четверг, 5 января 2017 г.

Казачьи сказки Владимира Когитина



Жил-был в Волгограде сказочник. Казачий сказочник.
Удивительный это был человек – доцент, этнограф, кандидат исторических наук.
Звали его Владимир Викторович Когитин. 

Информацию об этом человеке сложно найти в Интернете.
Всего несколько абзацев биографии, всего несколько статей – да, и те появились в последние годы его жизни или после смерти.
Родился Владимир Викторович 2 февраля 1950 года в селе Иловатка Старополтавского района Волгоградской области.
Учился в Ленинградском Государственном университете. Кандидатскую диссертацию по теме «Традиционное хозяйство и промыслы русского населения Нижнего Поволжья, середина XIX – начало XX вв.» защитил в 1988 году. С 1982 по 1991 годы работал научным сотрудником в Волгоградском областном краеведческом музее, преподавал в Волгоградском Государственном университете.
Писал книги – в основном казачьи сказки, но были среди его публикаций и серьёзные исследования о выдающихся уроженцах Нижней Волги, о традициях и обычаях немцев Поволжья...
Писал он легко и красиво. В 1998 году был принят в Союз писателей России.
Последние годы жизни были для Владимира Викторовича сложными. После развода он остался жить с матерью.
Потом – инсульт, смерть матери, больница, дом престарелых и инвалидов.
Тревогу подняла выпускница ВолГУ Наталья Ракитина, услышав, что Владимир Когитин «кажется умер». Разыскала однокурсницу и от неё узнала печальную историю, приключившуюся с бывшим преподавателем. На тот момент однокурсница - Светлана Чижегова - уже год навещала своего учителя в больнице.
Студенты помнили Когитина как неординарного преподавателя, который знал о быте и истории казаков столько, что заражал своими рассказами окружающих, как руководителя этнографических экспедиций, как автора сборников сказок, монографий, учебных пособий. Они навещали его в доме престарелых и вели борьбу за его авторские права – сборники казачьих сказок расходились по Интернету, становились основой аудиокниг, спектаклей, но автор не получал за это ни копейки. Студенческая забота продлила жизнь Когитину, но спасти не могла.
Он ушёл из жизни 31 декабря 2014 года – под Новый год, оставив нам на память свои сказки.

Сказки Владимира Когитина – не обработка казачьих народных сказок, а полноценные литературные произведения, хотя сам автор обозначал их как «сказки-пересказки». Вот как об этом занятии автора писал Сергей Синякин в статье «Казачьи лапти»: «Наш бородач выдумывает казачьи сказки. Знает же, что у казаков сказок никогда не было. Менталитет у них был такой. Легче увидеть казака в лаптях, чем услышать сказку о нем в казачьих станицах. Теперь вот есть свои сказки и у казаков».
 
Среди историй, рассказанных Когитиным - бытовые, волшебные, семейные сказки, в которых, перефразируя Пушкина «казачий дух, и Доном пахнет». Что только не найдёшь в них – и рассказы о подвигах казаков на фронтах Турецкой и Первой мировой войны, и описание страшной нечисти, с которой приходится бороться главным героям, и любовь, и предательство… Пожалуй, нет в них лишь чрезмерной назидательности - «намёк» на урок остаётся намёком, как это принято в лучших народных сказках.
Персонажи Владимира Когитина – люди казачьего роду-племени. Положительные и отрицательные, удачливые и не очень, храбрые и трусоватые, умные и глупые. И каждому приходится проходить через испытания, чтобы в конце сказки дойти умом до какого-то решения, пожалеть о содеянном, получить наказание или награду. Например, храбрый, но слишком гордый казак Митяй, вернувшийся с Первой мировой войны героем, которому ни Страх, ни Водяной, ни сама Смерть были не страшны, под конец жизни поклонился им, искупая вину перед семьёй, которую бросил на произвол судьбы, уйдя «искать себе ровню» («Митяй – казак бесстрашный»).
Сенька, мечтавший выбраться в графья («Цветок папоротника»), получив желаемое, с горечью думает, что упустил своё счастье, когда снял с руки простое медное колечко, что ему жена-лесовичка на руку надела, что зря женился на дочке генерала, потому что никакой титул не даёт того, что может дать любовь (жена-генеральша не стала выкупать его из турецкого плена). 
Казак женившийся на красивой дочке атамана («Пригожая да глупая»), становится из-за её глупости жертвой обмана, теряет коня, сапоги. И всё для того, чтобы вспомнить дедовский зарок: «жену надо выбирать не глазами, а ушами».
В сказках «Не такая как все» и «Безобразная жена» автор поднимает вопрос о главенстве в семье. По казачьим традициям жена должна во всём подчиняться мужу. Но не каждый казак может совладать со своей женой, поэтому иногда получаются казусы. Например, стоит объявить казачке, что по приказу атамана теперь бабы в доме главные, и она из идеальной супруги может превратиться в чистого фельдфебеля. А уж, если подфартило встретить волшебного ворона, который готов исполнить три твоих желания, не стоит просить красоты для жены, чтобы не пришлось тратить два последующих желания на исправление первого.
Одни герои усваивают жизненный урок, а другие остаются при своём – как братья Ерёма да Фома «Удача», которые ходили к Удаче, чтобы она на них взгляд свой обратила, да вернулись домой ни с чем, потому что ума не хватило воспользоваться дарами, которые подносила жизнь. И Счастье не каждому даётся, к одним само идёт, а от других бежит, потому что живут «без понимания» («О счастье»).
Мир казачьих станиц в сказках Владимира Когитина не так прост, как кажется. В нём соседствует бытовое и магическое. Нечисть свободно ходит по станицам, и кишмя кишит в лесах и степях вокруг них. Стоит войти в лес в ночь на Ивана Купалу, и чего только не увидишь и не услышишь там. Почти в каждой истории казакам противостоят злодеи, применяющие чары. Это и Лихо Одноглазое, и Страх, и Смерть, и Дрёма, и девка-Чернавка, и Водяной, и Марра, и неведомое чудище из заколдованного дома. У каждого из них – своя повадка, или, как говорят сейчас, своя мотивация. Дрёма и Чернавка хотят семейного счастья, любви, детей, Лихо Одноглазое (которое у Когитина предстаёт в виде дряхлой старухи) забавляется, отнимая у людей счастье. Страх и Смерть восстанавливают свой статус, пытаясь получить уважение, а не побои от казака Митяя.
В некоторых сказках магический мир не враждебен, а дружествен к человеку, который может обратиться за помощью к добрым существам или чувствам – Счастью, Удаче. Добрые волшебные персонажи, также, как и злые – каждый «на своё лицо». Счастье, которое можно отходить нагайкой, а потом посадить за стол тюру хлебать, представляется в виде доброго, но бесхарактерного малого (портрета этого персонажа автор не приводит). А вот для описания Удачи Когитин не пожалел «красок» - колоритный получился персонаж. Вот какой видят её главные герои: «Тётка какая-то сидит как надолба, в подзорную трубу кого-то высматривает. Одета кое-как, а ещё барыня». А далее по ходу сюжета Удача то надевает, то снимает пенсне, потому что она подслеповата – «недовиживает».
Полноправными героями некоторых сказок становятся звери и птицы – старый ворон, исполняющий желания («Безобразная жена»), говорящий волк, рыба-белуга, мающаяся от рези в животе («Удача»).
Но главное в этих сказках всё же – чувства, человеческие отношения.
Автор ненавязчиво, намёками учит ценить то, что имеешь, верить в себя и своё счастье, не задирать нос, и помнить заветы предков.

Публикации Владимира Когитина

Желтобрюхов, В. Ф. Земля родная / В. Ф. Желтобрюхов, В. В. Когитин // Волгоградская правда. - 2001. - 1 июня. - С. 5.
Когитин, В. Казачьи погудки / В. Когитин // Отчий край. – 2004. - № 4.С.187-198. Содержание: Жена - змея; Блудная жена ; Чудесное лекарство
Когитин, В. В. Казачьи погудки : сказки и байки / В. В. Когитин. - Волгоград : Издатель, 2006. - 79 с. : 1 л. портр.
Когитин, В. Митяй - казак бесстрашный : сказка / В. Когитин // Наш современник. - 2003. – № 2. - С. 172-175 : портр.
Когитин, В. В. Немцы Поволжья. Быт и культура : учеб. пособие / В. В. Когитин, М. А. Рыблова; Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1997. - 99 с.
Когитин, В. В. Русские люди Волжского Понизовья / В. В. Когитин. - Волгоград : ГИПП "Астериск", 1993. - 144 с.
Когитин, В. В. Семейные сказки / В. В. Когитин. - Волгоград : Издатель, 2001. - 415 с. : 1 л. портр.
Когитин, В. В. Сказки Верхнего Дона / В. В. Когитин. - Волгоград : Издатель, 2011. - 286 с.
Когитин, В. В. Сказки-пересказки : литературное переложение устного казачьего фольклора / В. В. Когитин. - Волгоград : Станица, 1996. - 239 с.
Когитин, В. Якуня и Матюша / В. Когитин // Квинтовый круг : сборник фантастических произведений волгоградских авторов. - Волгоград : Издатель, 2008. - С .423-427.

О нём:

Гищенко, В. Вот и сказкам конец : [беседа с волгоградскими краеведами и студентами ВолГУ / записал Александр Литвинов] // Волгоградская правда. - 2015. - 7 февраля. - С. 5 : фот.
Воспоминания о волгоградском этнографе, краеведе и писателе, авторе ряда сборников казачьих сказок Владимире Викторовиче Когитине.
Иванова, И. Вкусный кавардак / И. Иванова // Городские вести. - 2011. - 3 ноября. - С. 21 : ил.
Кочетов, А. Добрым молодцам урок / А. Кочетов // Казачий круг. - 2013. - 26 июля. - С. 6 : фот.
О сборнике сказок Верхнего Дона, составленном В. В. Когитиным.
Ракитина, Н. Е. В поддержку Владимира Когитина : [беседа со студенткой Н. Е. Ракитиной / записал А. Фирюлин] // Казарла. - 2013. - № 5. - С. 10-12 : фот.
О составителе сборников казачьих сказок В. Когитине, авторские права которого пытаются защищать его ученики.
Синякин, С. Н. Казачьи лапти / С. Н. Синякин // За несколько лет до миллениума / С. Н. Синякин. - Волгоград : Издатель, 2012. - С. 86-89.
Шестакова, И. Дом, где согреваются сердца : волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов живет активной жизнью / И. Шестакова // Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград. - 2013. - 6 апреля. - С. 12, 13 : ил.
О Владимире Когитине и Волгоградском доме-интернате для престарелых и инвалидов, в котором он жил последние годы.

1 комментарий: