Продолжаем знакомить с материалами,
подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для
сетевого проекта ВМУК «ЦСГБ» «ЭКОкнига Нижней Волги», реализованного в 2017
году.
Представляем вашему вниманию цитаты из книги
саратовского исследователя Владимира Михайловича Цыбина «Пароход на Волге»,
посвященные судостроительным и судоремонтным заводам Царицына.
Автор по крупицам собрал и изучил материалы о
прошлом «волжского судоходства, прежде всего применительно к Саратову и бывшей
Саратовской губернии по части пароходных дел».
В книге представлена информация о развитии
судоходства до появления пароходов, приводятся сведения о крупных судоходных
компаниях дореволюционного периода и первых десятилетий Советской власти.
Издание богато на иллюстрации.
ЦАРИЦЫНСКИЕ ЗАВОДЫ
Небольшой судоремонтный завод принадлежал Зиману, о котором
ничего не известно. Здесь же суда и строились. Есть сведения, по данным знатока
волжского флота Ю. И. Ракитина из Перми, что Зиман построил 6 или 7 пароходов:
в 1895 году – двухвинтовой буксирный пароход «Вега» для общества «Мазут»,
«Европеец», «Охотник» и «Павел», в 1896 году – пароход «Слобода Николаевская» и
в 1897 году – «Ледокол» и «Нансен», последний имел мощность машины 120
лошадиных сил и принадлежал Ш. Асадулаеву.
Другой, тоже небольшой завод в Царицыне был коллективной
собственностью «Товарищества Ахтубинского пароходства». Само товарищество
возникло в 1890-х годах из мелкого предприятия – местного сообщения между
посадом Дубовкой на Волге и деревней Пришибом на Ахтубе. В 1892 году
товарищество имело 4 пароходика мощностью от 3 до 16 номинальных сил, а уже в
1900 году располагало 21 паровым судном… Завод, который товарищество завело для
себя, ремонтировал и пароходы других обществ. Для собственных нужд товарищество
построило здесь 2 парохода: двухвинтовой товаро-пассажирский «Колумб» (1895
год) с мощностью 30 номинальных сил и двухвинтовой буксирный «Атаман» (1903
год) с мощностью 50 номинальных сил. По неуточнённым сведениям здесь же был
построен в 1904 году и пароход «Казак» мощностью 25 номинальных сил…
В Царицыне находился и небольшой судоремонтный завод «Гардиен
и Валлос», построивший в 1904 году пароход «Туча», а в 1905-м – пароход
«Второй»…
Был в Царицыне и завод братьев Нобелей – там тоже
ремонтировались и строились суда. Недалеко располагалось нефтяное хозяйство и
Нобелевский городок, где проживали работавшие на фирме братьев. В 1895 году на
заводе был построен пароход «Первенец», на следующий год – «Ахубинец» (позднее
назывался «Вася») и в 1897 году – «Генерал «Цеймерн».
Нобели занимались судостроением и ранее. В 1842 году в
Петербурге приехавший из Швеции Эммануил Нобель совместно с генералом Огарёвым
основали механический завод, но в 1845 году Нобель отделился и создал свой
завод. На нём изготавливали различные металлические конструкции, а потом
началось и судостроение. Но далее дела Э. Нобеля почему-то пошли плохо, он
ликвидировал своё предприятие и уехал обратно в Швецию.
Однако в Москве остался один из его сыновей – Людвиг, а
второй его сын жил в Баку, владея там нефтепромыслами. Людвиг Нобель в 1862
году организовал в Петербурге свой завод, который главным образом выпускал
различные двигатели. По приглашению брата, Людвиг приехал в 1876 году к нему в
Баку, основательно изучил нефтяное дело, оценил богатейшие возможности
Апшеронского полуострова и будущность нефтяного дела. Он, со своей хваткой и
энергией, помог брату организовать рационально добычу нефти и там же, в Баку,
разработал проект морского судна для перевозки керосина наливом. Для перевозки
же керосина по Волге он приспособил 4 деревянные баржи, установив в их трюмах
железные цистерны. В 1881 году Л. Нобель построил специальные наливные пароходы
«Калмык» и «Татарин» грузоподъёмностью 40 и 50 тысяч пудов керосина,
наливаемого прямо в трюмы, разделённые переборками. Переборки после налива
заделывались герметично, отверстия для налива керосина заглушались, а во
избежание пожара или взрыва из каждого отсека были выведены газоотводные трубы.
У братьев Нобелей в Царицыне с 1880-х годов были мастерские,
которые потом стали заводом, где строили пароходы, железные баржи,
ремонтировали судовые двигатели.
Но больше всего в Царицыне было построено судов так
называемым хозспособом, когда хозяин будущего судна сам организовывал его
строительство на берегу Волги зимой, а с весны судно, поднятое полой водой,
достраивалось уже на плаву.
Затоны
Царицынский затон. На левом берегу против Царицына. В затоне
имелось большое число ремонтных мастерских разных пароходных обществ. А на
другой стороне, где находился сам Царицын, располагались крупные мастерские
«Товарищества братьев Нобель», построенные в 1880-х годах. В связи с расширение
вывоза на Волгу нефтяных продуктов товарищество организовало в Царицыне свой
распределительный пункт, откуда эти грузы шли по разным направлениям.
Нобелевские мастерские ремонтировали суда, судовые двигатели, приспособления
для перекачки нефтепродуктов. Строили и нефтеналивные баржи для самого
товарищества.
Суда разных обществ зимовали в основном напротив города в
затоне, где было тихо и спокойно. С 1908 года стало зимовать много судов
царицынского общества «Русь».
В советское время затон назывался Сталинградским. В зиму
1927-1928 годов, в нём зимовало 5 товаро-пасажирских пароходов, 15 буксирных и
служебных судов и 33 непаровые.
Ныне здесь отстаиваются пассажирские и грузовые суда
Волгоградского речного порта.
Полный текст:
Цыбин, В. М.
Пароход на Волге / В. М. Цыбин. – Саратов : Пароход, 1996. – 366 с. : ил.
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий