вторник, 17 марта 2020 г.

Николай Отрада и Михаил Луконин о Волге



Продолжаем знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК «ЦСГБ» «ЭКОкнига Нижней Волги», реализованного в 2017 году.

Представляем вниманию читателей сборник стихов, воспоминаний и писем «Возьми нас, жизнь, опять…», в котором опубликованы два стихотворения, посвящённые Волге.

Николай Карпович Отрада (настоящее имя – Николай Карпович Турочкин) – молодой и талантливый поэт, ушедший добровольцем на Советско-Финскую войну вместе с однокурсниками по Литературному институту. Погиб в марте 1940 года, пытаясь выйти из окружения. Для коллег по литературному цеху Николай Отрада стал символом поэта-воина, символом трагически оборвавшегося творческого пути.
Волга у Николая Отрады ассоциируется с песней, которую поёт усталая женщина после трудного дня, вспоминая то ли детство, то ли юность.

Николай Отрада

ВОЛГА-ПЕСНЯ

Пусть не громкой,
Пусть ты будешь глуше,
И тогда,
Тобою только полн.
Я не раз
Ходил к тебе
И слушал
Говор перекатных синих волн.
И не раз
Холодной лунной ночью
На твоём стоял я берегу.
Ты всегда
О чём-нибудь хлопочешь,
Подымая вспененную грудь.

Может,
Тоже юность,
Я не знаю,
Может, детство у тебя своё
Было тоже…
Иногда, родная
О былом,
Далёком ты поёшь.
Иногда
Мне кажется
Под вечер,
Сотню пароходов пропустив,
Нежная,
Совсем по-человечьи,
Ты, о чём-то
Думая, грустишь…
Край просторен наш!
Тебе не тесно
Мимо гор бежать,
Больших степей.
Волга! Волга!
Если ты не песня,
То тогда и мне
Тебя не петь!

Михаил Кузьмич Луконин – один из патриархов сталинградской/волгоградской поэзии, несмотря на то, что сменил место жительства, обосновавшись в столице. Друг и однокурсник Николая Отрады, он также был на Советско-Финской войне, в качестве корреспондента участвовал в Великой Отечественной.
В первую очередь Луконин известен своей гражданской лирикой. Лауреат Сталинской и Ленинской премий.
Для Михаила Луконина Волга – его кровь и плоть, не даром поэт называет себя каплей Волги, её частичкой. Она питает его жизненной силой, она же является источником вдохновения.

Михаил Луконин

КАПЛЯ ВОЛГИ

Что-то верить стал я
                     в каждую примету.
Серой синью
                 стынет волжская вода.
Может, скоро
             я в последний раз
                     к тебе приеду
и останусь,
не расстанусь.
Навсегда.
Волга-родина,
                      прости слова восторга,
и прости меня за всё,
                               что умолчал.
Я живу тобой,
                  плыву тобою, Волга,
знаю твёрдо –
                 ты последний мой причал.
Я плыву тобой,
                        все створы отмечаю,
Каждый раз
                читаю снова по складам.
Проблесковыми огнями
                                отвечаю
всем
        идущим на сближение судам.
Сколько жизней
                        нами прожито с тобою!
Бурлаком ходил
                       дорожкой бечевой.
С той поры всегда хожу
                                  твоей тропою,
хоть и ноет
             каждый мускул плечевой.
С Пугачёвым я стоял
                                 в ночи грозовой,
лодки посуху
                    от Дона волоча.
Был я вольницей твою
                                   понизовой,
был я конницей твоей
                                    у Калача.
Я твоими всеми мелями
                                    мелею,
все глубины
             воспеваю во сто крат,
всеми болями твоими
                              я болею,
торжествами,
                       всеми праздниками рад.
Уезжаю, говорю тебе –
                              счастливо!
Тихо тают на песке мои следы…
Мне прощание с тобой,
                                    как боль разрыва,
с каждым разом –
                           как предчувствие беды.
От волны твоей глаза мои наволгли.
Отзови от всех земных широт меня.
Волга-родина!
                       Я твой.
                              Я капля Волги.
Искра малая
                     от вечного огня.
   

Полный текст:
«Возьми нас, жизнь, опять…» : стихи, воспоминания, письма / ред.-сост. Е. Ю. Мандрика. – Волгоград : Издатель, 2004. – 192 с.

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий