суббота, 5 августа 2023 г.

Сын сапожника и портнихи -автор гимна Великой Отечественной войны Василий Лебедев-Кумач

 

5 августа 1898 года (130 лет назад) родился советский поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач.

Сын московского сапожника Ивана Никитовича Кумача неизвестно почему при рождении получил фамилию матери-портнихи Марии Михайловны Лебедевой.

В 1904 году во время русско-японской войны пятилетний Василий Лебедев следил за военными событиями по карте, и перед сном обязательно играл в солдатики: одни из которых были «нашими», другие - японцами. Мальчик безутешно оплакивал гибель «Варяга», и гонял голубей, кружащих в небе Замоскворечья. «Я помню, как унижался мой отец перед заказчиками, перед богатеями, перед сильными мира сего. Я помню сам, как каждое «казенное» здание вызывало во мне чувство страха и унижения» - вспоминал впоследствии Василий Лебедев-Кумач. 

Когда в России началась революция 1905 года и начались бои в Москве - это стало одним из самых сильных впечатлений детства и для Василия, и для его сверстников. В этот год Василий написал первые стихи, а в 1908 году он начал учиться в первом классе городского реального училища. Василий рассказывал: «А учиться мне было трудно. Отец, сапожник-кустарь, Иван Филиппович Лебедев, умер, когда я учился только в третьем классе городского училища. А когда поступил в гимназию, стало еще труднее: нечем было платить за право учения, плата же немалая. Была в гимназии только одна стипендия - имени историка, профессора П. Г. Виноградова, предназначенная для лучшего ученика. Очень хотелось получить эту стипендию, напряг все свои силенки и победил. Стало немножко легче. Через год приехал в Москву из Лондона профессор Виноградов, меня ему представили. Обрадовался профессор, что у меня по истории годовая отметка была пять с плюсом. И увеличил стипендию на сто рублей в год - на экипировку. Но эту дополнительную сотню я получил лишь один раз, так как историк в дальнейшем «забыл» высылать обещанную прибавку. А когда в первую мировую войну погиб мой старший брат, жить стало вновь труднее. Бегал по богатым квартирам, давал уроки по русскому языку и латыни. Кончил гимназию с золотой медалью. В 1917 году поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но закончить не смог - революция и гражданская война сделали меня поэтом-агитатором».

В 1915 году Василий поехал к друзьям в Анапу, и из Анапы послал в Москву новые стихи, а в 1916 году Василий Лебедев начал выступать в гимназическом литературном кружке.

В 1917 году Лебедев-Кумач поступил в Московский университет, который так и не удалось закончить. Чтобы банально прокормиться, Василий начинает сотрудничать с различными печатными изданиями, включая журнал «Крокодил», публикуя в них свои стихи.

В 1919−21 годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «Агит-РОСТА» — писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. С 1922 года сотрудничал в «Рабочей газете», «Крестянской газете», «Гудке», в журнале «Красноармеец», позднее в журнале «Крокодил», в котором проработал 12 лет.

В этот период поэт создал множество литературных пародий, сатирических сказок, фельетонов, посвященных темам хозяйства и культурного строительства (сб. «Чаинки в блюдце» (1925), «Со всех волостей» (1926), «Печальные улыбки»). Для его сатиры в этот период характерны злободневность, острая сюжетность, умение обнаружить типичные черты в самых заурядных явлениях.

С 1929 года Лебедев-Кумач принимал участие в создании театральных обозрений для «Синей блузы», написал тексты песен к кинокомедиям «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта» и др. Эти песни отличаются жизнерадостностью, полны молодого задора.

В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.

С середины ноября 1939 года советско-финляндские отношения обострились до крайности. В конце ноября последовали финляндские провокации на советской границе, и центральные советские газеты начали идеологическую кампанию, которую трудно назвать иначе как подготовительной. Понимая, что военные действия неизбежны, Василий Иванович опубликовал в «Известиях» два стихотворения: «Велик народный гнев и ярость велика» и «Расплаты близок час!». Началась советско-финляндская война или, как ее называли, война с белофиннами, и Лебедев-Кумач отправился в действующую армию на Балтфлот. «Зимой 1940 года я приехал с группой исполнителей в Кронштадт для творческой встречи с военными моряками. – вспоминал Лебедев-Кумач. - В коридоре политуправления меня встретил молодой политработник. Пристально посмотрев на меня, будто вспоминая что-то, он тут же, в коридоре, предложил написать песню о моряках. У меня была заготовлена музыка для драматического спектакля. Её-то на всякий случай я решил показать «заказчику». Прослушав музыку, он попросил проиграть ее снова. Политработник - это был Василий Иванович Лебедев-Кумач - тут же уловил характер мелодии, ее ритмическую структуру и сымпровизировал текст будущей песни балтийцев…».

В 1940 году за образцовое выполнение приказов командования в борьбе с белофиннами Лебедев-Кумач был награжден орденом Красной Звезды, а в ноябре 1940 года на заседании Президиума ССП, посвященном обсуждению книг о Маяковском, руководитель ССП Александр Фадеев сделал Кумачу публичный выговор, фактически обвинив поэта в творческой недобросовестности. Но с мнением Фадеева не согласились ни писатели, ни читатели. Многие писатели безошибочно угадывали инициатора этой склоки - Семена Кирсанова: «Я размениваюсь на мелочи, - огорченно говорил Василий Иванович, — занимаюсь всякой заседательской чепухой. А годы уходят, и так и не написано ничего, что бы осталось».

В 1941 году Лебедев-Кумач был удостоен Государственной премии СССР.

23 июня 1941 года, на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, Лебедев-Кумач получил задание написать патриотическую песню. Уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны» (музыка Александра Александрова). Она исполняется по сей день, и до сих пор слушать ее равнодушно невозможно.

Она воплотила в себе всю гамму чувств, которые бушевали в сердце любого человека нашей Родины в первые дни войны. Здесь и праведный гнев, и боль за страну, и тревога за судьбы близких и родных людей, и ненависть к фашистским захватчикам, и готовность отдать жизнь в борьбе против них. Под эту песню шли добровольцы на призывные пункты, под нее уходили на фронт, с ней трудились оставшиеся в тылу женщины и дети. «Вставай, страна огромная!» — призывал Лебедев-Кумач. И страна встала. И выстояла. А потом праздновала Великую Победу над страшной силой, противостоять которой смогла только она.

Впервые «Священная война» прозвучала в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР 26 июня 1941 года, став символом борьбы советского народа за свободу и независимость Родины.

Примечательно, что Гитлер незамедлительно назвал своими личными врагами передававшего сводки Совинформбюро диктора Юрия Левитана, а также Лебедева-Кумача, написавшего мощнейший текст «Священной войны», и пообещал повесить их на Красной площади после захвата Москвы.

Лебедев-Кумач пришел с фронта, награжденный тремя орденами, а также медалями.

После Победы он находился в глубокой депрессии, об этом свидетельствуют записи из его дневника, например: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — все мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов. И глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно».

20 февраля 1949 года поэт-песенник скончался.

Прошло уже много лет с момента выхода любимых всем народом кинокомедий, но песни, написанные на стихи Лебедева-Кумача, продолжают жить среди нас: они звучат по радио, их поют новые исполнители, с ними знакомо уже не одно поколение людей нашей страны.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий