воскресенье, 27 августа 2023 г.

Экранизация произведений М. А. Шолохова. «Нахалёнок»

Особый успех среди экранизаций произведений Михаила Александровича Шолохова выпал на долю фильма Евгения Карелова «Нахалёнок». Он был снят в далёком уже 1961 году, режиссёром Евгением Кареловым, по мотивам «Донских рассказов», писателя и журналиста Михаила Шолохова. («Мосфильм»). Автор сценария: Арнольд Витоль. В главных ролях: Владимир Семенов, Даниил Нетребин. Оператор: Герман Шатров. Композитор: Василий Дехтерев.

Что есть справедливость в нашем мире, или смерть и революция глазами ребёнка...

Сюжет картины нас переносит в послевоенный период, когда после долгого отсутствия, Фома Коршунов возвращается в родную станицу к семье...

А в родной его хате уже очень давно ждут хозяина, его батька, жена и маленький сын Мишка, который хоть не сразу, но всё же признал папу. Как и все дети, маленький нахалёнок (так паренька дразнила детвора), был без ума от радости, хвастался, что его батянька воевал и не вшей давил как некоторые говорили, и гнал господ от власти, что называется ср..ной метлой, дабы простой народ как он, могли достойно жить...

Становится уже понятно, что Фома Коршунов ещё и ярый участник революции и тот, кто помогал свергать власть или господ как он сам говорил. Но вот вопрос, кого собственно можно отнести к господам? Ладно бы если дело ограничилось императором и его приближённым, то есть правящий класс, как говорил Владимир Ленин (он же Ульянов), но так ведь когда Фома становится председателем, он, по сути грабит всех тех (под предлогом разных нужд) у кого есть чуть больше, чем у него самого, как вам такое?...

Конечно, было интересно наблюдать, как ребёнок на всё с непринуждённой улыбкой и любопытством пытается смотреть, не понимая истинную суть вещей. А ведь если смотреть внимательно, то пролеживается очень чёткая параллель между поведением нахалёнка Мишки и закоренелых солдат большевиков, такая же слепая вера. Но это первый момент, второй важный момент заключается в ценности жизни, которая по сюжету оценивается в "ноль", "помрёт один богатырь на его место придут ещё двое".А для того ли вас мать рожала?...

И третий момент, "Красиво и умело всё преподнести" как на самом деле и сделал Фома, рассказав Мишки о революции как о забаве. Сама картина невероятно атмосферная, снята так, словно это документальные кадры, сейчас так не получится, как минимум по причине отсутствия тех самых людей, проживших в той эпохи (во всяком случае имели представление). Маленький актёр Владимир Семёнов, сыгравший Мишку Коршунова, особенно понравился, "Ну дед, выпадут у тебя зубы, я тебе жевать не буду" ещё и пригрозив кулаком, за то что тот его хворостиной высек...

В итоге, все мы, так или иначе познаём этот мир во всей его красе. Создатели постарались весьма творчески нам донести свою точку зрения, выразив это в виде художественного фильма, уложившись в 54 минуты. Фильм был снят в селе Дмитровское Московской области, в кадре хорошо видна церковь Димитрия Солунского в центре села.

Изо дня в день в одной из комнат на «Мосфильме» возобновлялся разговор о главном герое будущей картины. Отстаивались прежние или выдвигались новые взгляды, высказывались другие предположения, но сущность разговора была всегда одна и та же: как быстрее найти мальчика на роль Нахалёнка для одноимённого фильма.

Каждый день на студию приводили малышей. Они пели «В лесу родилась ёлочка», «Есть у нас красный флаг», читали стихи, играли. Карелов - режиссёр-постановщик картины и его помощники наблюдали за детворой со стороны, а потом «пробовали» одного-другого мальчика в простеньких импровизациях. Всё это завершалось неутешительным выводом: «Пока у нас нет Нахалёнка!» Маркелов - второй режиссёр - соглашался и опять отправлялся на поиски.

Однажды, подходя к детскому саду, он увидел на улице похоронную процессию. И тут режиссёр обратил внимание на мальчика, стоящего у ворот детского сада. Малыш ничем особенно не проявлял себя. Он просто наблюдал за происходящим. Но личико его выражало острую недоумённую скорбь. «Неужели Нахалёнок?». «Мне трудно объяснить, почему меня взволновал именно этот мальчик, - рассказывает Маркелорв - Ведь там были и другие дети. Но я увидел в нём что-то очень роднящее его с тем Нахалёнком, который стоял у телеги с убитым отцом, - «батянькой», - как называл его Мишка.

Мальчик рассказал, что он – Вова Семёнов, что ему скоро шесть лет, что его мать вагоновожатый, а отец шофёр. Когда через день Вова появился на студии, он не привёл постановщика в восторг. Это был худенький мальчик, с коротко постриженный чёлочкой. Он никак не походил на того пострелёнка, которого хотелось видеть в картине. И всё же было в Володе что-то особенное. Другие мальчишки капризничали, просились домой. А Володя никуда не торопился и вообще уезжать со студии не хотел. «Хочу сниматься!» - категорически заявил он. Тогда Карелов взял его на руки и сказал, как Мишка, вырываясь из объятий отца, крикнул: «Пусти, батянька!» «А ты сможешь так крикнуть?» – спросил Карелов. Володя попробовал. И это короткое «Пусти, батянька!» решило выбор.

Но первая проба перед киноаппаратом огорчила постановщика. Вова играл самого себя. Характера Нахалёнка не было. Но мальчик старался понять задачу, спрашивал режиссёра: «А как, дядя Женя надо сделать?» И это обнадеживало. На следующей репетиции Вова сумел передать отдельные чёрточки характера Мишки, и Карелов облегчённо вздохнул: «Нахалёнок есть!» Остальное было в руках постановщика.

 

Творческое ядро постановочной группы составляла молодежь. Режиссёр Евгений Ефимович Карелов, оператор Герман Шатров, художник Борис Царёв и второй режиссёр Анатолий Маркелов имели короткие творческие биографии и «Нахалёнок» стал их первой большой работой.

Среди актёров тоже было несколько молодых исполнителей. Д. Нетребин, играющий роль отца Мишки – Фому Коршунова, впервые в «Нахалёнке» получил ведущую роль. До этого он выступал только в эпизодах. На лбу у Нетребина шрам. Ему казалось, что это мешает актёрской работе. Но для образа бойца революции шрам пришелся весьма кстати. Актёра мало пришлось гримировать – наклеили усы и разметали брови.

Для В. Бурлаковой роль матери Мишки тоже была первой значительной работой в кино. Зато на роли деда и попадьи были приглашены опытнейшие актёры, воссоздавшие шолоховские образы в других фильмах. Исполнитель роли деда, Д. Ильченко, играл в «Тихом Доне» Пантелея Мелехова. Эмма Цесарская спустя три десятилетия после работы над Аксиньей с большим желанием взялась за роль попадьи. 

Артистам, как начинающим, так и опытным, трудно было играть в «Нахалёнке». Вообще актёры оказываются в невыгодном положении, когда их партнёром является ребёнок. Он отвлекает львиную долю зрительского внимания. К нему обращены симпатии даже тогда, когда маленький артист появляется лишь в эпизоде. А в «Нахалёнке» Мишка – главный герой. Через его мальчишеское восприятие, его глазами зритель должен увидеть станицу периода становления и укрепления Советской власти на Дону. Каждый артист понимал, что успех мальчика – это успех всего коллектива. Но была еще одна причина актёрского «самопожертвования». Вова Семёнов пришелся всем по душе. Его сердечно полюбили и баловали.

У Шолохова в рассказе есть такие строки о Мишке: «Для отца он - Минька. Для матери - Минюшка. Для деда - в ласковую минуту - пострелёныш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза, - «Эй, Михайло Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы - Мишка и «Нахалёнок».

Отношения актёров с мальчиком складывались именно так, что он и в самом деле на съёмочной площадке был для Нетребина Минькой, для Ильченко пострелёнышем, для мальчишек Нахалёнком. Ласковые слова - «батянька», «маманька», «дедуня» шли у Володи из души.

Самая сложная сцена для маленького актёра - смерть отца, и Карелов хотел снять у повозки плачущего Мишку. Слёзы можно было имитировать глицерином, можно было вызвать их луком или окриком. От всего этого режиссёр отказался. Ему важно было добиться от мальчика естественного большого чувства.

– Давай, Вова, поработай по-настоящему! - с подходом начал режиссёр. - Когда ты подойдёшь к повозке, тебе надо будет заплакать… Но мальчику было непонятно - как это, плакать по заданию.

– Дядя Женя. КАК это заплакать?

– Представь: вот умер батяня…

– Как надо представить себе?

– Возьмёшь батяню за руку… Заплачешь…

– Дядя Женя! Вы заплачьте сами, а я посмотрю.

Пришлось Карелову заплакать. Володя сосредоточенно смотрел в лицо режиссёра. Маленький актёр уже понимал, что от него хотят, и старался, но не знал, как это сделать.

– Дядя Женя! Пусть теперь дедуня поплачет.

Пришлось и Ильченко пустить слезу. Мальчик пытливо переводил взгляд режиссёра на актёра, затем грустно отвернулся.

Режиссёр подвёл его к повозке. Володя совершенно изменился. Вздрагивая, он взял за руку лежащего актёра и влажными, испуганно раскрытыми глазами посмотрел на матросскую рубаху «батяни». По лицу Володи потекли слёзы, горячие живые слёзы. 

Волнение охватило всех, кто находился в павильоне. Передёрнулось лицо оператора, и он едва довёл съёмку до конца. С трудом следил за мальчиком постановщик. Игра маленького «актёра» была так непосредственна, так трогательна, что никто не смог остаться спокойным.

На эпизоде прощания Миши с отцом закончилась съёмка Володи Семёнова. Но созданный им образ Нахалёнка долго не сойдёт с экрана, и зрители не раз будут благодарить маленького «актёра» за волнующее непосредственное исполнение роли.

Подготовила Светлана Ивановна Васильева

Комментариев нет:

Отправить комментарий