27 июля 1952 года (70 лет назад) открыт Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина.
Волго-Донской
судоходный канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу и Дон в месте их
максимального сближения друг с другом вблизи Волгограда.
Первая
документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко
второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный
походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить
канал, соединяющий Волгу с Доном. Но уже через месяц турки отступили.
Вторая
известная попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления
Петра I. По его приказу в 1696 году был составлен проект Волго-Донского
соединения. В 1697 году началось строительство шлюзованного канала между
притоками Дона и Волги.
К концу 1701
года канал был частично построен, но из-за начавшейся Северной войны со Швецией
все работы были свернуты.
До 1917 года в
России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни
один из них не был реализован.
14 мая 1918 года на заседании Совета Народных Комиссаров Волго-Донской водный путь был причислен к первоочередным объектам капитального строительства на водных путях.
В июле 1918
года в районе Волго-Донского водораздела начались изыскания, а в октябре 1918
года было создано «Управление по составлению проекта и сооружению
Волго-Донского канала». Однако, из-за отсутствия финансирования и идущей в
стране гражданской войны работы были отложены.
В 1920 году в
связи с разработкой плана ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к вопросу
создания канала.
В феврале 1927
года Совнаркомом РСФСР был утвержден Комитет по сооружению Волго-Донской водной
магистрали. Одновременно в Ростове-наДону при Северо-Кавказском краевом
исполнительном комитете было создано Управление Волго-Донского строительства.
В 1927-1928
годах Управлением был составлен проект Волго-Донского водного пути. Но принят
он не был, и в января 1930 года решением Экономического Совета РСФСР Комитет по
сооружению Волго-Донской магистрали, а также Управление Волго-Донского
строительства были ликвидированы.
В дальнейшем
разработка проекта Волго‑Донского водного пути поручалась различным ведомствам
(Наркомату путей сообщения, Наркомводу). Но не один их предложенных вариантов
строительства канала не был одобрен.
В 1940 году
составление проектного задания по Волго-Донскому водному пути было поручено
Главному управлению гидротехнических работ (Главгидрострой).
Развернувшиеся
проектные работы были прерваны Великой Отечественной войной 1941-1945 годов, но
в 1943 году были вновь возобновлены. В 1948 году схема Волго-Донского
комплекса, разработанная инженерами Главгидростроя под руководством академика
Сергея Жука, была утверждена Советом министров СССР.
Строительство
Волго-Донского канала началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года -
рекордно короткий срок в мировой истории гидростроительства. Для формирования
трудовых ресурсов в 1949 году власти набирали рабочих по всей стране. Также в
строительстве принимали участие военнопленные немцы и советские заключенные.
В ходе строительства
канала было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона
кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. На
этой стройке впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в
10 июля 1952
года вышло постановление Совета Министров СССР «Об открытии Волго-Донского
судоходного канала», Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И.
Ленина.
Открытие канала
состоялось 27 июля 1952 года. В ворота шлюза N 1 вошел теплоход «Иосиф Сталин»
- первый теплоход, открывший навигацию Волго-Донского канала.
Одновременно с
началом регулярного движения пассажирских и грузовых судов началась
эксплуатация Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных
сооружений.
Общая
протяженность канала -
Сам канал
питается водой из Дона, которая перекачивается в водохранилища тремя насосными
станциями (Карповской, Мариновской и Варваровской). Помимо этого, в комплекс
Волго-Донского канала входит Цимлянский гидроузел и сеть оросительных каналов,
используемая для орошения и обводнения земель засушливой зоны.
Волго-Донской
канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным
ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын в годы Гражданской
войны и Сталинградской битве в годы Великой Отечественной войны. Так, у выхода
из шлюза N 13 установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов» скульптора
Евгения Вучетича. Он обозначает место, где 23 ноября 1942 года соединились
войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, завершив окружение
немецко-фашистских войск под Сталинградом.
У первого шлюза
Волго-Донского судоходного канала установлен памятник Владимиру Ленину.
Изначально на этом постаменте находился монумент Иосифу Сталину, но он был
демонтирован в 1961 году в рамках проходившего в СССР процесса десталинизации.
Остался пустой железобетонный постамент, на котором 22 апреля 1973 года было
установлено 27-метровое изваяние Ленина.
Средняя
продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 237 суток.
Проход за это время - до 6000 судов. Допускается движение судов
грузоподъёмностью до 5 тысяч тонн.
26 апреля 2007
года президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному
Собранию предложил проработать вопрос создания международного консорциума для
строительства второй ветки Волго-Донского канала. Строительство второй очереди
канала должно увеличить пропускную способность до 35 миллионов тонн в год.
В 2009 году
были начаты работы по разработке и реализации комплексного проекта
реконструкции Волго-Донского судоходного канала. Работы проводятся в два этапа
и включают в себя разработку проектной документации и реконструкцию гидроузлов,
насосных станций, создание единой автоматизированной информационно-управляющей
системы диспетчеризации и мониторинга состояния сооружений, оснащение
инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и
другие. Завершение всего комплекса работ было запланировано на 2018-2019 годы.
Сегодня Волго-донской судоходный канал, сооруженный в 1948 -1952 годах, воспринимается как нужное и необходимое сооружение. Его 15 шлюзов ежедневно преодолевают суда, так называемого класса «Волгобалт» - это суда типа «река-море», и мало кто из молодых матросов, да уже и капитанов, задумываются о том, что это сооружение есть одна из страниц нашей недавней истории, с одной стороны - славной, с другой - трагичной.
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий