История России – плодотворная
почва для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Рассказы о славных
или горьких страницах жизни наших предков будят в подростках интерес к поколениям
старших.
Библиотека-филиал № 17 им. М. А.
Шолохова никогда об этом не забывает и использует возможность напомнить о
знаменательных датах российской истории детям, подросткам и юношеству. Особое внимание обращаем на страницы истории, связанные с казачеством.
Почти 310 лет назад завершилось
восстание Кондратия Афанасьевича Булавина.
3 мая в читальном зале библиотеки
прошел час истории «За землю донскую, за волю!», посвященный этому событию, на
который пришли ученики 7 «В» класса лицея № 10 вместе с преподавателем истории
Галиной Васильевной Гребенюк.
Библиограф М. Н. Урусова начала
встречу с вопроса о том, сколько всего было крестьянских войн в России и почему
три из них возглавляли казачьи атаманы. Видя затруднение ребят, она сама
перечислила предводителей четырёх крестьянских войн (Ивана Болотникова, Степана
Разина, Емельяна Пугачева, и Кондратия Булавина). Легко было объяснить
причины, почему именно казаки становились во главе многотысячных армий крестьян
– они умели воевать и у них было оружие, которое могло противостоять
царским войскам (не только шашки и пики, но и ружья, и даже пушки, которые они
брали в походах у турков). Крестьяне же были вооружены косами, вилами, топорами и дубинами. Серьёзной опасности для регулярного, имеющего огнестрельное оружие, войска они не представляли, поэтому примыкали к казачьим отрядам.
Чтобы семиклассники представили
события, происходившие 310 лет назад, им
предложено было посмотреть одну из серий «Истории государства Российского» -
проекта, созданного по одноименному многотомнику С. Соловьева. Ребята узнали об
основных событиях восстания, услышали имена главных участников.
- К сожалению, мы не знаем, как
выглядел Кондратий Булавин. В начале 18 века портреты казаков не рисовали, и
поэтому все его изображения – плод фантазии художников. Единственный, кого мы
можем узнать в лицо из четырех предводителей крестьянских войн – Емельян
Пугачёв, метивший в цари, - с огорчением призналась Марина Николаевна и
показала ребятам портреты Петра Первого и главного карателя булавинцев –
Василия Владимировича Долгорукова.
Она назвала имена соратников
Булавина (Луку Хохлача, Семена Драного, Никиту Голого, Павлова), и подробнее
рассказала об Игнате Некрасове, который увёл 2000 казаков от расправы на
Кубань, а затем (после смерти Игната) некрасовцы перебрались в Турцию. К
счастью, находясь в изоляции, они старались сохранить родную культуру
(руководствуясь заветами Игната, передаваемыми устно), благодаря чему мы можем
получить представление о костюмах донцов в начале 18 века, их песенной
культуре. Потомки некрасовцев вернулись в Россию в 1962 году. Показ костюмов
казаков-некрасовцев и нескольких песен, которые играли их потомки на концерте, вызвал ребят
на разговор о культуре казачества. Они услышали про боевой пляс, про «походы за
зипунами» и о своеобразных модных дефиле, которые устраивали казаки, чтобы
показать товарищам свою добычу. Большое удивление вызвало сообщение, что
одежда, добываемая в походах, была из парчи, бархата и шёлка.
Сюрпризом для школьников стало и
то, что основные события восстания Булавина связаны с родным краем. Они с
интересом посмотрели отрывки из телевизионной передачи «Искатели», посвященной
поискам булавинских кладов на территории Волгоградской области – на горах Уши в
Камышинском районе, в подземельях Белогорского мужского монастыря в Ольховском
районе, на Чёртовом урочище в Иловлинском районе и др.
В завершение часа истории
школьники посмотрели небольшую презентацию о том, как сохраняется память о
Кондратии Булавине и восстании, предводителем которого он стал. Им были
представлены книги, памятники (в том числе и курень атамана, сохранившийся до
наших дней), настенные росписи и картины.
Закончила встречу Марина
Николаевна приглашением к самостоятельному изучению истории России, нашего края
и культуры казачества.
Семиклассники и преподаватель
остались довольны часом истории, благодарили за полезную и интересную
информацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий