Дарование Тургенева было такой силы, что созданные им образы оказывались сильнее реальных прототипов. «Тургеневских барышень» в обычной жизни не было, пока о них не написал ценивший все возвышенное Иван Сергеевич. Начитавшись романа «Дворянское гнездо», русские женщины, по примеру его героини, уходили в монахини. Так поступила даже сестра Льва Толстого, Мария Николаевна. Очарованная в свое время Тургеневым, ради него она ушла от непутевого мужа. Но Иван Сергеевич не принял такой жертвы, пожелав остаться другом, но не возлюбленным. Сестра Толстого тогда повела себя, как неистовая в страстях Анна Каренина, и своими поступками даже вдохновила брата на роман. Но в конце жизни все-таки выбрала путь, придуманный идеалистом Тургеневым, и удалилась в монастырь. Судьба однолюба Ивана Сергеевича навсегда принадлежала другой музе, недостижимой и близкой одновременно.
Тургенев стал первым и непревзойденным мастером словесного пейзажа, все остальные мэтры лишь учились живописать природу у него. Это он назвал наш язык великим и могучим, открыв миру главную тайну русских — чудо нашего слова. Он написал первые стихи в прозе на русском языке. Он же сочинил новый вечный сюжет для мировой литературы — «Отцы и дети». А это совсем не просто: все романические фабулы известны с древности и пересчитаны литературоведами. Да и «нигилистами» молодых прагматиков стали называть после Тургенева. И это еще не все заслуги Ивана Сергеевича перед словесностью. Профессор Оксфордского университета, Тургенев открыл русскую литературу Западу: его друзьями были лучшие европейские романисты XIX века: Флобер, Золя, братья Гонкуры, Жорж Санд, Мопассан. Многие из них называли Тургенева своим учителем, включая таких мастеров XX века, как Хемингуэй и Джойс.
Русский
европеец, либерал, западник. Если бы он только знал, какие смыслы будут
вкладывать в эти понятия русские люди XXI века! Совсем не те, что имел в виду
один из самых образованных людей своего времени — Тургенев. Иван Сергеевич
всегда занимал позицию очень примиряющую. Ему удалось самое сложное: найти золотую
середину между западниками и славянофилами. Вот как ему это удалось?
Достоевскому, например, не удалось. Даже Толстому не удалось, а Тургеневу удалось.
Он — человек очень цивилизованный, хотя сам и посмеивался в образе Павла
Кирсанова над чисто внешним проявлением цивилизации со всеми несессерами своего
персонажа и походными ваннами.
С
детства Иван Тургенев говорил на многих европейских языках. Его маменька,
помещица и крепостница Варвара Петровна, дала детям блестящее европейское
образование. Это с нее мастер позже напишет столь яркий образ главной героини в
повести «Муму». Поэтому-то многие поколения читателей будут считать мать
Тургенева именно такой — жестокой изуверкой. В этом вся сила и магия
тургеневского слова.
Реальная
Варвара Петровна была женщиной непростой судьбы, как сказали бы сейчас.
Богатейшая владелица имения Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской
губернии, она управляла пятью тысячами крепостных душ, не так-то легко
доставшимися ей в наследство. В юности Варвара Лутовинова не ужилась с отчимом,
воспитывалась в доме своего дяди, от которого впоследствии с большим трудом и
многолетними судами получила огромное состояние. Не блиставшая красотой Варвара
Петровна вышла замуж по тем временам довольно поздно, в 26 лет. Главными
богатствами ее молодого мужа, кавалергарда Сергея Тургенева, были неотразимая
внешность и заслуги в Отечественной войне 1812 года, включая ранение в Бородинской
битве. Папенька женился по расчету и маменьке изменял. Поплатились все. Иван
Сергеевич никогда не скрывал, что описал одну из страниц семейной драмы в
нежной повести «Первая любовь». Предмет обожания 15-летнего Тургенева,
19-летняя поэтесса княжна Екатерина Шаховская, оказалась любовницей отца.
Современники
осуждали Тургенева за то, что писатель предал литературной огласке семейную
историю. Он же полагал, что в правде жизни нет ничего дурного. История
тончайших взаимных чувств близких ему
людей закончилась трагически. Когда их роман открылся, отец вынужден был
расстаться с княжной и вскоре умер. Екатерина погибла после родов, спустя год
после того, как вышла замуж за другого. Что чувствовала при этом нелюбимая
маменька писателя Варвара Петровна, предположить нетрудно, плюс ко всему характер
у нее был совсем не сахар. После всех драм руководство огромным хозяйством
легло на нее. Нередко она вела себя, как капризная и вздорная правительница:
раздавала «министерские портфели» крепостным. А однажды, на что-то осерчав,
отменила пасхальные звоны и празднование Пасхи в своем имении.
Уроженец
самого настоящего дворянского гнезда Иван Тургенев почувствовал, что эта
неповторимая русская цивилизация уходит. И всю силу своего таланта он отдал на
то, чтобы запечатлеть уходящую натуру.
«Эта культура дворянских усадеб, с их библиотеками, родовыми церквями, с их упорядоченным особым бытом — это все пытались опорочить и во времена Тургенева, и на протяжении большей части XX века, — продолжил Кедров. – Но если вы сравните жизнь какого-нибудь европейского замка, жизнь поместья во Франции, нигде в мире ничего даже близкого не было. «Дворянские гнезда» стали возможными в силу природных обстоятельств и в силу совершенно гениального указа Петра Третьего «О вольностях дворянства». Фактически был создан класс абсолютно свободных людей: хочешь — служи, хочешь — живи трудами своими, хочешь — будь на госслужбе. При этом дворяне были неразрывно слиты с природой. Они от нее зависели, конечно, но они с ней должны были найти общий лад и общий язык. Конечно, русская литература не появилась бы, если бы не это. И Тургенев, и Толстой, и Пушкин — все они из дворянских усадеб. Это целая утонувшая Атлантида, которую начали грабить сразу с отмены крепостного права. Его, конечно, надо было отменять. Но беда в том, что вдруг выяснилось, что это был неповторимый уклад».
Тонкие чувства, высокие отношения. А уж если любовь, то самая невозможная из невозможных. Известный факт: Иван Сергеевич упал в обморок, как только услышал пение Полины Виардо. Настолько чувствительным к гармонии был слух писателя, что он влюбился в голос. Суперзвезда парижской Итальянской оперы впервые посетила с гастролями Санкт-Петербург осенью 1843 года. 1 ноября ее и услышал Тургенев. Полин Мишель Фердинанд Гарсиа, по мужу Виардо, происходила из семьи известных артистов. Отец — прославленный тенор, мать в свое время служила украшением мадридской сцены, красавица-сестра — знаменитая оперная дива Мария Малибран. А вот Полину современники красавицей не считали. Петербургские дамы назвали ее «сажа да кости». Маменька Тургенева, ревнуя сына, в сердцах припечатала: «Проклятая цыганка», признав, впрочем, что та поет отменно.
Он
не мог не влюбиться в голос, потому что никто так, как Тургенев, не слышал
музыку, речь, интонации. Он — самый тонкий, самый музыкальный писатель из всех
прозаиков. Виардо оказалась для него этаким Крысоловом с дудочкой. И он,
очарованный, за ней пошел, что неудивительно, ведь он — необычный человек, у
него даже мозг самый большой по объему из всех известных на сегодняшний день.
Мы к этому писателю относимся как к обычному человеку, но он совершенно
необычный».
Иван
Сергеевич провел подле ног своей музы 40 лет, вплоть до своей смерти. Все эти
годы певица, а позже и знаменитая на всю Европу преподаватель, была супругой
Луи Виардо, с которым у Ивана Тургенева установились высокие дружеские отношения.
Без ревности со стороны мужчин не обходилось, конечно. Но это были просвещенные
творческие натуры, деликатность которых по отношению к чувствам друг друга была
беспримерной. Возможно, именно потому, что довольно большую часть жизни
Тургеневу пришлось провести в странствиях по Европе за своей возлюбленной,
писатель так остро чувствовал и переживал все русское.
Первое
произведение, сделавшее его знаменитым, «Записки охотника», он писал в
Куртавнеле, усадьбе Полины Виардо под Парижем, как и многие другие романы,
стихи, повести, пьесы, в которых и русское крестьянство, и аристократы
представали в возвышенных образах. Он показал русским людям идеал нас самих. И
это очень христианский идеал, о чем Тургенев открыто, но тонко и без
морализаторства написал в эссе «Христос».
Подготовила Найля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий