четверг, 22 июня 2017 г.

Я – крепость! Веду бой!



22 июня – День памяти и скорби. День начала Великой Отечественной войны.
Этой печальной дате был посвящён экскурс в историю «Защитники Бреста», который прошёл в читальном зале библиотеки для ребят из летних лагерей двух школ Кировского района – МОУ СОШ № 56 и МОУ СОШ № 24.

- 22 июня 1941 года. Воскресенье. Едва-едва пробиваются первые лучи солнца… - начала встречу ведущий библиограф М. Н. Урусова. - Спят города и сёла. Только рыбаки спешат к реке, чтобы не упустить утренний клёв. Выпускники школ встречают рассвет, прощаясь с детством…
На экране телевизора появилась река в утренней дымке и завыла сирена, предупреждая о налёте авиации. А затем на фоне позывных зазвучал голос Левитана: «Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение!»
- 22 июня – День памяти и скорби не только для нашей страны, - продолжила экскурс в историю Марина Николаевна. – В 1941 году наша Родина называлась совсем не так, как сейчас. Её называли Союзом Советских Социалистических Республик. Или Советским Союзом. В его состав входило 15 республик. Самой большой была Российская Федерация – наша Родина. Остальные 14 республик сейчас – самостоятельные государства. В одной семье народов жили Латвия, Литва, Эстония, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. В каждой из этих стран сегодня горят поминальные свечи, идут службы в храмах, и люди вспоминают своих родственников, погибших на войне. Великая Отечественная унесла жизни 26 миллионов россиян, а по всему бывшему Советскому Союзу погибло 42 миллиона человек. 
В память о жертвах войны была объявлена минута молчания. Под звуки метронома на экране сменялись кадры мемориального комплекса «Брестская крепость».

Продолжился экскурс в историю рассказом о плане «Барбаросса», согласно которому все 485 пограничных застав Советского Союза на его европейской части, должны были быть уничтожены в течение первых 30 минут войны, о том, что этот план стал «трещать по швам» с самого начала – шли часы, дни, недели, а заставы вели бой. Примером героизма и стойкости стал гарнизон Брестской крепости и 9 погранзаставы Брестского пограничного отряда. Они продержались больше месяца, и даже в начале 1942 года (через полгода после начала войны) по свидетельствам местных жителей, кто-то вёл огонь по фашистам из руин крепости.
- Брестская крепость была построена ещё в 19-м веке, – рассказывала ребятам М. Н. Урусова. - В её создании принимал участие талантливый русский инженер Эдуард Иванович Тотлебен. Когда-то она была мощным военным укреплением, но к началу 20 века утратила и своё стратегическое значение, и все тактические преимущества, которые были важны в 19 веке. К началу Великой Отечественной войны крепость превратилась в обычный военный городок, в котором жили не только солдаты, но и мирное население – семьи командиров. Её укрепления находились на 4 островах.
На экране появилась карта Брестской крепости, и Марина Николаевна показала, где жили семьи офицеров, где находилась погранзастава, где располагались казармы гарнизона, где госпиталь… Она объяснила, что и немецкое и советское командование понимали, что оборонять четыре острова будет трудно – легко нарушить связь между ними, отсечь один остров от другого. Поэтому немцы отводили на взятие крепости всего 8 часов, а наше командование настаивало на том, что если крепость нельзя удержать, надо выводить из неё гарнизон. Но 22 июня 1941 года нарушило планы и наших, и немцев. 
 Гитлеровцы начали осаду крепости с бомбардировки и артиллерийского обстрела. В центр крепости была сброшена многотонная бомба, нарушившая водоснабжение. Укрепления обстреливали из новых реактивных снарядов. Было воскресенье, поэтому большинство командиров находилось вместе с семьями на северном острове. Красноармейцы не знали о планах отвода гарнизона из крепости, и приняли решение обороняться. Уже в первый день бойцы под руководством комсорга одного из батальонов Самвела Матевосяна отразили атаку немцев. Они притаились в казарме, и когда на центральную часть крепости въехал танк, за которым шли немецкие автоматчики, позволили им пройти подальше, а потом выпрыгнули из окон казармы, стреляя на ходу. К вечеру оставшиеся в живых после обстрела командиры добрались до своих частей, но к тому моменту выводить гарнизон было уже поздно – крепость была окружена. Дальше была не столько оборона крепости, сколько попытки прорыва из неё, которые редко были успешными. 
Ребята затихли, слушая рассказ, как командование крепости отправило из неё женщин и детей, надеясь, что так уберегает их от голода, холода и обстрелов, что немцы не тронут мирных жителей, но через несколько дней женщины и дети вернулись – их гнали перед собой фашисты, прикрываясь ими, как живым щитом.
Чтобы дети лучше представляли себе происходившее, Марина Николаевна показала им презентацию «Защитники Бреста», и с экрана телевизора на современных ребят глянули герои обороны крепости.
- Я буду рассказывать о каждом из них, и называть его национальность, чтобы вы поняли, что с фашистами воевали представители разных народов, что оборона Брестской крепости - наша общая страница истории, - сказала М. Н. Урусова.
Ребята узнали о русском генерал-майоре Иване Сидоровиче Лазаренко, которому одному из немногих удалось вырваться из осады и вывести часть гарнизона; о еврее – полковом комиссаре Ефиме Моисеевиче Фомине, который руководил обороной крепости, попал в плен, и был расстрелян возле Холмских ворот (говоря об этом герое Бреста, пришлось рассказать о том, что согласно гитлеровской идеологии нации делились на «господ» и «рабов», и что были две национальности, представителей которых фашисты убивали, как животных – евреи и цыгане); о мордвине – командире погранзаставы Андрее Митрофановиче Кижеватове, который со своими пограничниками принял первый бой и дал возможность продержаться другим; о татарине Петре Михайловиче Гаврилове – майоре погранвойск, которого взяли в плен через месяц после начала осады, он был похож на скелет и не мог даже пить, но при его пленении погибло несколько фашистов – обессиленный Гаврилов отстреливался и бросал гранаты (об этом написано в книге С. Смирнова «Брестская крепость»); об армянине Самвеле Миносовиче Матевосяне – комсорге батальона, принимавшем активное участие в обороне крепости; о воспитанниках музвзвода – Пете Клыпе, Коле Новикове, Пете Васильеве и Пете Котельникове.
Особенно взволновал детей рассказ о последнем защитнике Брестской крепости – ингуше, который вышел из подвалов в сентябре или октябре 1941 года. К немцам тогда приехал генерал, который ходил вдоль строя и вручал солдатам кресты за храбрость, проявленную при взятии крепости. Немцы были уверены, что все её защитники мертвы. В этот момент из руин крепости вышел советский офицер. Он был ранен, ослеп, и шёл, вытянув вперёд одну руку, ощупывая пространство перед собой, и держа в другой пистолет. Немецкий генерал, увидев его, встал во фрунт и отдал честь. То же самое сделал весь строй немецких солдат. Советский офицер прошёл вдоль стены, наткнулся на ров, поднял руку к виску и выстрелил. Он не хотел сдаваться в плен. По документам, найденным при нём, удалось установить, что его звали Умат-Гирей Артаганович Барханоев. Лейтенант пограничных войск. Этот эпизод был описан во многих книгах о Брестской крепости и лёг в основу фильма «Я – русский солдат». На родине Барханоева - в Назрани - поставлен памятник, фотография которого была использована для заставки мероприятия.
- Читая мемуары немецких генералов, наши историки наткнулись на упоминание о «женском батальоне», который оказал яростное сопротивление фашистам, - продолжила рассказ М. Н. Урусова. – В Красной Армии не было такого батальона.
На экране появились слайды презентации «Женский батальон» Брестской крепости» - фотографии жён и дочерей офицеров гарнизона, которые не пожелали оставить своих мужей и отцов, и взялись за оружие, а также военврачей, медсестёр, поваров и прачек гарнизонного госпиталя. Женщины воевали так отчаянно, что немецкие генералы приняли их за настоящих солдат, думая, что имеют дело с «женским батальоном». На последнем слайде презентации была фотография Вали Зенкиной, о которой Марина Николаевна рассказала подробнее.
Вале было всего 13 лет. Вместе с матерью, другими женщинами и детьми её отправили из крепости, спасая от обстрелов, голода и жажды. Когда они вышли к немцам, офицер схватил Валю за руку, вытащил из толпы и вручил пакет с приказом отнести нашему командованию. В пакете было предложение сдаться.
- Как вы думаете, что ответили наши? – спросила Марина Николаевна.
- Нет! – закричали дети. - Не сдадимся!
 Валя отнесла пакет в крепость, но возвращаться к немцам отказалась. Она помогала перевязывать раненых, носила воду. К счастью, она выжила и, став взрослой, рассказала свою историю писателю Юрию Яковлеву. Так появилась повесть «Дочь командира».
Завершался экскурс в историю клипом на песню «Брестская крепость» (автор слов – Виктор Пурга, музыка и исполнение Игорь Корнилов).
- Смотрите внимательно, - предупредила Марина Николаевна. - В этом клипе использованы кадры из фильма «Брестская крепость». Фильм максимально точно воспроизводит все события обороны. Вы услышите позывные, которые раздавались в эфире в первые недели осады («Я – крепость! Веду бой! Ждём подкрепления!»), вы увидите, как падают первые бомбы и снаряды на крепость, как поднимает пограничников в атаку Кижеватов, как выпрыгивают из окон казармы бойцы, встречая первых немецких автоматчиков, как погибает комиссар Фомин, как перебегает по крепости связной Петя Клыпа, как немцы гонят перед собой женщин и детей, и, видя это, Валя Зенкина шепчет «Мама», как фашисты огнемётами выжигают всё живое в подвалах крепости… 


По мере просмотра лица ребят становились всё серьёзнее и серьёзнее. Потому что они начали понимать, насколько страшно было защитникам крепости, и какого труда им стоило продержаться столько времени, зная, что помощь не придёт, подкрепления не будет.
- Брестская крепость находится на территории Белоруссии. Но это – наша общая страница истории, общая для всех 15 стран бывшего Советского Союза, потому что в её защите принимали участие люди разных национальностей. Помните об этом! – завершила экскурс Марина Николаевна.
Ребята и взрослые благодарили за рассказ, отмечая, что очень важно помнить о погибших за Родину и передавать память о них дальше – другим поколениям.

День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны отметили и на абонементе библиотеки. Посетителей встретила книжная выставка «Забыть душе такое трудно», на которой представлены документальные и художественные книги о Великой Отечественной войне.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Марина! Замечательную работу Вы проводите в библиотеке среди детей! Память о войне и людях, защищавших нашу Родину должна жить! А я как раз читаю книгу "В списках не значился", которая и легла в основу фильма "Я -русский солдат"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Мы стараемся рассказать ребятам, как это было на самом деле. Ни для кого не секрет, что читают они мало, а по истории на каждую войну отводится несколько абзацев. Стараемся исправить это.
      "В списках не значился" мы на мероприятии называли. Но больший упор делался на книгу Юрия Яковлева, которая больше подходит для этой возрастной категории, чем повесть Бориса Васильева. Всё-таки повесть Васильева чаще других фигурирует в списках чтения для ребят. Другие книги о Бресте, вообще, никто им не называет.

      Удалить