вторник, 4 марта 2014 г.

Функционал блога



Продолжаем представлять книгу А. О. Фёдорова «Библиотечная блогосфера» (с первой частью наших размышлений над ней можно ознакомиться здесь).
Четвёртая часть книги посвящена функционалу блога. Начинается она с общих советов по ведению блога и выбору платформы для него. В числе доступных бесплатных платформ называются LiveJournal и Blogger.com.
Автор отмечает, что публикации в блоге должны обновляться минимум три-четыре раза в неделю, а предположительное количество временных затрат на ведение блога при этом составит от 4-5 часов в неделю и более, если есть желание сделать по-настоящему популярный блог (то есть публиковать сообщения чаще).
Что же (какие разделы или вопросы) автор относит к функционалу блога?

1. Метаданные, то есть «личную» информацию о владельце, список сайтов, где находятся ссылки на блог (например, у нас это - ссылка на сайт ВМУК «ЦСГБ»). В разряд метаданных попал и перечень популярных постов, который находится на боковой панели блога;
2. Организация сообщений (способ представления информации по каждому отдельному «посту»). Отмечается, что каждой записи соответствует новая страница и постепенно новые записи вытесняют старые в архив. К средствам организации сообщений А.О. Фёдоров относит:
· Рубрики, теги (метки) – позволяют собрать вместе сообщения по определённой теме. Теги отличаются от рубрик большей «дробностью» - напоминают ключевые слова. Автор отмечает, что они позволяют быстрее и полнее индексировать содержание блога поисковыми машинами;
· Свежие тексты –светятся на боковой панели и облегчают ориентацию в блоге. Часто вместо свежих текстов там находятся популярные записи или теги с отметкой – сколько записей «под ними» собрано;
· RSS и синдикация. Под синдикацией А. О. Фёдоров понимает возможность просматривать записи дружественных блогов через одну общую ленту новостей и функции оповещения через аналогичные ленты о появлении нового сообщения в блоге. RSS (Real Simply Sindication –действительно простая синдикация). Для удобства знакомства с новостями автор рекомендует записи из дружественных блогов, которые могут в «ленте» выглядеть по-разному, привести к единой форме подачи информации. Это можно сделать, выбрав в настройке один из вариантов: «Передавать только заголовки», «Передавать заголовок и часть текста», «Передавать заголовки и полный текст».
· Комментарии рассматриваются как возможность вести диалог с читателями блога и как показатель популярности записи (по количеству комментариев), как средство увеличения трафика. Автор рекомендует включить предварительную модерацию комментариев или установить автоматическую защиту от ботов (роботов) – капчу. На некоторых платформах блогов есть возможность ограничить комментарии с определённой (чаще всего ненормативной) лексикой, или защиту от людей, занесённых в чёрный список.
От описания функционала блога автор плавно переходит к практическим вопросам его ведения. И здесь нам с вами повезло и не повезло одновременно – все шаги по созданию блога рассматриваются на платформе Blogger.com. Повезло, потому что есть возможность сверить действия с рекомендациями специалиста. Не повезло, потому что большую часть работы мы уже проделали, а хотелось бы получить новые советы – увы, книга рассчитана на новичков и чайников. Так что нам с вами, опытным блогерам, остаётся вылавливать из этой части зёрна истины или одобрять/не одобрять какие-то утверждения автора. Например, вот эти:
«Момент истины в блогинге наступает тогда, когда вы начинаете писать сообщения. Лучшие программы, самые мощные серверы и команда замечательных специалистов не помогут вам добиться успеха, если вы пишете не то, что нужно, не так, как нужно или не тогда, когда нужно».
«Блог библиотеки успешен только тогда, когда у него находятся новые читатели, которые возвращаются после первого посещения. Чем лучше вы знаете своих читателей, тем больше шансы, что ваши публикации будут им интересны». К этому утверждению прилагает полезный совет: чтобы удержать посетителей, надо изучить их потребности, а сделать это можно постоянно разговаривая с комментаторами, выясняя – кто они такие. Как выяснить это? Фёдоров предлагает написать им электронные письма.
И ещё кое-что, что стоило бы взять на заметку библиоблогеру – проект «Пульс библиотечной блогосферы» (biblionation.ru), который был реализован при помощи блогера Атнера Егорова (atner.livejornal.ru). По мнению автора, этот проект помогает удовлетворить потребность блогеров в «жареном» - то есть узнавать всё самое интересное, что происходит в библиотечной блогосфере, а также следить за рейтингами.
И снова Фёдоров возвращается к затратам времени на публикацию сообщений в блоге, приводя мнение опытных библиотечных блогеров о том, что для создания успешного блога нужно тратить на него час-два в день. Ежедневное ведение блога при этом надо начинать с просмотра комментариев и ответа на них, чтения почты (оттуда можно иногда получить интересные материалы для публикации в блоге). Если информации, полученной по почте, достаточно для создания сообщения, пора приступать к его написанию. Если же нет, можно изучить статистику блога – вернее, раздел, касающийся трафика – здесь могут обнаружиться переходы с какого-нибудь интересного, но незнакомого ресурса, на котором вы можете найти что-то для публикации в блоге. После ознакомления с трафиком, начинается просмотр ленты сообщений с дружественных сайтов (RSS-канала) и отбор наиболее значимого для подготовки своих публикаций.
Самая интересная часть книги для нас, наверное, - глава об этапах продвижения блога библиотеки. Автор даёт следующие рекомендации:
1.      Наладить отношения с блогосферой;
2.      Получить комментарии в свой блог;
3.      Комментировать чужие записи – это привлекает внимание других блогеров;
4.      Размещать ссылки на чужие блоги – если в этих блогах есть функция оповещения о ссылках, вас заметят;
5.      Общаться с реальными, живыми людьми, участвовать в отраслевых конференциях;
6.   Вставлять адрес своего блога везде, где можно – включить в подписи к электронным письмам, в буклеты и рекламные материалы.
Вот, собственно, и всё, о чём рассказал Андрей Олегович Фёдоров.
Подводя итоги, хочется сказать, что информация, представленная в книге – весьма полезная и важная, но не полная. Например, очень скудно, очень мало сказано о способах продвижения блога – представлен не полный перечень действий. Заводя блог, мы отдавали себе отчёт, что времени на комментирование чужих «дневников» у нас может не хватить, поэтому при продвижении своего блога выбрали тактику, которая не называется в книге «Библиотечная блогосфера». В ближайшее время мы расскажем, как именно продвигали блог, и к каким результатам это привело.

3 комментария:

  1. Марина Николаевна, интересный материал, сделала на него ссылочки у себя (в конце поста). http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html#more
    Активная библиотечная жизнь идет в Вашей библиотеке! Сужу по информации с Вашего блога. Молодцы! Удачи Вам и дальнейших успехов во всех Ваших начинаниях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за внимание к нам и ссылки на наш блог!
      Жизнь в нашей библиотеке кипит и не о всём, что происходит, успеваем рассказать! Комментировать других мы не успеваем, но самое интересное всё же просматриваем по мере возможности!
      Будете в наших краях - ждём в гости! Вам привет и от Светланы Ивановны, и от других членов нашего коллектива!

      Удалить
    2. Спасибо за приглашение, обязательно при возможности загляну к вам в гости. Поздравляю Вас и весь Ваш коллектив с наступающим прекрасным весенним праздником - 8 Марта! Желаю всем доброго здоровья, счастья и радости жизни, весеннего настроения, успехов и процветания Вашему блогу и замечательной библиотеке - филиалу №17!

      Удалить