свой талант — невеликий, но мощный — он растратил на
организационную деятельность. В молодости на создание русского символизма, в
зрелости — советской литературы. Но такие фигуры необходимы. Они двигают
литературу, не дают ей окостенеть, обрасти ракушками, занестись песком. «Брюсов
был признанным главой нового течения в литературе - символизма.. Его лучшие сборники
стихов этих лет (««Венок», «Сем цветов радуги», «Зеркало теней» и др.)
знаменовали собой новую эпоху в поэзии, возглавляемый им журнал «Весы» был
лучшим журналом поэтов нового поколения…
Брюсов работал как машина. Из-под его пера
выходили переводы («Энеида» Вергилия»), статьи о Пушкине и многих открытых
лично им поэтах прошлого века («Каролина Павлова»), исторические романы («Огненный
ангел», в основу сюжета которого были положены драматические отношения между
ним, Андреем Белым и Ниной Петровской), романы из древнеримского быта «Юпитер
Поверженый!, «Алтарь победы», повести и рассказы из современной жизни»).
После Октябрьской революции Брюсов
возглавил культурное строительство в новой России, становится ректором
Литературного института, вступает в Коммунистическую партию, выпускает целый
ряд новых сборников стихов («Последние мечты», «Девятая камена», «Миг», «Дали»,
Меа»). В этих книгах Брюсов исповедует принципы научной поэзии, стремясь
приблизить её к европейскому уровню, переводит древнюю армянскую поэзию, пишет
продолжения пушкинских «Египетских ночей» и «Медного всадника».
Неожиданная смерть в 1924 году обрывает
всю эту титаническую работу».
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий