Если верить Александру
Твардовскому, успешное наступление, это, когда «Авиация, и та… Словом, просто красота!»
Вспоминая день 19 ноября 1942 года, конечно, в первую очередь говорят об
артиллерии. И это справедливо, потому что именно массированных артналёт открыл
наступательные действия нашей армии. Но роль авиации в дальнейшем переоценить
невозможно. Об этом говорит и огромное число лётчиков, награждённых за
Сталинградскую битву Золотой Звездой Героя.
О событиях предшествующих контрнаступлению и его первых днях рассказывает командующий 17-й воздушной армии.
Несколько раз в те дни мне пришлось
побывать во вновь прибывших частях. Молодые летчики горели желанием сразиться с
врагом. Командиры полков и дивизий нетерпеливо спрашивали:
Товарищ командующий, скоро ли начнем
боевую работу?
Скоро, друзья, скоро, - успокаивал я их.
- Вот получим приказ - и в бой. Нам есть с кого брать пример: рядом знаменитые
защитники города на великой водной магистрали Родины - Волге.
Я рассказывал авиаторам о былых сражениях русского народа на этой реке, о сражениях под Казанью, Царицыном, Камышином, Астраханью. Но все прежние битвы не шли в сравнение с нынешней эпопеей. Все мы отдавали должное героизму защитников Сталинграда, выдержавших удары сильнейшей группировки противника. Мы от души гордились ими, желали быть достойными их славного подвига.
В первой половине ноября на нашем фронте
боевую работу вели в основном истребители. Перед ними стояла задача не
допускать разведчиков противника к районам сосредоточения наших войск. На земле
и в воздухе непрерывно дежурили группы истребителей, которые успешно перехватывали
вражеские самолеты. Это сыграло свою положительную роль: немецко-фашистское
командование не имело сведений о крупном сосредоточении наших войск на Дону и
подготовке их к решительному контрнаступлению.
Нашему фронту в контрнаступлении
предстояло решать одну из основных задач: нанести удар по врагу с севера и
стремительным маневром в направлении на Калач завершить совместно с войсками
Сталинградского фронта окружение главной группировки немецко-фашистских войск в
районе Сталинграда.
Успех операции во многом зависел от
решительных действий 5-й танковой армии, и поэтому основные силы авиации должны
были взаимодействовать с танкистами. Смешанный корпус и бомбардировочная
дивизия, насчитывавшие в общей сложности более двухсот самолетов, выделялись
для того, чтобы расчистить танковым корпусам дорогу к Калачу. Одновременно
пришлось выделить авиационные части для 21-й и 1-й гвардейской армий, с тем чтобы
надежно обеспечить фланги ударной группировки.
Перед началом операции у нас часто бывали
представители Ставки Г.К. Жуков, А.М. Василевский, А.А. Новиков. Они проверяли
готовность войск, не раз собирали командующих фронтами и армиями и обсуждали
возможные варианты наступления. Каждый вариант обязательно проигрывался на
картах и макетах местности.
Впервые за время войны нам
предоставлялась возможность в широких масштабах применить военно-воздушные силы
для поддержки сухопутных войск.
К началу контрнаступления в составе трех
фронтов имелось 25 авиадивизий, включавших 101 авиаполк. Командующий войсками
Юго-Западного фронта поставил следующие основные задачи: прикрыть ударную
группировку 5-й танковой армии на исходном рубеже для наступления;
содействовать войскам 5-й танковой и 21-й армий в прорыве обороны противника на
направлениях их главных ударов; обеспечить ввод в прорыв подвижных соединений и
содействовать их выходу в район города Калач; не допускать подхода резервов
противника к участку прорыва и району действий подвижных соединений с юга и
юго-запада. При утверждении плана боевого использования авиации сделал на нем
следующую надпись: «Боевой авиации вести разведку на себя, искать объекты
противника (резервы, колонны, районы сосредоточения). Быть готовой наносить
массированные удары всей авиацией при обнаружении крупных резервов, особенно
танковых и моторизованных дивизий противника».
Предполагалось также использовать и
соединения авиации дальнего действия численностью в 200 — 300
бомбардировщиков.
Наращивание наших сил в воздухе стало
возможным благодаря самоотверженной работе тружеников советского тыла.
Авиационная промышленность выпустила в 1942 году самолетов на семьдесят пять
процентов больше, чем в 1941 году.
Героический труд авиаконструкторов и
рабочих авиационной промышленности привел к быстрому нарастанию темпов
серийного выпуска новейших типов самолетов — Як-7Б, Ла-5, Ил-2 и Ту-2. Возросли
скорости истребителей на средних высотах и улучшилась их маневренность, что
создало благоприятные условия для ведения воздушного боя с применением
вертикального маневра. Повысилось качество вооружения.
Вырос и резерв летных кадров. Авиаучилища
и школы, запасные и учебно-тренировочные авиаполки ускоренными темпами готовили
пополнение для фронта.
Боевое совершенствование нашей авиации
шло и по другим направлениям. В целях создания полнокровных авиационных полков
и дивизий вместо двух эскадрилий по девять самолетов новые штаты с октября
1942 года предусматривали в истребительных и штурмовых полках три эскадрильи,
по десять машин в каждой. Теперь звено состояло не из трех самолетов, а из двух
пар.
Произошли существенные изменения в
тактике истребителей. Наши летчики стали драться парами, в расчлененных боевых
порядках. Это было продиктовано всем опытом предыдущих боевых действий. Правда,
взаимодействие в паре не было еще полностью отработано. Состав пары пока не
стал постоянным. Ведомые и ведущие недостаточно четко взаимодействовали между
собой и зачастую теряли друг друга в ходе воздушного боя; схватки шли в
основном с применением горизонтального маневра, истребители плохо боролись за
превосходство в высоте и вели огонь с больших дистанций, преследование противника
при уходе его на свою территорию не осуществлялось.
Учитывая достижения и ошибки недавнего
прошлого, командиры упорно искали новые способы боевого применения ВВС,
разрабатывали эффективные меры организации взаимодействия авиации с танковыми и
механизированными соединениями. В приказе Народного комиссара обороны № 325
серьезной критике подвергалась несостоятельная практика организации
взаимодействия.
«Боевые действия танков не обеспечиваются
достаточным авиационным прикрытием, авиаразведкой и авианаведением,— говорилось
в приказе — авиация, как правило, не сопровождает танковые соединения в глубине
обороны противника, и боевые действия авиации не увязываются с танковыми
атаками». В заключение в приказе определялись основные задачи взаимодействия
авиации с наземными войсками, которые были положены в основу подготовки
военно-воздушных сил к предстоящему контрнаступлению.
В подготовке к активным боевым действиям
участвовали все службы, весь личный состав. Большой вклад внесли
политработники, партийные и комсомольские организации, воспитывавшие авиаторов
в духе беззаветной преданности нашей Родине, верности воинскому долгу, ненависти
к врагу. Заместитель командующего воздушной армией по политчасти генерал В.Н.
Толмачев со знанием дела и большой душевной чуткостью руководил политическим
воспитанием авиаторов.
Накануне операции в авиационных частях
состоялись короткие митинги, на которых летчики клялись, не жалея сил, громить
фашистских захватчиков. В 774-м истребительном авиаполку особенно интересным
было выступление старшего лейтенанта Манойлова. Летчик говорил:
— Гитлеровская армия как бы своей головой
пролезла к Сталинграду, распластав по остальным фронтам свое поганое туловище.
Мы сейчас бьем по этой голове. Надо отрубить ее, и тогда легче будет добить
врага на остальных фронтах.
Сознание правоты нашего дела, ясное
понимание своих задач удесятеряло силы авиаторов. И когда пришла пора, они
вступали в схватки с численно превосходящими группами самолетов противника и
выходили победителями. Так, в первый же день контрнаступления отличились десятки
летчиков Юго-Западного фронта. И среди них был старший лейтенант Манойлов,
сумевший в невыгодных для себя условиях уничтожить вражеский самолет Ю-88.
Очень жаль, что этот молодой, способный летчик, сбивший семь вражеских
самолетов, через месяц не вернулся с боевого задания...
В эти дни многие авиаторы изъявили
желание идти в бой коммунистами. На нашем фронте сто семьдесят четыре лучших
летчика, штурмана, техника были приняты в члены и кандидаты КПСС.
Много внимания уделялось сохранению тайны
при подготовке предстоящего контрнаступления. Все оперативные вопросы решались
весьма ограниченным кругом лиц. У нас, в штабе воздушной армии, «хранителем»
военных тайн был начальник особого отдела Николай Алексеевич Борисов. Старый
большевик, чекист, прошедший школу Ф.Э. Дзержинского, он умел тактично и внешне
незаметно предупредить все возможности утечки секретных сведении. Вместе с
начальником политотдела В. Г. Точиловым Николай Алексеевич часто беседовал с
работниками штаба о том, как важно обеспечить полную скрытность подготовки к
контрнаступлению. Николай Алексеевич и Василий Георгиевич воспитывали высокое
чувство ответственности за сохранение военной тайны. И, конечно, не случайно в
17-й воздушной не было никаких серьезных нарушений установленных правил
секретной работы.
С Борисовым мы встречались в 1935 — 1936
годах, когда он был начальником особого отдела 253-й штурмовой авиационной
бригады. Наша совместная работа с ним во время войны еще более убедила меня в
том, что это честный, принципиальный, энергичный человек. Таким он и остался в
памяти всех, кому довелось с ним встречаться.
19 ноября 1942 года в 7 часов 30 минут
началось историческое контрнаступление советских войск. После мощного
артиллерийского налета пошла в атаку пехота. Едва забрезжил рассвет, как с
аэродромов поднялись и взяли курс на позиции врага мелкие группы наших
бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей. К сожалению, погода была крайне
неблагоприятной. Низкие серые облака висели над заснеженными полями, сверху
падали хлопья снега, видимость оказалась очень плохой.
Увеличение количества самолетов и
авиационных частей требовало соответствующего увеличения числа аэродромов. Эта
трудная и ответственная работа велась под руководством генерала П.М. Ступина.
Воины авиационного тыла подготовили на правом крыле фронта 17 аэродромов,
подвезли 21009 тонн авиабоеприпасов, 982 тонны авиабензина. В сложных условиях
осуществлялось приближение частей и соединений армии к районам предстоящих
боевых действий. Чтобы замаскировать основные взлетно-посадочные полосы, личный
состав батальонов аэродромного обслуживания (БАО) оборудовал ложные аэродромы.
На них имитировался взлет самолетов. Для этого в ночное время запускались
шары-пилоты с горящими лампочками. Солдаты, сержанты и офицеры тыловых частей,
не зная отдыха, подвозили необходимые средства на расстояние от 90 до 500 км в
условиях осенне-зимнего бездорожья. 21 батальон авиационного обслуживания, 3
отдельных автотранспортных и 1 инженерный батальоны, тыл воздушной армии обслуживали
полеты 33 авиационных полков и 5 отдельных эскадрилий, которые базировались в
четырех районах. Службы тыла армии также частично осуществляли материальное и
аэродромное обеспечение нескольких полков авиации дальнего действия.
В первый день наступления почти
бездействовала и авиация противника.
Погода не улучшилась и на второй день, но
все же летчики мелкими группами и в одиночку наносили удары по врагу.
Поддерживая успешное наступление сухопутных войск, экипажи одновременно бомбили
и штурмовали вражеские аэродромы. Больше всего уделялось внимания самым крупным
аэродромам врага — в Тацинской и Морозовском, на каждом из которых находилось
до трехсот самолетов.
В первые же дни наземные войска добились
существенных успехов. 5-я танковая армия, поддержанная авиацией, прорвав
оборону, стремительно продвигалась в район Калача, где должна была соединиться
с войсками Сталинградского фронта и завершить окружение вражеских войск.
У Белой Калитвы несколько задержался
кавалерийский корпус. Комкор доложил в штаб фронта, что в районе наступления
действуют не менее тысячи самолетов противника. Член Военного совета фронта
корпусной комиссар А. С. Желтое предложил мне выехать на место и принять меры.
Я немедленно отправился в Белую Калитву и в течение суток наблюдал за воздушной
обстановкой. Действительно, действия вражеской авиации носили активный
характер, и кавалерия несла от ее налетов потери, которые объяснялись в первую
очередь незнанием тактики вражеской авиации. Кавалеристы передвигались только
днем, не соблюдая никаких мер маскировки. Вражеская авиация совершала налеты
вечером, а ранним утром повторно наносила удары в районе ночлега конников.
Сложные метеоусловия позволили полкам У-2
действовать днем. Была поставлена задача по усилению авиаразведки: определение
положения своих войск и противника, уточнение линии фронта. При этом экипажи
садились на неподготовленные площадки в расположении наших частей, уточняли
обстановку и передавали важные сведения о противнике, координируя
взаимодействие наступающих наших частей.
В таких условиях прикрыть с воздуха
растянувшиеся колонны было очень трудно.
Операция Сталинградского, Донского и
Юго-Западного фронтов на окружение противника подходила к своему завершению.
Железное кольцо советских войск сомкнулось в районе Калача, и враг оказался
перед необходимостью либо сдаваться, либо погибнуть в огненном кольце.
Публикуется по источнику:
Говоровский, В. В. Еланский плацдарм. Авиация
и артиллерия. Военная документалистика / В. В. Говоровский. – Москва : ООО «Амфора»,
2023. – 352 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий