5 августа 1898 года (130 лет назад) родился советский поэт Василий
Иванович Лебедев-Кумач.
Сын
московского сапожника Ивана Никитовича Кумача неизвестно почему при
рождении получил фамилию матери-портнихи Марии Михайловны Лебедевой.
В
1904 году во время русско-японской войны пятилетний Василий Лебедев следил за
военными событиями по карте, и перед сном обязательно играл в солдатики: одни
из которых были «нашими», другие - японцами. Мальчик безутешно оплакивал гибель
«Варяга», и гонял голубей, кружащих в небе Замоскворечья. «Я помню, как
унижался мой отец перед заказчиками, перед богатеями, перед сильными мира сего.
Я помню сам, как каждое «казенное» здание вызывало во мне чувство страха и
унижения» - вспоминал впоследствии Василий Лебедев-Кумач.
Когда в России началась революция 1905 года и начались бои в Москве - это стало одним из самых сильных впечатлений детства и для Василия, и для его сверстников. В этот год Василий написал первые стихи, а в 1908 году он начал учиться в первом классе городского реального училища. Василий рассказывал: «А учиться мне было трудно. Отец, сапожник-кустарь, Иван Филиппович Лебедев, умер, когда я учился только в третьем классе городского училища. А когда поступил в гимназию, стало еще труднее: нечем было платить за право учения, плата же немалая. Была в гимназии только одна стипендия - имени историка, профессора П. Г. Виноградова, предназначенная для лучшего ученика. Очень хотелось получить эту стипендию, напряг все свои силенки и победил. Стало немножко легче. Через год приехал в Москву из Лондона профессор Виноградов, меня ему представили. Обрадовался профессор, что у меня по истории годовая отметка была пять с плюсом. И увеличил стипендию на сто рублей в год - на экипировку. Но эту дополнительную сотню я получил лишь один раз, так как историк в дальнейшем «забыл» высылать обещанную прибавку. А когда в первую мировую войну погиб мой старший брат, жить стало вновь труднее. Бегал по богатым квартирам, давал уроки по русскому языку и латыни. Кончил гимназию с золотой медалью. В 1917 году поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но закончить не смог - революция и гражданская война сделали меня поэтом-агитатором».
В
1915 году Василий поехал к друзьям в Анапу, и из Анапы послал в Москву новые
стихи, а в 1916 году Василий Лебедев начал выступать в гимназическом литературном
кружке.
В
1917 году Лебедев-Кумач поступил в Московский университет, который так и не
удалось закончить. Чтобы банально прокормиться, Василий начинает сотрудничать с
различными печатными изданиями, включая журнал «Крокодил», публикуя в них свои
стихи.
В 1919−21
годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета
и в военном отделе «Агит-РОСТА» — писал рассказы, статьи,
фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов. Одновременно
учился на историко-филологическом факультете МГУ. С 1922 года
сотрудничал в «Рабочей газете», «Крестянской газете», «Гудке»,
в журнале «Красноармеец», позднее в журнале «Крокодил»,
в котором проработал 12 лет.
В этот
период поэт создал множество литературных пародий, сатирических сказок,
фельетонов, посвященных темам хозяйства и культурного строительства (сб.
«Чаинки в блюдце» (1925), «Со всех волостей» (1926), «Печальные
улыбки»). Для его сатиры в этот период характерны злободневность, острая
сюжетность, умение обнаружить типичные черты в самых заурядных явлениях.
С 1929
года Лебедев-Кумач принимал участие в создании театральных обозрений для
«Синей блузы», написал тексты песен к кинокомедиям «Веселые ребята»,
«Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта» и др. Эти песни отличаются
жизнерадостностью, полны молодого задора.
В
1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал
«Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание
первого Гимна Советского Союза.
С
середины ноября 1939 года советско-финляндские отношения обострились до
крайности. В конце ноября последовали финляндские провокации на советской
границе, и центральные советские газеты начали идеологическую кампанию, которую
трудно назвать иначе как подготовительной. Понимая, что военные действия
неизбежны, Василий Иванович опубликовал в «Известиях» два стихотворения: «Велик
народный гнев и ярость велика» и «Расплаты близок час!». Началась
советско-финляндская война или, как ее называли, война с белофиннами, и
Лебедев-Кумач отправился в действующую армию на Балтфлот. «Зимой 1940 года я
приехал с группой исполнителей в Кронштадт для творческой встречи с военными
моряками. – вспоминал Лебедев-Кумач. - В коридоре политуправления меня встретил
молодой политработник. Пристально посмотрев на меня, будто вспоминая что-то, он
тут же, в коридоре, предложил написать песню о моряках. У меня была заготовлена
музыка для драматического спектакля. Её-то на всякий случай я решил показать
«заказчику». Прослушав музыку, он попросил проиграть ее снова. Политработник -
это был Василий Иванович Лебедев-Кумач - тут же уловил характер мелодии, ее
ритмическую структуру и сымпровизировал текст будущей песни балтийцев…».
В
1940 году за образцовое выполнение приказов командования в борьбе с белофиннами
Лебедев-Кумач был награжден орденом Красной Звезды, а в ноябре 1940 года на
заседании Президиума ССП, посвященном обсуждению книг о Маяковском,
руководитель ССП Александр Фадеев сделал Кумачу публичный выговор, фактически
обвинив поэта в творческой недобросовестности. Но с мнением Фадеева не
согласились ни писатели, ни читатели. Многие писатели безошибочно угадывали
инициатора этой склоки - Семена Кирсанова: «Я размениваюсь на мелочи, -
огорченно говорил Василий Иванович, — занимаюсь всякой заседательской чепухой.
А годы уходят, и так и не написано ничего, что бы осталось».
В 1941
году Лебедев-Кумач был удостоен Государственной премии СССР.
23
июня 1941 года, на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР,
Лебедев-Кумач получил задание написать патриотическую песню. Уже на следующий
день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны»
(музыка Александра Александрова). Она исполняется по сей день, и до сих пор
слушать ее равнодушно невозможно.
Она
воплотила в себе всю гамму чувств, которые бушевали в сердце любого
человека нашей Родины в первые дни войны. Здесь и праведный гнев,
и боль за страну, и тревога за судьбы близких и родных
людей, и ненависть к фашистским захватчикам, и готовность отдать
жизнь в борьбе против них. Под эту песню шли добровольцы на призывные
пункты, под нее уходили на фронт, с ней трудились оставшиеся
в тылу женщины и дети. «Вставай, страна огромная!» — призывал
Лебедев-Кумач. И страна встала. И выстояла. А потом праздновала
Великую Победу над страшной силой, противостоять которой смогла только она.
Впервые
«Священная война» прозвучала в исполнении Краснознаменного ансамбля
красноармейской песни и пляски СССР 26 июня 1941 года, став символом борьбы
советского народа за свободу и независимость Родины.
Примечательно,
что Гитлер незамедлительно назвал своими личными врагами
передававшего сводки Совинформбюро диктора Юрия Левитана, а также
Лебедева-Кумача, написавшего мощнейший текст «Священной войны», и пообещал
повесить их на Красной площади после захвата Москвы.
Лебедев-Кумач
пришел с фронта, награжденный тремя орденами, а также медалями.
После
Победы он находился в глубокой депрессии, об этом свидетельствуют записи из его
дневника, например: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал
видеть главную задачу — все мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три
автомобиля, 10 сервизов. И глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно».
20
февраля 1949 года поэт-песенник скончался.
Прошло
уже много лет с момента выхода любимых всем народом кинокомедий,
но песни, написанные на стихи Лебедева-Кумача, продолжают жить среди
нас: они звучат по радио, их поют новые исполнители, с ними
знакомо уже не одно поколение людей нашей страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий