пятница, 11 августа 2023 г.

Не думай о секундах свысока…

 11 августа 1973 года (50 лет назад) в СССР начался первый показ сериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

50 лет назад, 11 августа 1973 года советский зритель увидел первую серию фильма «Семнадцать мгновений весны». Картина сразу же стала настолько популярна в СССР, что ее повторный показ состоялся уже через три месяца после премьеры. Режиссер Татьяна Лиознова рассказывала, что после выхода первой серии получила 12 мешков писем от восхищенных зрителей.

Фильм был снят по одноименному роману Юлиана Семенова, автора цикла из 14 произведений о разведчике Максиме Исаеве. В конце 60-х годов писатель по распоряжению самого Юрия Андропова получил задание — написать патриотическое произведение о подвигах советского шпиона.

11 августа 1973 года, в 19 часов 30 минут, по Центральному телевидению начался показ телесериала «Семнадцать мгновений весны».

В фильме Татьяны Лиозновой был занят поистине звездный актерский ансамбль: Вячеслав Тихонов, Ростислав Плятт, Леонид Броневой, Олег Табаков, Лев Дуров, Леонид Куравлев…

Замысел книги о разведчике, внедренном в высшие нацистские структуры, родился в КГБ. И его на весьма высоком уровне воплотил писатель Юлиан Семенов. Фильм курировал сам Юрий Андропов. Получилось очень убедительно, несмотря на то, что советского разведчика, сделавшего такую карьеру в нацистском рейхе, в действительности не существовало. Не было в гитлеровской Германии и такого рода характеристик, как «истинный ариец; характер нордический, выдержанный; беспощаден к врагам рейха; в связях, порочащих его, замечен не был...» и так далее. Остается только гадать, как в КГБ пропустили само название, ведь «Семнадцать мгновений весны» – это строка из песни, звучавшей в немецком фильме «Девушка моей мечты», снятом во времена Гитлера.

Советский зритель полюбил фильм сразу и навсегда. Одна из примет народной любви – бесчисленное множество анекдотов про Штирлица и других персонажей картины. Как свидетельствует милицейская статистика, в часы трансляции «Мгновений» в стране практически не фиксировалось совершение преступлений. В те годы буквально все - от партийного аппаратчика до уголовного авторитета, затаив дыхание, наблюдали за героической работой полковника Исаева.

Штирлиц никогда не существовал в реальности. Однако есть легенда, что прототипом его был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах, кодовый номер — А201). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Любопытно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера, за что был награжден портретом фюрера с автографом. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны открытым», предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.

Представить себе Штирлица в исполнении кого-то кроме Вячеслава Тихонова сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. На пробах, когда Тихонова загримировали и прилепили ему огромные пушистые усы, Лиознова, едва взглянув на него, чуть не отказалась от нового Штирлица, однако после прослушивания изменила свое решение.

Жена Штирлица появилась в фильме только лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма. Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными. 

Интересная история связана с актрисой Элеонорой Шашковой, которая в итоге сыграла роль жены полковника Исаева. По воспоминаниям Шашковой, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу, сидя один на один с режиссером, она плохо справлялась с ролью. Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик». Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини. К слову, сам Вячеслав Тихонов рассказывал, что создавать напряженный и сосредоточенный взгляд Штирлица ему помогала таблица умножения: когда ему нужно было «тяжело» смотреть на кого-то, он просто начинал вспоминать примеры и пытался их решить.

Съемки «Семнадцати мгновений весны» не обошлись без курьезов. Так, Вячеслава Тихонова жители Восточного Берлина чуть не сдали в полицию. Актер, торопясь на съемки, решил одеться в форму СС прямо в номере гостиницы и пойти по улицам в костюме. Но стоило ему показаться на людях, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за фашиста (впрочем, непонятно откуда взявшегося – на дворе 1970-й год). Спасло Тихонова то, что из-за его опоздания за ним выслали ассистентов режиссера, которые с трудом утихомирили общественность и чуть ли не с боем увели несостоявшегося фашиста на съемки.

«Семнадцать мгновений весны» буквально с момента премьеры стали культовым фильмом в СССР. Ленту посмотрели, в общей сложности, более 200 млн зрителей. Причем, по сообщениям Гостелерадио СССР, ровно в то время, когда начинался показ, улицы те или иных городов СССР пустели, снижалось потребление воды и электричества, падал даже уровень преступности – все были прикованы к экранам.

Поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро, который познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Он стал замечать, что несколько высокопоставленных чиновников раз за разом отпрашиваются с заседаний и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, в чем же дело, ему объяснили, что все дело в советском телефильме о разведчике, работающем под прикрытием в фашистской Германии: ленту показывают без повтора в определенное время. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию кинофильма о Штирлице и устроил коллективный просмотр «Семнадцать мгновений весны» для всех членов правительства: все 12 серий были показаны за один вечер, в общей сложности это заняло 14 часов.

В 1970-х годах цветное телевидение уже существовало, хотя телевизор с такой цветопередачей был редкостью. Несмотря на это, Татьяна Лиознова решила снимать фильм черно-белым – для максимального сходства с документальной лентой. Такое решение режиссер приняла еще и потому, что в фильме есть много вставок с настоящей документальной хроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они «выбивались» из визуального ряда ленты и хоть как-то влияли на «эффект присутствия» зрителя в фильме.

Одна из удач Лиозновой заключалась в том, что ей удалось не превратить немцев в шаржированных идиотов, как это обычно делалось в советском кино. Броневого, исполнителя роли Мюллера, критика даже обвиняла в том, что он создал слишком обаятельный образ врага. А Олег Табаков после показа фильма в Германии получил открытку от племянницы Шелленберга: «Спасибо, что в фильме вы такой же добрый, каким был дядя Вальтер».

Особенно впечатлил всех образ рядового Хельмута Кальдера, погибшего, спасая радистку Кэт. Исполнитель этой роли – немецкий актёр Отто Меллис - во время войны был мальчишкой. Наслушавшись пропаганды, его семья покончила жизнь самоубийством, боясь прихода русских. Соседи успели спасти только 14-летнего Отто, который вскоре понял, что русские солдаты – добрейшие люди. Чтобы прокормиться, он пытался наняться на работу, и его взяли ухаживать за лошадьми советской комендатуры, выделив паек. Солдаты были настолько добры к мальчику, рассказавшему о случившемся с его семьей, что относились к нему по-отечески. Он сохранил к ним самые тёплые чувства. Кстати, Отто Меллис не только исполнил роль Хельмута, но и озвучивал роль Штирлица на немецком.

А еще своим успехом фильм во многом обязан великолепной музыке Микаэла Таривердиева и песням в исполнении Иосифа Кобзона.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий