воскресенье, 22 марта 2020 г.

Владимир Мавродиев "Ветер с Волги"


Продолжаем знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК «ЦСГБ» «ЭКОкнига Нижней Волги», реализованного в 2017 году.
Сегодня, во Всемирный день водных ресурсов мы с особым почтением вспоминаем наш любимый водный ресурс – великую русскую реку Волгу.

Владимир Евгеньевич Мавродиев – личность многогранная. Поэт, прозаик и журналист, автор нескольких гимнов, литературный краевед. Его перу принадлежат произведения о нефтяной промышленности Волгоградской области, монографии по истории возрождения Сталинграда и многое другое.
В стихотворениях, посвящённых Волге, он рассматривает её экологическое состояние, видит в ней объект восхищения, связывает с великой рекой и своё детство, и детство своего внука.

Владимир Мавродиев

ВЕТЕР С ВОЛГИ

Упругими рывками,
летит, рождая шум.
Строкою
           заарканю!
Но разве удержу?
Посланец дальних бурь,
и волн ревущих спутник,
тугие ветви спутай!
Клони на Волге буй!
Да, тишина нужна,
но, видно, в том и счастье,
что вскоре
                   по ненастью
соскучится душа.

Чтоб сердце в ходе дней
постоя не просило, -
гуди
       в крови моей
ветров шальная сила!
На склоне дней моих,
когда сомкнутся веки,
пусть скажут:
                  «Да, он стих…
Но стих,
             как волжский ветер!»

***
Мне от тебя, река, не много надо.
Мне просто очень хорошо с тобою.
Мне надо – той врачующей прохлады,
когда я утром окна всё открою!

Пусть майский день зеленоглаз и юн,
и наполняет комнатку мою
разлива запах, вспененной воды!
Он мне всегда напоминает детство,
когда водил к реке меня отец мой,
к пугающему шороху волны…

Река моя, душою не кривлю –
мне тяжко без тебя в любом краю,
без белых теплоходов, без ветров,
без кранов и рабочих катеров.

Когда уводят от тебя дороги,
с трудом ложатся на бумагу строки.
Как в песне той – среди снегов, полей
теки, река моя, и не мелей.

Я от судьбы и той минуты жду,
когда забыв про грусть или веселье,
к тебе, река, по улочке весенней
внучонка
              за ладошку
                            поведу…

***
Скрипнут уключины в сонной тиши,
мокрый песок – холодком под ногами.
Бакен-бобыль одиноко моргает,
и над обрывом осокарь шуршит…

Стёганку выну из лодки – накинь.
Нам никуда торопиться не надо.
Как хорошо – суете вопреки
сердце омоет речная прохлада.

Камень сырой нелюдим и скуласт,
гладят бока его, хлюпая, волны.
Как хорошо, что сегодня для нас
давним, забытым пахнула вдруг Волга!

Всё я запомню и всё сберегу.
И, уезжая, скажу на прощанье:
мне никакого не надобно счастья –
только бы жить на твоём берегу.

Плавает месяц в затоне, остёр.
Летний простор звездопадом омылся!..
На локотке неширокого мыса
каплей дрожит, затухая, костёр.

ЦАРЬ-РЫБА
(Песенка волгоградского мальчишки)

Молчала над Волгой заря,
лишь сыто орали вороны,
когда мы глядели на муки Царя,
на муки Царя без короны.
Царь-рыба,
Царь-рыба,
Царь-рыба,
не мясо, а золота глыба!
Но жизнь тяжела осетра,
и доля черна, как икра…
Бетон головою долбит,
измучен инстинктом природы.
И если минует он танкера винт –
додушат его химзаводы…
Царь-рыба,
Царь-рыба,
Царь-рыба,
спасти тебя, может, могли бы,
но нужен нам срочный прогресс:
тоннаж,
киловольт и привес…
Меж ГЭС загнивают «моря»,
укутаны тиною стоны…
Лишается матушка-Волга Царя,
зато зажирели вороны…
Царь-рыба,
Царь-рыба,
Царь-рыба,
кому ж говорить нам «спасибо»?
Живём – без царя в голове…
Оставьте ж Царя хоть плотве…

Источник:

Мавродиев, В. Е. Вечное утро : стихи и поэмы / В. Е. Мавродиев. – Волгоград : Издатель, 2004. – 368 с.

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий