23 июля 1792 года (230 лет назад) родился поэт, переводчик, мемуарист Пётр Андреевич Вяземский.
Петр Андреевич родился 12 июля (по старому
стилю) 1792 года в Москве. Во время путешествия по Европе его отец, Андрей
Иванович познакомился с ирландкой Джейн, которая и стала матерью будущего
литератора. Родственники отговаривали князя от свадьбы с иностранкой, да к тому
же разведенной, но влюбленный был непреклонен и венчание состоялось.
Джейн умерла рано, и мальчик остался
сиротой в 10-летнем возрасте. Еще через пять лет скончался отец. К этому
моменту его сестра Екатерина (побочная дочь отца) уже состояла в браке с
Николаем Карамзиным, которому поручили опекунство над Петей. Писателя, подарившего
миру «Историю государства Российского», Вяземский до конца жизни считал вторым
отцом.
Петр обучался на дому с профессором
Московского университета, и два года в иезуитском пансионе Санкт-Петербурга.
Молодой человек был склонен к гуманитарным наукам, а вот математику и физику воспринимал
как сущее наказание.
Первый поэтический опыт Пети – стихи на французском, написанные им в 12 лет. Дебютное произведение, вышедшее в печать – «О магии», которое юноша сочинил в 15-летнем возрасте. После кончины отца молодой князь часто становился участником пьяных кутежей, а за карточным столом он оставил половину наследства. Вяземский стал прототипом Пьера Безухова в романе Л. Толстого «Война и мир».
Когда
в Россию пришла армия Наполеона, отважный поэт вступил добровольцем в
казачий полк. Он принимал участие во всей войне 1812 года в целом и
в Бородинском сражении в частности. В этот день Вяземский сражался в
первых рядах, потерял двух лошадей и чудом выжил сам. При этом он, проявив
храбрость и смекалку, спас раненого генерала Бахметева, за что впоследствии
получил орден.
Будучи уже почтенным стариком, Вяземский
говорил о «Войне и мире» с долей скепсиса, считая, что значение Отечественной
войны в книге недооценено.
В биографии Петра Андреевича взлеты
перемежались с падениями: он то блистал в ближайшем царском окружении, то
пробовал горький вкус опалы. Например, Вяземский выступал за отмену
крепостного права в России, и отказ императора Александра I от проведения столь
масштабных реформ глубоко его разочаровал. Поэт опубликовал несколько стихов, в
которых высказывал своё мнение, в результате чего его отстранили от службы.
Оскорблённый Пётр Андреевич в ответ отказался от остававшихся у него званий и
удалился от двора. Следующие 7 лет он прожил в опале, под тайным надзором полиции.
Вяземский попробовал себя в роли
космополита и почвенника-патриота, был соратником декабристов и главным
цензором страны, служил в министерстве просвещения и был под наблюдением полиции.
Оценивая его деятельность на государственных постах, историки часто имеют прямо
противоположные точки зрения.
Князь был приверженцем просвещенной
монархии, и свято верил, что со временем Россия придет к демократическим
преобразованиям и либерализации нравов. К декабристам Вяземский относился
лояльно, но в тайных сообществах не участвовал, так как считал, что у любого
восстания в России одна судьба – бессмысленный кровопролитный бунт. Являясь
гуманитарием, Петр Андреевич любил и хорошо знал историю, поэтому давал
довольно точные прогнозы на будущее страны.
В 1866 году литератор явился одним из
основателей Русского исторического общества, став его первым председателем.
Близким другом Вяземского был А. С. Пушкин. Так как Вяземский много времени проводил на службе в
российской на тот момент части Польши, с Александром Сергеевичем они на
протяжении многих лет поддерживали активную переписку. Известно, что Пушкин по
просьбе своего друга рецензировал его стихи и даже правил их. Помимо Пушкина, он
был дружен с Василием Жуковским, Константином Батюшковым и
многими другими. К тому же Пётр Андреевич был знатным дворянином, единственным
наследником огромного состояния, и некогда купленное его отцом подмосковное
имение стало одним из центров светской жизни того времени.
На протяжении 30 лет князь хранил у себя
папку с запрещенными материалами, которую накануне ареста ему передал декабрист
Иван Пущин. Этот поступок Вяземского можно назвать как мужественным, так и
бесценным – среди спасенных бумаг находились рукописи Александра Пушкина и
Кондратия Рылеева, а также составленный Никитой Муравьевым проект конституции.
Как и общественная деятельность,
поэтическое творчество литератора было многогранным. Ранние произведения
Вяземского перекликались со стилем почитаемых им Карамзина и Жуковского, но
позже поэт обрел индивидуальность. По мнению многих исследователей, первым
простой человеческий язык в поэзию привнес именно он, а не Пушкин. О том, как
эволюционировал слог Петра Андреевича, можно понять в сравнении ранних и
поздних произведений, когда тяжелые рифмы и длинные строки сменились легкими
афористичными фразами. Подобно своему другу Пушкину, Вяземский любил посвящать
свои стихи осени. Вообще, Петр Андреевич всегда с восхищением отзывался о
творчестве товарища. Он посвятил ему перевод романа «Адольф» и помогал с
изданием «Бахчисарайского фонтана».
Помимо поэзии, писал Вяземский и прозу,
точнее, мемуары, и довольно объёмные. Написанная его рукой объёмная хроника
российской и зарубежной жизни той эпохи, известная, как «Старая записная книжка»,
была издана в трёх томах, и она является ценным источником исторической
информации.
Многие произведения поэта легли в основу
народных песен. В зрелом возрасте литератор испытывал тягу к религиозности, о
чем свидетельствуют некоторые его духовные стихотворения (например, «Молитва»).
Князь часто творил в жанре поэтической
сатиры, сочиняя политические эпиграммы и шутливые стихи для друзей. Петр
Андреевич оставил в наследие потомкам не только свою великую поэзию, но и
бесценные сборники анекдотов и острот своего авторства.
Конец жизни поэт провел в духовном упадке,
хандре и бессоннице. Он страдал нервным расстройством, которое еще больше
усугубляли приступы пьянства. Бывший острослов и шутник, Петр Андреевич сочинил
стихотворную надпись на собственное надгробие.
Петр Андреевич умер в возрасте 86 лет в
Баден-Бадене. Как определили доктора, причиной стало истощение от старости. Его
тело перевезли на родину, и захоронили в Александро-Невской лавре
Санкт-Петербурга.
Вскоре после смерти литератора было издано
полное собрание его сочинений. Некоторые из аспектов творчества Вяземского
остаются не до конца изученными по сей день, а многое из его стихов, статей и
переписки никогда не публиковалось.
Режиссер Эльдар Рязанов совместно с
композитором Андреем Петровым дали новую жизнь балладам Вяземского, включив их
в картину «О бедном гусаре замолвите слово».
На территории Дома Российского
исторического общества установлен памятник П.А. Вяземскому.
Памятник П.А. Вяземскому установлен в
имении Остафьево.
Мемориальная доска в сквере Вяземского в
ПГТ Красное-на-Волге Костромской области. Там же проводится «Праздник
Вяземского» и конкурс его имени.
Улицы им. Вяземского в городах: Пенза,
Сочи, Брянск, Макеевка и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий