пятница, 1 июня 2018 г.

Казачий уклад жизни



Комната казачьего быта привлекает внимание круглый год. Она – идеальное место для изучения казачьей культуры, которая находит отражение в истории нашего города. Поэтому учителя истории и преподаватели средних специальных учебных заведений приводят в Библиотеку им. М. А. Шолохова своих подопечных, чтобы наглядно показать быт донских казаков, поговорить об истории России.
29 мая на экскурсию «Казачий уклад жизни» пришла группа из 24 человек первого курса Энергетического колледжа г. Волгограда с преподавателем Еленой Геннадьевной Филонич.
Экскурсия началась со слов о том, что если человек не равнодушен к истории своей страны, к истории своей семьи, дорожит своими семейными реликвиями, гордится своим домом, то в нем очень сильны патриотические чувства. А это очень важно в нашей жизни, в воспитании молодого поколения, в воспитании граждан нашей страны. Одной из самых многочисленных культурно-этнических групп русского населения, живущих в Волгограде и в Волгоградской области, являются казаки. Они проживают в 24 районах Волгоградской области и объединены в 5 казачьих округов. Экскурсия началась с фойе, где был представлен портрет М.Шолохова, чье имя носит наша библиотека. М.А. Шолохов писал именно о казачестве. В вестибюле библиотеки находится макет казачьего куреня. Прозвучал рассказ об этом курене, где и как его строили казаки, какой материал использовали для строительства. 

Затем экскурсия перешла в комнату казачьего быта, которая условно разделена на две части – горницу («зало», как называли ее казаки и кухню). Заходя в дом (курень) казак сначала делал поклон и крестился на образа, которые были в красном углу комнаты, говорил такие слова: «Здорово дневали!» Ему отвечали: «Слава Богу». И лишь потом здоровались со всеми по очереди, обнимались, вели беседы. Что же было в доме у казака? Какие вещи, предметы окружали членов семьи? Это сундук-рундук, где хранились вещи: постельное белье, рубахи, полотенца и, конечно же, приданое молодых казачек. Сундуку, который находится в казачьей комнате нашей библиотеки более 100 лет. Прозвучал рассказ о другой принадлежности казачьего быта. Это шкаф-поставец. Такие шкафы стали появляться в казачьих семьях в конце 19 века. В них хранилась праздничная посуда из фаянса, фарфора, стекла. Такой шкаф символизировал достаток казачьей семьи. Возвращаясь из военного похода, казак старался привезти домой какой-нибудь трофей (шкатулку, вазу ит.д.) В каждой казачьей семье имелась пряха-самопряха, имелись швейные машинки. Казачки умели и прясть, и вязать, и шить, и вышивать. Они были очень трудолюбивыми, держали дом в чистоте и красоте. Койку с грядушками украшали подзоры, вышитые завески, расшитые наволочки на подушках, лоскутное одеяло. Над кроватью вешались деревянные рамки с фотографиями родных. Это были отцы, матери, деды и бабушки нескольких поколений 
Казаки умели хранить память о своих предках и были очень верующими людьми. Перед иконами всегда лежали молитвенники, стояли свечи, весела лампадка, которую зажигали и молились утром и вечером.
Гости услышали рассказ о женском и девичьем казачьем костюме Слушали с большим интересом, словно погружались в то время, когда жили казаки в станицах. Рассказ был об устоях казачьей семьи, об уважении к старшим, о головном уборе замужней казачки, о мужском казачьем костюме, о праздниках казаков. Особый интерес вызвал рассказ о кухне казачки: какие предметы и как они назывались(макитра, махотка, чугунок, кочерга, ухват, сапетка, кизяки, лавка, цыбарка, коромысло, чески, плетка и др.) Услышали студенты рассказ о традиции казаков в 12 часов пить «кохвей из-под толкачика», о чайной традиции - пить чай из самовара. Но самым главным в семье казака считалось уважение к старшим. Слова старшего считались обязательными для исполнения.
Когда проводишь экскурсию в комнате казачьего быта на фоне предметов старины, то всегда заметно, с каким интересом молодые люди слушают и рассматривают экспонаты, хотят подержать их в руках, сфотографироваться с ними и узнать больше об этих предметах. В конце экскурсии студенты задавали вопросы: кто такой Ф. Крюков, почему на казачьем флаге три цвета, как воспитывали казачонка в семье, наказывали детей или нет? Видно было, что экскурсия понравилась, вызвала определенный интерес. В конце был подведен итог экскурсии - были названы предметы казачьего быта самими студентами, которые имеют традиции (фотографии, одежда, посуда). 

Подготовила: Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий