четверг, 3 мая 2018 г.

За землю донскую, за волю!



История России – плодотворная почва для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Рассказы о славных или горьких страницах жизни наших предков будят в подростках интерес к поколениям старших.
Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова никогда об этом не забывает и использует возможность напомнить о знаменательных датах российской истории детям, подросткам и юношеству. Особое внимание обращаем на страницы истории, связанные с казачеством.

Почти 310 лет назад завершилось восстание Кондратия Афанасьевича Булавина.
3 мая в читальном зале библиотеки прошел час истории «За землю донскую, за волю!», посвященный этому событию, на который пришли ученики 7 «В» класса лицея № 10 вместе с преподавателем истории Галиной Васильевной Гребенюк.
Библиограф М. Н. Урусова начала встречу с вопроса о том, сколько всего было крестьянских войн в России и почему три из них возглавляли казачьи атаманы. Видя затруднение ребят, она сама перечислила предводителей четырёх крестьянских войн (Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева, и Кондратия Булавина). Легко было объяснить причины, почему именно казаки становились во главе многотысячных армий крестьян – они умели воевать и у них было оружие, которое могло противостоять царским войскам (не только шашки и пики, но и ружья, и даже пушки, которые они брали в походах у турков). Крестьяне же были вооружены косами, вилами, топорами и дубинами. Серьёзной опасности для регулярного, имеющего огнестрельное оружие, войска они не представляли, поэтому примыкали к казачьим отрядам.
Чтобы семиклассники представили события, происходившие 310 лет назад,  им предложено было посмотреть одну из серий «Истории государства Российского» - проекта, созданного по одноименному многотомнику С. Соловьева. Ребята узнали об основных событиях восстания, услышали имена главных участников.
- К сожалению, мы не знаем, как выглядел Кондратий Булавин. В начале 18 века портреты казаков не рисовали, и поэтому все его изображения – плод фантазии художников. Единственный, кого мы можем узнать в лицо из четырех предводителей крестьянских войн – Емельян Пугачёв, метивший в цари, - с огорчением призналась Марина Николаевна и показала ребятам портреты Петра Первого и главного карателя булавинцев – Василия Владимировича Долгорукова. 

Она назвала имена соратников Булавина (Луку Хохлача, Семена Драного, Никиту Голого, Павлова), и подробнее рассказала об Игнате Некрасове, который увёл 2000 казаков от расправы на Кубань, а затем (после смерти Игната) некрасовцы перебрались в Турцию. К счастью, находясь в изоляции, они старались сохранить родную культуру (руководствуясь заветами Игната, передаваемыми устно), благодаря чему мы можем получить представление о костюмах донцов в начале 18 века, их песенной культуре. Потомки некрасовцев вернулись в Россию в 1962 году. Показ костюмов казаков-некрасовцев и нескольких песен, которые играли их потомки на концерте, вызвал ребят на разговор о культуре казачества. Они услышали про боевой пляс, про «походы за зипунами» и о своеобразных модных дефиле, которые устраивали казаки, чтобы показать товарищам свою добычу. Большое удивление вызвало сообщение, что одежда, добываемая в походах, была из парчи, бархата и шёлка.
Сюрпризом для школьников стало и то, что основные события восстания Булавина связаны с родным краем. Они с интересом посмотрели отрывки из телевизионной передачи «Искатели», посвященной поискам булавинских кладов на территории Волгоградской области – на горах Уши в Камышинском районе, в подземельях Белогорского мужского монастыря в Ольховском районе, на Чёртовом урочище в Иловлинском районе и др.
В завершение часа истории школьники посмотрели небольшую презентацию о том, как сохраняется память о Кондратии Булавине и восстании, предводителем которого он стал. Им были представлены книги, памятники (в том числе и курень атамана, сохранившийся до наших дней), настенные росписи и картины.
Закончила встречу Марина Николаевна приглашением к самостоятельному изучению истории России, нашего края и культуры казачества.

Семиклассники и преподаватель остались довольны часом истории, благодарили за полезную и интересную информацию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий