воскресенье, 17 июля 2022 г.

И в скрижали вписана стойкость Сталинграда. Захар Владимирович Семенюк

 

Уроженец Житомирской области Захар Владимирович Семенюк защищал небо Сталинграда, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Захар Владимирович Семенюк родился 24 Марта 1919 года в селе Бейзимовка, ныне Чудновского района Житомирской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал на заводе «Прогресс» в городе Бердичев. С 1938 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. В 1941 году окончил курсы усовершенствования командного состава.

С Июня 1941 года Лейтенант З. В. Семенюк в действующей армии. С Октября 1941 года сражался в составе 512-го ИАП; с Января 1943 года - в Управлении 220-й ИАД  (1-й Гвардейской ИАД).

К Январю 1943 года инспектор - лётчик по технике пилотирования 220-й истребительной авиационной дивизии  (16-я Воздушная армия, Донской фронт)  Капитан З. В. Семенюк совершил 357 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 14 и в составе группы 4 самолёта противника.

28 Января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава, позднее - Военно - Воздушную Краснознамённую академию. Командовал полком и дивизией. 17 Мая 1958 года Генерал - майор авиации З. В. Семенюк погиб в авиационной катастрофе.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями.

...Воздушные бои в небе Орловско - Курской дуги не стихали с рассвета и до темна. Лётчики подымались в воздух, в огненное пекло сражения по 6 - 7 раз в день. 16 Июля 1943 года самолёты встали на «прикол». Разразился ливень с грозой и градом. О подъёме на задание не могло быть и речи. Аэродром сразу «раскис».

В середине дня из штаба 16-й Воздушной армии на имя командира дивизии А. Утина поступило распоряжение - срочно выслать на разведку пару истребителей. Полковник собрал командиров, зачитал им телефонограмму, посмотрел в окно, за которым хлестал ливень.

- Вот такие дела, товарищи, - произнёс Утин. - Погода, как видите, дрянь, но лететь надо. Дело неотложное.

Поднялся инспектор по технике пилотирования Подполковник З. В. Семенюк.

- Раз дело требует, товарищ Полковник, полечу я. Опыт у меня, как знаете, есть, под Сталинградом не раз приходилось вылетать в непогоду и похуже...

Семенюк в напарники взял такого же опытного лётчика Лейтенанта В. Гусакова. Через несколько минут самолёты оторвались от лётного поля и скрылись из виду. За линией фронта погода несколько улучшилась, в облаках появились окна. Лётчики внимательно прочёсывали указанные в телефонограмме районы, одновременно зорко наблюдали за обстановкой в воздухе. На обратном маршруте из - за тучи стремительно выскочили два FW-190. Они без промедления, используя запас скорости, ринулись в атаку. Ситуация создалась сложная: из - за особой важности задания разведчики должны уклоняться от боя. Но в этой обстановке не уйти было от наглецов.

- Вадим, держись. Вызов «Фоккеров» принимаем.

Семенюк делает молниеносный маневр, атаковавший его самолёт проскакивает, оказывается впереди, чётко просматривается через сетку прицела. Две короткие очереди решают судьбу немецкого пилота. Второй FW-190 угодил под огненную струю пушки Гусакова...

На аэродроме разведчиков встретил сам комдив. Выслушав Семенюка, он тут же поспешил к аппарату, чтобы в штаб Воздушной армии доложить результаты разведки и проведённого боя. А вечером объявил лётчикам благодарность от лица Генерала С. Руденко, командующего 16-й Воздушной армией.

А вот другой боевой эпизод. Однажды над аэродромом шестёрка «Яков», ведомая З. В. Семенюком, вступила в бой с 60 «Юнкерсами» и «Мессершмиттами». В этом сражении Захар Семенюк уничтожил 2 бомбардировщика и 1 истребитель. Враг был ошеломлён дерзостью наших лётчиков. Один из немецких пилотов на допросе признал: «Ваши истребители буквально нас потрясли своим мастерством владения самолётом и оружием».

Несколько блестящих воздушных побед З. В. Семенюк одержал осенью 1942 года. Так, 16 Октября, истребители одной лишь 220-й ИАД сбили 9 и подбили 4 неприятельских самолёта. Один из них записал на свой боевой счёт Капитан З. В. Семенюк.

Спустя несколько дней, 20 Октября 1942 года, группа лётчиков 512-го ИАП во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом П. П. Ратниковым провела блестящий воздущный бой. Группа «Яков» завязала в районе Разгуляевки воздушную схватку с 12 «Мессерами». В результате наши истребители сбили 6 самолётов противника, а сами потерь не имели. Ещё одну победу одержал в этом бою и Капитан З. В. Семенюк.

На фронте у Семенюка было много боевых побратимов, но особенно он ценил дружбу с Героями Советского Союза И. Моторным и В. Макаровым. Слава об этой неразлучной троице гремела по всему фронту. У каждого на счету было по два десятка воздушных побед. Только в небе Сталинграда они уничтожили 44 вражеских самолёта. Позднее Маршал авиации С. Руденко в мемуарах напишет:

«У нас было немало мастеров маневренного боя, особенно в 220-й дивизии, которой командовал Полковник А. В. Утин. Он подготовил десятки смелых и искусных воздушных бойцов. Здесь следует прежде всего назвать инспектора по технике пилотирования З. В. Семенюка, командира эскадрильи В. И. Шишкина, а также В. Н. Макарова и И. П. Моторного».

А вот что пишет Майор в отставке И. Литвинюк:

«Мне посчастливилось в одном полку, а потом и в дивизии служить вместе с Захаром Владимировичем Семенюком, знать о его победах в воздушных сражениях, видеть в часы отдыха. Он был душой лётчиков, любил играть на гитаре, да как играл!   Заслушаешься!   Бывало, вечером соберёт лётчиков, техников, сядет на табурет посреди землянки, ударит по струнам: «Ну что, ребята, споём ?»   И первым даст настрой. И долго ещё слышится его тихий голос».

К Маю 1945 года Гвардии майор З. В. Семенюк произвёл около 500 успешных боевых вылетов. Участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 17 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами.

Жизнь Генерал - майора авиации З. В. Семенюка, отличного лётчика и командира, оборвалась трагически в 1958 году при овладении новой боевой авиационной техникой.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий