вторник, 27 июня 2017 г.

Урюпинское пуховязание



 Продолжаем знакомить с материалами из Архива выполненных справок и предлагаем вашему вниманию ответ на запрос преподавателя школы "Урюпинское пуховязание".

Урюпинское пуховязание — ажурное вязание на спицах из козьего пуха и основы (хлопка, шелка или др.) с самобытными узорами.
Ремесло пуховязания в Урюпинском районе зародилось с ХVI века, когда донские казаки заселили хоперские земли. Издревле Урюпинск славился своим ремеслом пуховязания. Родоначальники этого промысла вязали варежки и носки из козьего пуха для себя, для родных и близких.
Хоперская коза - основа местного народного пухового промысла.
Легенда гласит, что казаки войска Донского привезли с собой в Урюпинск из похода горного козла. Он рвался на свободу. Пришлось отпустить. Но козел вернулся – и не один, привел с собой дикую козочку. Считается, от этой пары и пошло современное поголовье коз на Хопре.
Самая популярная порода хоперских коз это - лонская серебристая, пух которых очень тонкий, длинный и более прочный. Было много попыток переселить урюпинскую козу в другие места. Но после переселения ее пух теряет свои уникальные качества. Местные жители считают, что причина этого в особых природных условиях Урюпинского района - трава, вода, климат. Коз разводят и вяжут пуховые изделия жители Урюпинского района. В самом же городе находится только пуховый базар.
Пух козы относится к экологически чистому виду сырья, которое дает человеку комфортное существование в среде обитания, окружая его заботой о здоровье и красоте.
Лучшим сырьем считается пух, вычесанный с живой козы. 

Пух чешут с козы ручным гребнем, механический способ сбора пуха не может заменить ручной. Собранный с козы пух сортируют по качеству, разрыхляя его и удаляя засоряющие примеси( колючки, траву, семена и другой сор). После первичной обработки пух чешут специальными «ческами». Они представляют собой две деревянные прямоугольные щетки с ручками, в центре которых расположены частые и мелкие металлические зубчики. На одну щетку кладут клок пуха, а другой прочесывают его несколько раз, пока наиболее длинные волокна пуха не отделяться от короткого волокна и не улягутся параллельно, образуя пуховую мякоть, готовую для прядения. Прочесанный пух промывают в мыльной пене или в специально приготовленном растворе.
Следующие процессы — трощение (т. е. соединение пуховой пряжи с хлопчатобумажными или шелковыми нитями) и скручивание трощеной пряжи на сучильном веретене.
Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон, посредством их скручивания. Этот процесс называется прядением. В процессе прядения нужно вытянуть из бесформенной пуховой мякоти тонкую равномерную по толщине и достаточно прочную струйку из пуховых волокон. Эта струйка пуховых волокон напрядается на нить. 
Прядут пряжу с помощью веретена, ручной деревянной прялки или механической прялки с электрическим приводом. После прядения пряжу сматывают в мотки. Замачивают в мыльном растворе при температуре 30-40 градусов, используя специальное моющее средство для шерсти и пуха. При последнем полоскании в воду добавляют столовый уксус (две столовые ложки на 10 литров воды). Мотки пряжи отжимают не выкручивая, встряхивая и сушат в подвешенном состоянии.
Изделия вяжут двухизнаночной гладью на двух стальных чулочных спицах. При изготовлении уникальных изделий требуется, чтобы весь платок был связан одной мастерицей. Готовое изделие стирают. C XIX – начала ХХ вв. до наших дней дошли два основных элемента вязки – т.н. «пряники» и «паутинка». Иногда мастерицы в своих работах варьируют эти основные элементы.
В 1960-70-e гг. в Волгоградской области получили широкое распространение такие элементы узоров, как «кленовый лист», «ландыш» и «перо павлина». Из шерсти козы получаются прекрасные шейные и головные платки, галстуки, шарфы и шали, изделия верхнего трикотажа, кардиганы, блузы, носки, варежки, перчатки. 
В 1990-е годы пуховязание позволило Урюпинску пережить экономический кризис. Жительницы города кормили семьи, продавая пуховые вязаные платки, шали, палантины. В это же время появилось предприятие, занимающееся производством вязаной одежды и модных аксессуаров - ООО «Узоры», которое сегодня вышло на мировой рынок. За годы своего существования предприятие участвовало во многих всероссийских и международных промышленных выставках. На одной из них коллекцию «Белый лебедь» заметил Вячеслав Зайцев, который заключил с «Узорами» договор о сотрудничестве. 
В 2000 году Вячеслав Зайцев представил наряды из Урюпинского козьего пуха в Париже. Пуховая красота – это всегда актуально и престижно. К сожалению, сотрудничество было не долгим, потому что урюпинское производство не могло обеспечить своими изделиями потребности модельного агентства Зайцева – спрос на них был слишком велик. Ажурные пуховые изделия из Урюпинска с удовольствием раскупают для себя и в подарок близким простые люди и вип-персоны.

Литература:

Рыблова, М. А. Женские промыслы на Нижней Волге и Дону в XIX - начале ХХ вв. / М. А. Рыблова // Сарепта : ист.-этногр. вестник / ГОК Ист.-этногр. и архитектур. музей-заповедник «Старая Сарепта». - Волгоград : Мириа, 2011. - Вып. 4. Ч. 2. - С. 59-74.
Рыблова, М. А. Ткачество и вязание на Нижней Волге в XIX - начале XX вв. / М. А. Рыблова // Дом Дружбы. Волгоград. - 2012. - № 3. - С. 22-23.
Сидельникова, И. Старина и современность совместимы: VIII конкурс мастеров пуховязания в Урюпинске доказал, что изделия из пуха - это всегда актуально / И. Сидельникова // Волгоградская газета. - 2006. - 28 Сент. - С. 14.
Сурагина, О. Все в ажуре! : в Урюпинске прошел шестой межрегиональный конкурс художественного вязания изделий из пуха / О. Сурагина // Волгоградская правда. - 2004. - 25 Сент. - С. 6.
Сурагина, О. Красота в переводе не нуждается : изделия урюпинских пуховязальщиц «штурмуют» международный рынок модной одежды / О. Сурагина // Волгоградская правда. - 2005. - 26 февр. - С. 1.
Сурагина, О. Пуховый платок для любимой фрау / О. Сурагина // Волгоградская правда. - 2006. - 31 янв. - С. 1.
Сурагина, О. Теплые пуховые чудеса: в Урюпинске прошел седьмой межрегиональный конкурс пуховязания / О. Сурагина // Волгоградская правда. - 2005. - 21 Сент. - С. 1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий