понедельник, 11 июля 2022 г.

Русский соловей Сергей Лемешев


10 июля исполнилось 120 лет оперному певцу Сергею Яковлевичу Лемешеву.

«Моя судьба сложилась так счастливо во многом потому, что я без ума был влюблен в свою профессию, мог легко принести ей в жертву любое удовольствие и главной моей жизненной потребностью было пение…»

С. Лемешев 

Сергей Лемешев – знаменитый оперный певец, выступления которого всегда собирали полные залы. В юности он сделал все возможное, чтобы стать известным артистом, исполнять главные партии во многих операх. Большой талант, неиссякаемая энергия позволили Сергею Яковлевичу заслужить всенародную любовь.

Имя Сергея Лемешева у любого русского человека ассоциируется с выдающимся талантом, прекрасным голосом, необычайной работоспособностью. Этот лирический тенор, оперный певец за свою жизнь заслужил немало наград и званий. 

Знаменитый исполнитель родился в тверской деревне Старое Князево 10 июля 1902 года. Люди, появившиеся под созвездием Рака, часто отличаются от остальных необыкновенным упорством при достижении своих целей. Эта черта характера была свойственна Лемешеву. Выходец из обыкновенной крестьянской семьи имел минимум предпосылок для того, чтобы со временем занять место на российском певческом Олимпе. Однако у него был большой вокальный талант, унаследованный от родителей, которых считали лучшими певцами в деревне.

В семействе Лемешевых росло трое детей, Сергей и Алеша были погодками. Они были очень дружны между собой, всегда старались помочь матери. Акулине Сергеевне приходилось нелегко, она часто оставалась одна на хозяйстве. Яков Степанович не любивший сидеть без дела, после окончания сельхозработ всегда отправлялся в Тверь на отхожие промыслы.

Певческий талант родителей унаследовали оба брата. С возрастом Сергей стал стесняться своего увлечения, народные, лирические песни он пел для себя, без зрителей. В крестьянском доме остаться одному было почти нереально, в полный голос подросток пел в лесу, когда мать отправляла его за грибами или ягодами.

В 1916 году дядя отвез Сережу в Санкт-Петербург, где мальчик стал учеником в сапожной мастерской. Доход от ремесла был скромным, но подросток не обращал на это внимания. Его увлекла жизнь большого города, юноша своими глазами увидел, что такое театр, кинематограф, опера. Именно в северной столице он узнал, что с помощью пения можно зарабатывать солидные деньги.

В голове у молодого человека в тот период шла напряженная работа, он много размышлял, фантазировал на тему своего будущего. Но в это время произошла Октябрьская революция, жизнь стала опасной, непредсказуемой. Дядя с племянником приняли мудрое решение, вернулись в родную деревню, чтобы переждать смуту среди близких людей.

Когда Яков Степанович скончался, его сыновья еще не успели достичь совершеннолетия. Чтобы прокормить семью, оставшуюся без кормильца, мать устроилась работать в школу-мастерскую, которую открыл архитектор Квашнин на территории своей бывшей усадьбы. Советская власть оказывала всяческое содействие этому энтузиасту. Николай Александрович отнесся к порученному делу со всей душой, работал с огоньком, собрав вокруг себя самую способную крестьянскую молодежь.

Сережа и Алеша Лемешевы оказались в списке его учеников неслучайно, они заработали возможность учиться собственным трудолюбием, талантами. Крестьянские дети играючи справлялись с любой работой, молотили хлеб, водили коней в ночное. При этом они всегда пели. Однажды дружное пение Лемешевых услышал руководитель школы-мастерской Николай Квашнин

Потрясенный талантом подростков, он тут же пригласил их учиться вокалу в школе-мастерской. Супруга Квашнина взяла юношей под свою опеку. Но братья по-разному отнеслись к предложению архитектора. Сергей стал заниматься с полной самоотдачей, Алексею все это не слишком нравилось, он считал профессию вокалиста баловством, несерьезным, неосновательным делом.

Елена Николаевна Квашнина, выпускница Саратовской консерватории, была талантливой преподавательницей. Она сразу поняла, насколько разные голоса у братьев. Голос Алексея был сильным и богатым, у Сергея – лиричным, глубоким, проникновенным. Сергей с удовольствием обучался вокальному искусству, знакомился с нотной грамотой. Крестьянский паренек как губка впитывал и другие науки.

Его обучали русской грамоте, итальянскому, французскому языку, он познавал историю, литературу. В стенах школы-мастерской юноша наизусть выучил главную роль своей вокальной биографии – арию Ленского.

Артистический путь Сергея Лемешева должен был начаться на сцене Большого театра. Пройдя полный курс в Московской консерватории и год занятий в Оперной студии К.С. Станиславского, он выдержал вступительный конкурс в театр и получил приглашение присоединиться к прославленной труппе. Но внезапно решил иначе, отправившись в Свердловский оперный театр. Здесь молодой и перспективный солист выделился в главных лирических партиях – Фауста («Фауст» Ш. Гуно), Ленского («Евгений Онегин»), Альфреда («Травиата»), Рудольфа («Богема»), Графа Альмавивы («Севильский цирюльник») – и встретил ошеломляющий успех. За пять лет, проведённых на свердловской сцене, а затем в театрах Харбина и Тбилиси, накопил солидный репертуар – почти 20 ролей!

В 1931 он оказывается в Большом, уже опытным певцом, и практически сразу получает возможность исполнять ведущие роли. Дебют в «Снегурочке» прошёл весьма успешно (партию Берендея он заранее, ещё в Тбилиси, подготовил с режиссёром Большого театра В. Лосским), и через пять дней ему доверили партию Джеральда в опере «Лакме» Л. Делиба. А вскоре перед зрителями предстал незабываемый, уникальный Лемешев-Герцог и Лемешев-Ленский.

«…С Ленским же прошёл всю жизнь, не расставаясь не только на год, даже на месяц!.. Он рос и мужал вместе со мной, и все, чему я научился, что приобрел в опыте многолетней сценической работы, в раздумьях и наблюдениях, все, казалось, незаметно вкладывалось в его образ, что-то меняло, больше дополняло. Тысячи и тысячи раз я продумывал образ в целом и отдельные сцены, даже фразы. И, быть может, поэтому каждый раз я пел спектакль не так, как раньше, а хотя бы чуточку иначе.»

Сергей Лемешев

По отзывам современников, в его герое поражала естественность и правдивость, поразительная слиянность с пушкинским образом. Выход Лемешева на сцену производил незабываемое впечатление и неизменно сопровождался бурной овацией. Популярность артиста была безграничной, поистине народной: целая армия поклонников и поклонниц – «лемешистов» и «лемешисток» – повсюду следовала за своим кумиром.

Создавая образ идеального лирического героя, Лемешев продолжал традицию легендарного певца Леонида Собинова. Еще студентом, впервые увидев Собинова в «Евгении Онегине», он испытал настоящее потрясение и поначалу даже копировал его манеру. В студии Станиславского под руководством мастера кропотливо работал над образом, в котором впервые предстал на сцене в 1925 году. И постоянно его совершенствовал, тщательно продумывал рисунок роли и вновь корректировал, добавляя все новые штрихи – клавир «Онегина», испещрённый пометками, всегда стоял на его рояле. На сцене Большого Ленского он пел в постановках Леонида Баратова и Бориса Покровского, выступал в Берлинской государственной опере в 1947 г. Ленским Сергей Лемешев простился со сценой Большого театра 13 ноября 1965 года, спев пятисотый спектакль. А в 1966-м поставил «Евгения Онегина» для Оперной студии Московской консерватории.

И вновь, отмечая юбилей, Сергей Яковлевич пел в «Онегине».




«В сознание людей моего поколения Сергей Яковлевич вошел, прежде всего, неповторимым по своей задушевности и чистоте образом Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Его Ленский — натура открытая и искренняя, вобравшая в себя характерные черты русского национального характера. Эта роль стала содержанием всей его творческой жизни, прозвучав величественным апофеозом на недавнем юбилее певца в Большом театре, который многие годы рукоплескал его триумфам».

Людмила Зыкина

В 1940-м году Сергей Лемешев исполнил главную роль в художественном фильме «Музыкальная история».


Вспоминая о ролях Сергея Лемешева, многие даже не предполагают, что за послевоенными выступлениями стоит настоящий подвиг певца!

22 июня 1941 года в филиале Большого театра состоялся премьерный спектакль оперы «Ромео и Джульетта». Подготовка к нему велась долго, премьеру зритель ждал с нетерпением. И, несмотря на тревожное известие о начале войны, зал был полон. Дивная музыка Шарля Гуно рассказывала о вечной любви, звучала жизнеутверждающе. Ромео Лемешева олицетворял образ добра, юности, чистоты и света. Спектакль прошел два или три раза, и… занавес Большого театра опустился вплоть до 1943 года. Лемешев стал петь в концертах для формировавшихся на фронт частей, на призывных пунктах.

Театр решили эвакуировать в Куйбышев. С третьей группой 17 октября должен был уехать и Сергей Лемешев, но обстоятельства сложились так, что ему пришлось остаться. Лемешев сильно простудился во время ожидания поезда в день отправления. Простуда перешла в воспаление легких, затем давшее тяжелейшее осложнение. В конце 1942 года врачи принимают единственно возможное решение – отключить от работы одно легкое. Однако Лемешев не оставил сцену. Только человеку с огромной силой воли и терпением было под силу такое тяжелое испытание. Во время пения воздуха не хватало, Сергей Яковлевич задыхался. Врачи совсем запретили петь. Но что значит не петь певцу – это равносильно смерти! Превозмогая тяжесть нагрузок, Сергей Яковлевич пробует выступать в спектаклях. Сначала по одному, потом по два спектакля в месяц, а затем, приспособившись, он значительно увеличивает их количество к 1948 году.

 


За четверть века (1931-1956) Сергей Лемешев исполнил на сцене Большого огромное количество партий из русской и западноевропейской классики. Среди них были и новые в его репертуаре – Дубровский («Дубровский» Э. Направника), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Звездочёт («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Филиппетто («Четыре деспота» Э. Вольфа-Феррари). В операх советских композиторов оказался гораздо менее востребован – выходил в партиях Син Би-у («Никита Вершинин» Д. Кабалевского) и Джемала («Великая дружба» В. Мурадели). Неожиданно для многих его изумительный комедийный дар раскрылся в партиях Графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини, блистательного Фра-Дьяволо из одноименной оперы Обера, лукавого поповича Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского.

В начале 1950-х Лемешев проявил себя и в качестве оперного режиссера. Первой работой стала вердиевская «Травиата», осуществлённая вместе с труппой ленинградского Малого оперного театра (нынешнего Михайловского театра). А в 1957-м исполнилась заветная мечта великого артиста – на сцене филиала Большого (сейчас – театр Оперетты) он поставил «Вертера» Ж. Массне и исполнил в этом спектакле заглавную партию:

 «…Самый точный Вертер, самый французский Вертер, самый всеобщий Вертер – был русский Лемешев. И пел он его не голосом, а сердцем, интуицией гениального художника.»

Владимир Федосеев

«Будучи прекрасным вокалистом и большим музыкантом, С.Я. Лемешев и свою роль, и всю постановку решал в первую очередь вокальными средствами. Этого он требовал от всех исполнителей и ещё в период работы в классах помогал певцам верно определить «зерно» образа и выразить его развитие голосовыми связками, спеть его», – вспоминала Кира Леонова, исполнительница партии Шарлотты на премьере спектакля.

Вертер стал его последней партией в Большом театре, однако до 1965 г. Сергей Лемешев продолжал периодически выступать на любимой сцене, в 1958-59 гг. занимал пост заместителя директора Большого театра. Преподавал в Московской консерватории, где руководил кафедрой оперной подготовки (1959-1961), а позже возглавил кафедру сольного пения (1969-1971).

«Судьба распорядилась моим голосом сама. Назначение лирического тенора – петь любовь. Поэтому никакие злодеи в мой репертуар не попали. Все мои оперные герои обязательно любили – и Ленский, и Альфред, и Альмавива, и Дубровский.  И даже Берендей в «Снегурочке» – он весь наполнен любовью к природе, солнцу... Другое дело, как я пел любовь. Мне хотелось, чтобы её не только видели глазами, но и чувствовали сердцем».

Сергей Лемешев 

26 июня 1977 года певец ушел из жизни из-за очередного инфаркта. Прах великого русского тенора покоится на Новодевичьем кладбище.

Подготовили: Галина Владимировна Рязанова

Марина Николаевна Урусова

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий