5
ноября 1878 года (145 лет назад) родился
русский и советский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Творческая
судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение
сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из
волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен,
Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в
рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, один из крупнейших русских художников 20 столетия, родился (24 октября) 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии, в семье сапожника. Учась в четырёхклассном городском училище, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением работ которых он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками.
Окончив в 1893 году училище, Кузьма отправился в Самару, где оказался в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства. Но уже через два года Буров скончался, и Кузьма вернулся на родину. Вскоре рисунки юного таланта случайно попали в руки знаменитого петербургского архитектора Р.Ф. Мельцера, который приехал в Хвалынск по делам. Он был весьма поражён такой живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где помог получить хорошее художественное образование в Центральном училище технического рисования Штиглица.
Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа
Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института
доктора Вредена в Александровском парке.
В
1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), учился у В.А. Серова. После окончания
училища в 1905 году, он продолжил совершенствовать свое мастерство в частных
академиях Парижа, а также посетил Италию и Северную Африку. В 1911 году
Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».
Он
был талантливым живописцем и графиком, однако его недостаточно было бы назвать
только мастером изобразительного искусства. Он был и писателем, автором
великолепных мемуаров, в его творчестве над всякой изобразительной материей
преобладало активное, одухотворяющее эту материю содержание. Его искусство
развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной
интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека,
сумевшего в обстановке революционных событий в каких-то глубинах соприкоснуться
с самими народными идеалами, окрашивалось в тона почти что песенной
обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные
бури не только с идеологией, но и с «мифологией». Эту мечтательную,
«мифологическую» грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно
законченно и звонко.
В
искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности:
провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной
деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов,
удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие – с другой.
В
годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный
художник. В Ленинградском театре драмы им. Пушкина он оформил спектакли
«Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро»
Бомарше. Также занимался и литературным трудом, сочиняя рассказы, повести,
пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи
одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР.
Но
ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Петрова-Водкина, не
могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти
художника – он умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде (сегодня –
Санкт-Петербург) – его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х
годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен
истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий