пятница, 28 марта 2014 г.

Журналы о казаках и для казаков



Двадцать лет назад началось движение по возрождению казачества в России. В далёкие 1990-е годы многим казалось, что дело это безнадёжное. Сторонние наблюдатели до сих пор многоголосо «хоронят» казачество. А уж, как искренне удивляются, находя в Интернете «казачьи сайты», узнавая что «казаки защищают границы», «казаки охраняют порядок», «казаки борются с наркобизнесом», «казаки отстроили храм», «открылись казачьи кадетские корпуса, школы, классы, детские сады, профтехучилища»!
Не умаляя значения сетевых «казачьих» ресурсов, мы сегодня расскажем о двух журналах, посвящённых казакам, создающихся казаками и для казаков, но интересных и для «не казачьего» читательского контингента.
Всем желающим знать, чем жило и живёт казачество, рекомендуем читать не «жёлтую» прессу, а «казачью» и узнавать вести «из первых уст»!

В марте в нашу библиотеку поступили 6-й номер журнала «Казарла» за 2013 год  и 1 номер журнала «Казаки» за 2014 год.

Журнал «Казарла» выходит с 2009 года, как «этнический казачий журнал». Редакция находится в Краснодарском крае (станица Пластуновская), но в её состав входят представители разных казачьих войск – Кубанского, Терского, Донского, Астраханского. В настоящее время тираж издания составляет 5000 экземпляров. Основное внимание редакция уделяет вопросам истории и культуры казачества (вне зависимости от территориального и «войскового» деления), находят на страницах журнала отражение и события современной жизни казачества.
Не будем пересказывать содержание шестого номера журнала целиком. Остановимся на некоторых, показавшихся нам наиболее интересными, статьях.
О казаках, как самостоятельном народе или этносе размышляет Николай Ерёмичев в статье «Эндогамия, как необходимое условие существования казачьего народа» (с. 5-9). Вопрос этот для казаков – болезненный и поднимается постоянно. Ведутся серьёзные научные дискуссии – считать ли казаков отдельным народом или нет? Рассматривая проблему межнациональных и внутринациональных браков казаков (в дореволюционной России и эмиграции), автор приходит к выводу: «Добровольный отказ от браков с представителями своего народа, уход от эндогамии, как базовой ценности, сопряженный с устойчивым национальным самосознанием ведёт к исчезновению народа. При этом популяция, как таковая сохраняется, однако создает принадлежность уже к другому этносу».

На страницах 10-13 номера опубликовано последнее интервью с младшим сыном Михаила Александровича Шолохова Михаилом, который ушёл из жизни 21 октября 2013 года. Михаил Михайлович рассказывал об отце и о себе. На вопрос «Какая «ипостась» отца воспринималась как наиболее важная: семейная, писательская или общественная (депутат, член ЦК и т. д.)» он ответил: «…ипостась отца». Можно сказать, что все воспоминания его связаны именно с отцом, а не с великим писателем, депутатом и членом ЦК партии: о том, как замечательно играл Михаил Александрович в городки, как далеко выбивал мяч в поле, как им восхищались все дети, какие гостинцы он привозил из Москвы, какие игрушки дарил, о чём рассказывал и т. д. Интересен и ответ на вопрос о том, кем воспринимал себя М. А. Шолохов – казаком или иногородним: «По-моему, он не ощущал себя ни казаком, ни иногородним. В то же время это, конечно, характерная здешних людей черта: казаки – люди, интересные сами по себе. Казаков он любил». В доказательство этой любви сын писателя привёл пример, когда, встретив старых казака и казачку, поклонившихся ему в пояс, Шолохов вытирал слёзы рукой, приговаривая: «Чёртов народ, эти казачки! Сколько в них гордости понапихано и прочего всего, и тут же – чинопочитание!»
На страницах 25-27 читайте первую часть статьи Кирилла Иванова «Мотив казачьей вольницы в лирике Н. Н. Туроверова». Можно сказать, что эта статья – то самое «яичко», которое «дорого ко Христову дню»! 30 марта исполняется 115 лет со дня рождения казачьего поэта Николая Туроверова, чьё творчество возвращается к нам из эмиграции. Казачью вольницу автор статьи видит и в мотиве быстроводной реки, уносящей казаков от преследователей, и в мотиве добычи (разбойные казаки), и в мотиве любви-разбоя, и в мотиве ненастья и бушующей грозы… Ждём окончания статьи, которое планируется в следующем номере журнала!
На страницах 42-46 в статьях Виктора Ивановича Гомулова «Новые книги по истории донских казаков» и Виталия Гусева «О происхождении донских казаков» приводятся развёрнутые представления на книги цикла «Материалы по истории и генеалогии казачества» Виталия Гусева. На сегодняшний момент вышло два выпуска цикла: «Присяги донских казаков 1718», «О происхождении донских казаков».
Название статьи Андрея Викторовича Доронина, опубликованной на страницах 47-49, само говорит за себя – «Казачье станичное самоуправление». Автор начинает рассмотрение вопроса с названий казачьих поселений, даёт определение слову «станица», а затем переходит к описанию самоуправления в станицах на территории России и за рубежом (в эмиграции).
Кроме этого, в номере опубликованы статьи об истории яицкого казачества, пословицы верхнедонских казаков, рецепт «казачьего холодца» - кендыря и многое другое.

«Казаки» - общественно-политический и литературно-художественный журнал. Выходит с 2003 года. Тираж – 5000 экземпляров. Девизом журнала служит фраза: «В единстве – наша сила!»
В 1-м номере за 2014 год на страницах 2-11 вы найдёте статью, посвящённую Первому большому съезду казачьих духовников «Православие – основа казачьего образа жизни». Собравшиеся в Москве священники заявили о необходимости «возрождения и развития самобытной казачьей культуры и православных духовных ценностей как основы казачьего уклада жизни, приобщение к Православной вере членов казачьих обществ и общественных объединений казачества с целью возрождения традиционной казачьей семьи. Отмечена необходимость воспитания подрастающего поколения казачат и казачьей молодёжи как верных защитников Отечества и Церкви».
Интервью с атаманом Таманского отдела Кубанского казачьего войска Иваном Безуглым «Казаки готовятся к боям» опубликовано на страницах 16-18. Атаман рассказывает о боевой подготовке, которую проходят казаки его войска. Кубанское войско находится на границе с Северным Кавказом, где «действует террористическое подполье», поэтому казаки должны быть готовы отразить удар противника. В этих целях ежегодно проводятся сборы и учения с участием силовых структур и военных частей, дислоцирующихся в крае.
О системе казачьего образования с Почётным атаманом Всевеликого войска Донского Виктором Водолацким беседовал Сергей Подойницын. Результаты этого интервью можно прочитать на страницах 20-23 – «С позиции сделанного». В нём, в частности, отмечается, что «Центральным звеном в системе казачьего образования являются казачьи кадетские образовательные учреждения. На всех ступенях казачьего кадетского образования наряду с традиционными предметами ведётся преподавание курсов истории родного края, истории казачества, основ православной культуры, истории казачьих ремёсел, организована работа секций конной подготовки, казачьего рукопашного боя, стрельбы из лука и многое другое. Благодаря тому, что система казачьего образования и воспитания охватывает не только учебный процесс, но и досуг ребят, постепенно формируется менталитет высоконравственного, интеллектуально и физически развитого молодого казака, любящего свой край, знающего историю и традиции своего народа, способного к жизнетворчеству и созиданию».
«Тайна казачьего храма. Наследие, современность, будни» - так назвал свою статью, опубликованную на страницах 24-27 номера, казачий полковник Виталий Бобыльченко. Она посвящена реализации в Шахтинском Я. П. Бакланова казачьем корпусе программы «Казачья память», в рамках которой ведётся большая поисковая работа – кадеты вместе с офицерами-наставниками разыскивают места захоронений казаков-участников Отечественной войны 1812 года. Так, в станице Раздорской, на родине Максима Григорьевича Власова-3-го появилась сначала символическая могила героя, а затем памятник ему. Большая работа была проделана и в слободе Дячкино Тарасовского района Ростовской области, где, судя по свидетельствам из книги «Донской генералитет 1812 года», захоронены три казачьих генерала – Григорий Андреевич Дячкин, Аким Акимович Карпов и Пётр Матвеевич Греков 8-й. Благодаря поисковым работам был обнаружен склеп семейного захоронения Карповых и произведено перезахоронение останков двух генералов и одного камергера из рода Карповых, а также Г. А. Дячкин с сыном. В перспективе у кадетов и наставников из Шахтинского казачьего корпуса – восстановление церкви Трёх Святителей, которая когда-то служила украшением слободы Дячкино.

На 30-34 страницах номера читайте статью Андрея Лихацкого «Казаки-сальчане в годы Великой Отечественной войны». В 1941 году из Сальских степей на борьбу с фашизмом ушло несколько казачьих дивизий, а за весь период Великой Отечественной войны отдали жизнь за Родину более 700 тысяч казаков. «Казаками маршалы и командующие фронтами закрывали свои «дыры»  в образующихся брешах своих флангов. Кавалеристы-казаки своей лихостью, отвагой и мобильностью приводили в ужас противника, уничтожали его целыми подразделениями и частями, не беря пленных», - пишет автор статьи, раскрывая тему очень широко: здесь и участие в боях, и помощь в тылу, и благодарная память потомков. Особое место в статье занимает история встречи во Владимиро-Волынском концлагере двух казаков – донского И. П. Глазунова и уральского – генерала Д. И. Карбышева. По воспоминаниям Глазунова, все пленные брали пример с Карбышева, и, даже, когда его увезли из концлагеря дальше на Запад, четыре года вспоминали о нём, как о примере героизма, и именно внутреннее равнение на Карбышева удержало многих казаков от вступления в армию Власова.
Документальная повесть (в сокращённом варианте) Владимира Весова «Георгиевский кавалер», посвящённая хопёрским казакам – героям Первой мировой войны, публикуется на страницах 36-50. Завязка истории весьма интересна – на одном из форумов Интернета автор обнаружил сообщение о находке в одном из лесов Западной Украины золотого Георгиевского креста 2-й степени за № 6981, который, по имеющимся у него данным, принадлежал его родственнику – Арсентию Архиповичу Весову. Читателю предстоит вместе с автором заняться поисками истины и попытаться проследить путь героя от донских степей до лесов Западной Украины.
Особенно интересным показался нам материал «Кружилинский мемориально-исторический комплекс», опубликованный на страницах 58-59, поскольку эта информация непосредственно связана с именем Михаила Александровича Шолохова и снабжена цветными фотографиями дома, в котором родился и прожил первые годы жизни писатель, памятника «Казакам Тихого Дона» и т. п. «Предметы обихода и мебель отражают быт семьи Шолоховых в начале ХХ века. Самая большая комната – горница, которую Александр Михайлович использовал в качестве кабинета. Здесь он работал, принимал гостей, читал книги, газеты, журналы, которые выписывал. Его интересовали истории Российского государства, экономика, сельское хозяйство, любил классическую литературу, сочинения Пушкина, Толстого, Некрасова, Чехова. Именно Александр Михайлович привил Мише любовь к чтению», - сказано в справке, прилагающейся к фотографиям. Не правда ли, хорошую базу должен был дать такой «просвещённый» по тем временам отец своему сыну, и стоит ли в этом случае удивляться, что ребёнок, воспитанный на родной истории и классической литературе, «далеко пошёл»?
Также, как в случае с «Казарлой» не будем подробно расписывать содержание номера, скажем только, что в нём ещё есть: поздравление астраханскому ансамблю казачьей песни «Поляница», рассказы о казачьем обществе Комсомольска-на-Амуре, казачьем спортивном классе, созданном при Геленджикском городском центре развития физической культуры и спорта, статья о Тульском Музее оружия, статья о конфликте, связанном с  нефтяным месторождением «Приразломным».

Спрашивайте журналы «Казарла» и «Казаки» в читальном зале нашей библиотеки.
Наш адрес: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий