четверг, 21 марта 2024 г.

Горькая судьба Модеста Мусоргского


21 марта 1839 года (185 лет назад) родился русский композитор, член «Могучей кучки» Модест Мусоргский.

Модест Петрович Мусоргский – гениальный русский композитор, опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Сознательно игнорируя устоявшиеся каноны западной музыки, творец-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, прославившим мощь и самобытный характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих сочинителей конца 19 — начала 20 веков.

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование. Первым музыкальным инструментом, который освоил Модест Мусоргский, было фортепиано. Его отец, помещик, поощрял занятия сына музыкой, и нанял ему учителя.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой. Уже в юности Мусоргский стал великолепно разбираться в греческой, католической и протестантской церковной музыке. Он свободно владел немецким и французским языками, а также хорошо читал по-гречески и по латыни.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В процессе сочинения музыки Мусоргский никогда не делал набросков и черновиков. Он предпочитал подолгу обдумывать всё будущее произведение, после чего писал его сразу целиком. Композитор имел потрясающую музыкальную память. Единожды прослушав, мог воспроизвести сложные сцены из музыкальных произведений.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

В 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя). Все эти оперы так и не были завершены композитором.

В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871 году он представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.

В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя).

Оба этих произведения так и не были закончены маэстро.

Мусоргский написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова, Н. Островского, стихов Т. Шевченко. Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).

Громкой славы при жизни он не добился. Его музыку критиковали даже близкие друзья. Современникам Мусоргского не пришлась по вкусу даже опера «Борис Годунов», впоследствии триумфально прошедшаяся по консерваториям России и Европы. Особенно известной стала редакция этой оперы за авторством Римского-Корсакова.

В последние годы жизни Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», непонимание и критику со стороны музыкальных чиновников и коллег (Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова). На этом фоне у него развилась тяжелая депрессия, он пристрастился к алкоголю. Музыку стал писать медленнее, с работы уволился, потеряв маленький, но постоянный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.

Он обладал великолепным баритоном, и отлично пел. Модест Петрович охотно выступал в качестве певца и композитора на различных светских музыкальных собраниях. Последний раз он публично выступил на вечере памяти Ф. М. Достоевского 4 февраля 1881 года.

Много лет Мусоргский, испытывая финансовые трудности, жил по квартирам и домам своих многочисленных знакомых.

Он лишь однажды вырвался в путешествие по югу России. Путешествовать композитор хотел, но позволить себе этого он не мог.

Незадолго до смерти композитора за неуплату выставили из съёмной квартиры. Тогда-то с ним и случился нервный припадок, в результате которого он попал в больницу, где и провёл последний месяц своей жизни.

Единственный прижизненный портрет Мусоргского был написан знаменитым художником Репиным за девять дней до смерти композитора в Николаевском госпитале в Санкт-Петербурге.

28 марта 1881 года композитора не стало.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Но на сегодняшний день сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 30-ых годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сейчас на месте захоронения композитора находится автобусная остановка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий