пятница, 10 ноября 2023 г.

Патриарх советского самолетостроения

 

10 ноября 1888 года родился выдающийся ученый, доктор технических наук, академик АН СССР и легендарный советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Человек, которого знают во всем мире и гений, оставивший заметный след в истории человечества.

А.Н. Туполев родился в дворянской семье. В 1908 году Туполев поступил в Московское Императорское техническое училище и обучался под руководством Николая Жуковского. В училище молодой студент выделялся тягой к знаниям и стал первым слушателем Воздухоплавательного кружка, основанного Жуковским, где занялся разработкой планера. На нем, в 1910 году, Туполев совершил свой первый полет.  В 1911 году Туполева выгнали из училища из-за участия в студенческих волнениях, но в 1916 году приняли обратно. За два последующих года обучения конструктор прославился созданием первых аэродинамических труб. А в 1918 году, после успешного окончания МГТУ, вместе с Жуковским организовал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). 

Первыми разработками Туполева были не самолеты. Свою деятельность в ЦАГИ молодой ученый начал с создания аэросаней для нужд Красной Армии. Уже в то время конструктор был одержим идеей цельнометаллической авиации и при создании саней самостоятельно внедрил в конструкцию металлические элементы. Смешанные деревянно-металлические аэросани оказались очень удачными, при весе на 20-30 процентов меньше деревянных конструкция отличалась прочностью и надежность. Следом были разработаны цельнометаллические речные глиссеры и торпедные катера, полностью подтвердившие возможность использования алюминия в самолетостроении.

Только благодаря целеустремленности и настойчивости Туполева, в 1922 году была создана комиссия по металлическому самолетостроению под его председательством и в стране были построены специализированные металлургические заводы. Началось производство кольчугалюминия, как раньше называли алюминий, для нужд авиации. 26 мая 1924 года в воздух поднялся первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2 конструкции Туполева. Самолеты из алюминия стали визитной карточкой ОКБ Туполева. В 1925 году был создан самолет АНТ-3 , который первым в советской истории был показан на международных авиасалонах. АНТ-3 доказал всему миру, что СССР умеет строить самолеты из металла. Самолет АНТ-4 стал первым в мире свободнонесущим монопланом с толстым профилем крыла, внутри которого размещались топливные баки и имеющий двигатели, расположенные на передней кромке крыла. Вскоре такая схема стала основной в мировой авиации.

АНТ-4 принадлежит еще один рекорд. Самолет, названный «Страна Советов» в 1929 году преодолел нашу страну с запада на восток, перелетел через Тихий океан и приземлился в Америке. Перелет Москва - Омск - Хабаровск - Петропавловск-Камчатский - Атту - Сиэтл - Сан-Франциско - Нью-Йорк протяженностью 21242 км был совершен за 137 летных часов. В том же 1929 году Туполев выпустил лучший в мире цельнометаллический пассажирский самолет АНТ-9, способный на равных конкурировать с большинством зарубежных одноклассников. Самолет поставил мировой рекорд дальности полета с пассажирами, преодолев 9000 км чуть больше чем за 2 дня. В 1933 году началась разработка самого большого в мире пассажирского самолета АНТ-20 «Максим Горький», который взлетел в 1934 году. Пассажировместимость самолета достигала 70 человек, а взлетная масса 40 тонн. Это было невероятно для того времени! 

На самолете впервые в мировой истории авиации была применена электро-дистанционная система управления. Самолет стал первым в мире, электроснабжение которого осуществлялось переменным током, в последствии ставшим стандартом в авиации. Вообще, строительство самолетов с рекордными характеристиками - отличительная черта Туполева. В 1933 году в воздух поднялся фантастический, на тот момент, АНТ-25. Машина известная во всем мире, первый самолет, который доказал возможность беспосадочного перелета из СССР в США через Северный полюс. 18 июня 1937 года АНТ-25 совершил полет по маршруту СССР (Москва) - Северный полюс - США (Ванкувер). Самолет, под командованием Валерия Чкалова, преодолел 9130 км за 63 часа и доказал, что регулярная связь между двумя великими странами, расположенными в разных полушариях, по кратчайшему расстоянию через Северный полюс возможна 

В том же 1937 году Андрей Николаевич был необоснованно арестован по ложному доносу и приговорен к 15 годам лагерей с конфискацией имущества. Благодаря И. Сталину заключение ученому было заменено на работу в закрытом ОКБ - ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). Находясь в заключении, проявил все свои невероятные человеческие качества и набирал необходимых сотрудников для работы в «шаражке» только из числа заключенных, зная, что любой авиаинженер, находящийся на свободе, будет ложно обвинен и неминуемо арестован, если попадет в список. Так, только благодаря Туполеву, из лагерей в ЦКБ-29 были переведены С.П. Королев, Л.Л. Кербер и многие другие выдающиеся деятели. Сразу после Великой Отечественной войны в ОКБ Туполева был разработан стратегический бомбардировщик Ту-4. Самолет являлся копией американского B-29, но при этом имел совершенно другое бортовое оборудование и вооружение. Освоение серийного производства самолётов Ту-4 обеспечило переход в кратчайшие сроки советского самолетостроения на новый технологический уровень. Начиная с Ту-4, все элементы оборудования были сведены в системы. На самолете был установлен первый советский бортовой компьютер, сопряженный с автопилотом и осуществляющий счисление пройденного пути и непрерывно вычисляющий координаты местоположения. На самолете впервые была применена БРЛС, позволяющая осуществлять бомбометание не в видимости цели, а так же система дозаправки топливом в воздухе. Всего за 8 месяцев, в начале 50-х годов, был спроектирован межконтинентальный бомбардировщик-ракетоносец Ту-95. Самолет, который вот уже 70 лет является основой стратегической авиации СССР и России и входит в ядерную триаду.

 В начале 50-х годов, на основе реактивного бомбардировщика Ту-16, был спроектирован и запущен в серийное производство пассажирский лайнер Ту-104, ставшим первым в СССР вообще и первым в мире успешно эксплуатирующимся реактивным пассажирским самолетом. Перелет из Москвы в Иркутск с одной посадкой стал занимать всего 7 часов, вместо суток на поршневых.

Одним из последних самолетов, разработанных под руководством А.Н. Туполева стал пассажирский самолет Ту-154. Самолет-легенда, выпущенный в количестве более 1000 экземпляров, один из самых красивых самолетов в истории мировой авиации. 

Реактивный лайнер, поднявший на новую высоту уровень комфорта для пассажиров и на 40 лет ставший основным магистральным пассажирским самолетом СССР. Лебединой песней гениального авиаконструктора стало создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Заслуги ученого были высоко оценены советским правительством. Авиаконструктор был одним из немногих кому было присвоено звание Академика АН СССР. 

Туполев - трижды Герой Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями. Заслуженный деятель науки. Лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий и Государственной премии СССР.

Подготовила Инна Олеговна Дрыжак

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий