воскресенье, 17 июля 2022 г.

И в скрижали вписана стойкость Сталинграда. Владимир Яковлевич Алкидов

 

Каждая памятная дата Сталинградской битвы для нас – повод рассказать о героях сражения на Волге.

Первыми звание Героя Советского Союза из числа защитников Сталинграда стали лётчики. И по праву, ибо им пришлось иметь дело с огромным количеством вражеских самолётов, поэтому и количество сбитых ими машин, указанные в наградных документах, у современных исследователей порой вызывают сомнение. Однако, никакие сомнения не умаляют подвигов наших воинов.

Владимир Алкидов родился 12 августа 1920 года в селе Алкужи Тамбовской области. Когда восстанавливали Керченский металлургический завод имени П. Л. Войкова, его семья переехала в Керчь. Там Владимир окончил неполную среднюю школу и поступил в школу ФЗУ при заводе. Учёбу и работу совмещал с занятиями в аэроклубе. Учебные аудитории аэроклуба располагались в центре города, напротив гостиницы «Керчь», а аэродром - на поле по дороге на Аджимушкай. В 1940 году он окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Великую Отечественную войну лейтенант В. Я. Алкидов встретил в составе 87-го истребительного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, командир генерал - майор авиации В. И. Шевченко). В те дни полк, под командованием майора И. С. Сульдина, имея на вооружении 60 самолётов И-16 разных серий и 4 новеньких МиГ-3, стоял на аэродроме Бунач, в 60 км юго - восточнее Тарнополя.

Примерно в 4 часа 50 минут с восточной части аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. На земле сочли, что для проверки готовности полка к действиям по тревоге прилетел на СБ командир соединения. Но это был немецкий Ju-88. На бреющем полёте он атаковал выстроенные в линию самолёты полка, уничтожив 7 машин. При этом погибло 2 находившихся в кабинах лётчика и 5 человек получили ранения.

Спустя несколько минут в воздух было поднято дежурное звено. Старший лейтенант Мельник на И-16 догнал этот «Юнкерс» и с первой же атаки сбил. Затем для прикрытия аэродрома поднялось второе дежурное звено, возглавляемое лейтенантом В. Я. Алкидовым. Как потом выяснилось, при вражеском налёте Алкидов получил ранение в правое предплечье, но в горячке не почувствовал боли. При взлёте на его истребителе не убрались шасси - оказалось, что и самолёт повреждён осколками бомб. Несмотря на это, раненый лётчик мужественно выполнял боевую задачу и вместе с ведомыми надёжно прикрыл свой аэродром.

В дальнейшем сражался в составе 263-го ИАП. С осени 1941 года по весну 1942 года, в составе уже 521-го ИАП, Владимир Алкидов участвовал в боях за Москву. Летал сначала на ЛаГГ-3, однако уже в ходе боёв полк был перевооружён на новые истребители Як-1. Вскоре после разгрома немецких войск под Москвой, 521-й ИАП под командованием майора В. Н. Вусса перебазировался на Калининский фронт, под Ржев, где противник сумел закрепиться и длительное время удерживал свои позиции.

22 марта 1942 года звено советских «Яков» сумело одержать победу в воздухе над 27 немецкими самолётами. Случай этот уникальный, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск. Да и как могло быть иначе !

В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено лейтенанта В. Я. Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу вражеских пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков - Владимир Алкидов, Андрей Баклан и Семён Селищев, ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 «Лапотника». Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад.

В это время подоспели и Ме-109, их было 9 против 3 наших лётчиков. Но друзья не отступили, они вертелись среди «Мессеров» юлой, выжимая из своих «Яков» всё возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате Алкидов с Бакланом сбили ещё по одному самолёту и противник, потеряв в этом сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы...

Лейтенант Баклан и младший лейтенант Селищев на последних каплях горючего благополучно возвратились на свой аэродром. Командир звена Алкидов, ввиду утечки топлива через пробоину в баке, приземлился неподалёку от линии фронта, в расположении наших войск. К Владимиру бросились пехотинцы и артиллеристы, наблюдавшие за боем, стали тискать лётчика, поздравляя с победой. В тот же вечер он был в своём полку, где его ждала не менее торжественная встреча...

Сразу после этих знаменательных событий командир звена 521-го ИАП лейтенант В. Я. Алкидов был представлен к званию Героя Советского Союза (в первый раз):

Однако, награда была заменена на орден Ленина  (Указ по войскам Калининского фронта № 099 от 26 марта 1942 года)  и спустя несколько дней командующий Воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил трём отважным лётчикам новенькие ордена.

Владимиру Алкидову не было тогда и 22 лет, но он быстро приобрёл боевой опыт. Вместе со своим командиром эскадрильи капитаном Иваном Киевским, Алкидов совершил более 300 боевых вылетов, участвовал в десятках воздушных боёв и сбил несколько вражеских самолётов. Назначенный командиром звена, Владимир сразу показал, какой победы можно достичь, обладая отвагой и боевым лётным мастерством.

В апреле 1942 года В. Я. Алкидов  (в составе группы лётчиков)  был направлен в формирующийся особый 434-й истребительный авиационный полк, где и продолжил свою дальнейшую боевую деятельность. Впереди его ждали новые тяжёлые бои.

Летом 1942 года 434-й ИАП воевал на Юго - Западном фронте, вместе с наземными войсками отступал из-под Харькова, отчаянно дрался в небе Сталинграда.

13 июня 1942 года эскадрилья, ведомая командиром 434-го ИАП Героем Советского Союза майором И. И. Клещёвым, встретив более 20 истребителей противника, вступила в бой, уничтожив 3 «Мессершмитта». Первым сбил вражеский самолёт командир полка, показав подчинённым образец инициативы, мастерства и отваги. Затем поджёг «Мессер» лейтенант В. Я. Алкидов. Во время атаки он был ранен в правый бок, ногу и лицо, но не вышел из боя, а, проявив высокое самообладание и силу воли, привёл самолёт к ближайшему аэродрому и благополучно приземлился. Третий «Мессершмитт» в этом неравном бою сбил младший лейтенант Н. Ф. Парфёнов.

26 июля в составе восьмёрки истребителей, ведомой капитаном Бабковым, лейтенант В. Я. Алкидов участвовал в воздушном бое, в котором лётчики 434-го ИАП сбили 11 самолётов противника, не потеряв ни одного своего. Один «Юнкерс» записал на свой счёт Владимир.

В битве за Сталинград В. Я. Алкидов проявил чудеса мужества и храбрости. Своими умелыми действиями он неоднократно вызывал восхищение у командования и подчинённых. Он множество раз участвовал в проведении воздушных разведок, штурмовке войск и аэродромов противника. Неоднократно, несмотря на серьёзные повреждения самолёта, возвращался на свой аэродром. К августу 1942 года он совершил 335 боевых вылетов и в 40 воздушных боях сбил 10 самолётов противника.  [ По данным второго наградного листа на присвоение звания Героя. ]

28 июля в бою против 14 Ме-109 самолёт старшего лейтенанта Алкидова был отсечён противником от основной группы и его «Як» был подбит. Раненый лётчик пикированием попытался выйти из боя. Вспыхнули бензобаки. Лётчик с перебитой ногой и рукой выбросился на парашюте. От потери крови, боли при ударе во время приземления он потерял сознание. Когда очнулся, Владимир Алкидов понял, что он попал в плен. Но советские патриоты помогли ему бежать из плена, спрятали, вылечили и в декабре 1942 года переправили через линию фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, лейтенанту В. Я. Алкидову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»  (№ 917).

На следующий день, 13 августа 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья «Герои воздушных боёв на Дону», в которой говорилось: «Славная семья Героев Советского Союза пополнилась новыми 6 лётчиками, храбрейшими из храбрейших, отличившимися в боях на Дону». Первой в Указе о присвоении высшей степени отличия значилась фамилия старшего лейтенанта Алкидова.

Похожая статья вышла чуть позже - к дню Авиации - в «Комсомольской правде». Интересна она тем, что боевой счёт лётчика оценивается там уже почти в 400 боевых вылетов и 39 воздушных побед: 8 личных и 31 в составе группы !

Тамбовцы по праву гордились своим земляком. Трудящиеся Моршанского района к январю 1943 года собрали 100 000 рублей на постройку самолёта имени Героя Советского Союза В. Я. Алкидова.

После долгих мытарств, лечения и проверок Владимир Алкидов в мае 1943 года вернулся в свой 32-й Гвардейский авиаполк, где ему была вручена «Золотая Звезда» Героя. Однако у Владимира после ранения неправильно срослась рука, что послужило причиной отказа от лётной работы.   [ Формально он числился в списке лётного состава полка, но на боевые задания не летал. ]

В июле 1943 года Гвардии капитан В. Я. Алкидов был переведён в 172-й ИАП, в котором прослужил почти 1,5 года. 18 ноября 1944 года он был откомандирован в распоряжение Управления кадров ВВС Красной Армии.

Но как оказалось, война для Владимира Алкидова ещё не закончилась. В августе 1945 года, в должности командира звена 529-го ИАП, он принимал участие в Советско - Японской войне, где совершил ещё несколько боевых вылетов на штурмовку. По итогам этих боевых действий был представлен к очередной награде.

30 августа 1945 года Гвардии капитан В. Я. Алкидов был награждён орденом Красной Звезды.

Вскоре после окончания всех боевых действий, в 1946 году, Алкидов по состоянию здоровья уволился в запас. Жил в городе Славянск-на-Кубани (Краснодарский край). Скончался 27 ноября 1982 года.

Владимир Яковлевич Алкидов не забыт на родной тамбовской земле: в Моршанском историко-художественном музее ему посвящён стенд, рассказывающий о славных подвигах лётчика - аса.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий