суббота, 11 марта 2017 г.

«Уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?»




В феврале 2017 года исполнилось 70 лет с момента публикации в газете «Правда» рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Это произведение, небольшое по объёму, не уступает по своей силе романам великого донского писателя. Литературоведы определяют его жанр как «рассказ-эпопея».
11 марта на вечер-диалог, посвящённый юбилею рассказа «Уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь», пришли сначала учащиеся 5, 6 и 7 классов гимназии № 10, а потом и учащиеся 8 и 10 классов этой же школы. Дважды в этот день речь шла о рассказе М. А. Шолохова. С каждой возрастной группой разговор шёл на уровне их понимания произведения. Со старшими ребятами он был более глубоким и насыщенным, для младших приходилось упрощать рассказ и больше обращать внимание на эмоциональный фон произведения. 
Начинались встречи с рассказа о жизни Михаила Александровича Шолохова.
Библиограф М. Н. Урусова остановилась на детстве и юности писателя, обратив внимание на тот факт, что до 8 лет Михаил Александрович носил фамилию Попов и считался казачьим сыном, и только после смерти первого мужа матери был усыновлён родным отцом и стал Шолоховым. Первые годы жизни на ребёнке стояло клеймо «незаконнорожденный» и прозвище «нахалёнок», поэтому его детство сильно отличалось от детства других детей – он рано вошёл в мир, в котором нужно было уметь ладить с людьми, предугадывать их намерения, беречься от обид и синяков. Но и после воссоединения семьи Мише не пришлось жить так, как жили соседские мальчишки. С 10 до 14 лет – во время учёбы в гимназии - он проживал и столовался у чужих людей, с которыми важно было наладить отношения. Всё это заставляло мальчика заниматься наблюдениями, вникать в психологию окружающих. В 14 лет он отправился учительствовать в соседний хутор, где обучал грамоте людей значительно старше себя. В 15 лет пошёл работать в Продкомиссариат и начал ездить с продразвёрсткой по станицам и хуторам. Поэтому говорить о том, что он был «слишком молод» для написания такого серьёзного произведения, как роман-эпопея «Тихий Дон», подозревая писателя в плагиате - несправедливо. 11 лет учёбы и «комиссарствования» дали Шолохову такой заряд, столько наблюдений за людьми, что к 21 году он уже обладал тем же жизненным опытом, который другие приобретали только к 30-40 годам. А недостаток информации восполнял при помощи архивов и бесед с живыми участниками событий.

На встрече с ребятами речь шла о взаимоотношении писателя со Сталиным и Хрущевым, о романах «Тихий Дон», «Поднятая целина» и «Они сражались за родину». Ребята посмотрели видеоклип о военной биографии Шолохова. М. Н. Урусова дополнила эту часть биографии писателя, рассказав о его участии в Сталинградской битве (походе на позиции бойцов дивизии Родимцева, куда пришлось пробираться ползком, о встрече с отцом и сыном-сибиряками) о том, что очерк «Наука ненависти» писался в Николаеве и т. п.
Марина Николаевна вкратце описала историю создания рассказа, который возник после встречи Шолохова на охоте с солдатом, чья история так потрясла писателя, что он решил обязательно рассказать о ней в литературном произведении. Она предложила посмотреть фотографии Михаила Александровича в том костюме, в котором он ходил на охоту, обратив внимание, что в таком виде его легко было принять за шофёра, за колхозника, за кого угодно. Главное, что угадывалось в нём – простота, похожесть на того солдата, что встретился ему на пути. Отсюда и большое доверие к писателю, благодаря которому мир узнал о судьбе русского солдата Андрея Соколова.
Раскрывая содержание рассказа М. Н. Урусова говорила о «предшественниках» Шолохова – тех людях, которые затрагивали какие-то темы в этом маленьком по объёму, но очень ёмком по содержанию рассказе. Особенно много было сказано о теме «сиротства» людей пожилых, тех, кому впору уже нянчить внучат, а война лишила их всего и заставила начинать жизнь сначала. Прозвучал отрывок из главы поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского «О солдате-сироте», ребята получили возможность посмотреть клип на песню М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», видеорядом к которому служили кадры из фильма «Судьба человека».
Ведущая обратила внимание на раскрытие темы русского характера, особенно ярко проявившейся в противостоянии Андрея Соколова начальнику концлагеря Мюллеру, зачитав этот отрывок из рассказа. Она снова вспомнила Твардовского и его строки про то, что «…как закон велит бойцу, смерть встречай лицом к лицу. И хотя бы плюнь ей в морду, если всё пришло к концу». Конечно, прозвучала информация о том, что рассказ «Судьба человека» привязан к волгоградской земле, ведь именно здесь, у нас, в нашем Урюпинске возле чайной и произошла первая встреча Андрея Соколова с его «новым сынишкой» Ванюшкой. Она отметила, что в этом небольшом рассказе огромное количество тем – это и тема христианства, потому что Андрея Соколова можно сравнить с праведником (несмотря на то, что он человек не верующий и нарушает заповедь «Не убий»); это и тема создания образа врага (пожалуй, впервые в литературе появился образ немца, способного на какое-то благородство, и очень нескоро этот литературный приём повторил Сергей Смирнов в своей «Брестской крепости»); это и тема раскрытия истории страны через жизнь и судьбу одного-единственного человека (главный герой – ровесник века и все события, происходящие в стране, прошли и через него)…
От обсуждения рассказа-эпопеи плавно перешли к экранизации этого произведения, и ребята получили возможность увидеть трейлер фильма С. Бондарчука «Судьба человека».
Завершая встречу Марина Николаевна посоветовала обязательно прочитать рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Прочитать не для программы, а для себя – для своей жизни, потому что в жизни каждого человека обязательно встречается хоть один Андрей Соколов, потому что судьба иногда очень жестоко обходится с людьми, посылая им землетрясения, наводнения, теракты, отбирающие у них близких людей, заставляющие начинать жизнь «с нуля». И важно суметь разглядеть и понять таких людей, чтобы не увеличивать той душевной раны, с которой им предстоит ещё жить.

Ребята и преподаватели благодарили за интересную встречу, за полезную информацию. Преподаватели литературы 5-7 классов отмечали, что вечер-диалог заполнил некоторые пробелы по школьной программе, что хотелось бы, чтобы ребята больше узнавали что-то интересное о литературных шедеврах. Особенно о таких как этот рассказ М. А. Шолохова.
Благодарность прозвучала и от преподавателей старших классов, поскольку они получили важную информацию не только по литературе, но и по истории России - при разборе произведений Шолохова были даны справки о том, что такое расказачивание, с какими трудностями и перегибами шла коллективизация, что означало для человека нахождение на оккупированной территории или в плену во время Великой Отечественной войны и многое другое.
Марина Николаевна Урусова пригласила старшеклассников на следующую встречу, которую готовит библиотека для своих читателей, посвящённую юбилею публикации романа «Поднятая целина». Преподаватели проявили большой интерес к этому мероприятию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий