четверг, 9 января 2014 г.

Евангелие от инопланетян





     Сафонов, Д. Г. Радио судьбы : роман / Д. Г. Сафонов. - Москва : Армада : Альфа-книга, 2004. - 508 с. : ил. - (Фантастический боевик)


Литература в целом, и фантастика в том числе, часто обращается к библейским сюжетам, интерпретируя Книгу Книг на разные лады. Роман Дмитрия Сафонова «Радио Судьбы» в этом смысле несколько отличается от других аналогичных произведений. Автор закрутил сюжет так лихо, что даже внимательный читатель не сразу обнаружит второй план, ибо на первом – визит инопланетян на Землю и описание их психического воздействия на жителей Подмосковья. Благодаря этому только в конце романа становится очевидна перекличка с «Мастером и Маргаритой» Булгакова, хотя намёки на это даны в самом начале - одну из героинь зовут Ритой. Но обо всём по порядку. 

   Действие разворачивается в жаркий летний день 16 июля, когда на трассе Калуга-Таруса начинает творится что-то неясное и жуткое. Электромагнитное поле, созданное инопланетным кораблём, приземлившимся в подмосковном лесу, передаётся по каналам связи – телефону, радио, селектору, телевизору, и влияет на психику людей, провоцирует их на агрессивное поведение. Уже первые строки романа настраивают на серьёзное чтение, поскольку автор тонко описывает психологию героев. Поначалу это – проходные персонажи, «Аннушки», подготавливающие читателя к прибытию главных «игроков»: водитель легковушки, таранивший бензовоз; местные жители, становящиеся первыми жертвами действия Зоны; пилот вертолёта с парашютистами, притянутый в место посадки НЛО, и пытающийся его уничтожить; милиционеры, выехавшие на место происшествия; журналист местной газеты Владимир Соловьёв-второй, мечтающий стать первым… Всё это – статисты. Настоящие «актёры» появляются только на сотых страницах романа, когда у читателя от мелькания имён «замыливается глаз», и он уже не в состоянии угадать в остроносой двадцатипятилетней «идеальной жертве» прекрасную Маргариту или в девяностопятикилограммовом графомане-неудачнике Дмитрии Мезенцеве – Мастера. Да, и поведение героев Сафонова значительно отличается от поведения булгаковских героев. Нет истории большой и красивой любви. Есть классическая погоня Дмитрия Мезенцева за байкером Джорджем (настоящее имя – Юрий Малышкин), увозящим Риту, по территории Зоны. Поведение Дмитрия ярко демонстрирует пословицу о том, что благими намерениями мостится дорога в Ад. Начавшись с желания защитить почти незнакомую, но понравившуюся девушку от преступника (на сапоге байкера Дмитрий замечает кровь), она заканчивается убийством соперника. Можно было бы списать это на действие Зоны на психику. Но так ли это, если в ходе погони Дмитрий копирует своего вымышленного героя – капитана Некрасова из спецназа, следовательно, приводит в действие свои собственные замыслы, выпускает на свободу того зверя, который прячется внутри его собственной души?

В книге много «говорящих» имён. Если обратить на них внимание, проявляются интересные линии. Например, поединок Джорджа и Дмитрия выглядит символично. Настоящее имя Джорджа – Юрий, следовательно, здесь можно увидеть намёк на Юрия Гагарина и человечество, вышедшее в космос. Характерно и его поведение – он один из немногих, кого Зона превращает из зверя в человека, заставляя пересмотреть своё отношение к жизни, пожалеть об устроенной поножовщине и избиении Риты. Следовательно, во время схватки с Дмитрием байкер защищает не столько Риту, сколько Землю, моральные устои всего человечества, а озверевший Мезенцев бьётся на стороне инопланетян. И гибель байкера оборачивается для Земли появлением на свет Антихриста – Джорджика Дмитриевича…
В романе Сафонова есть не только герои, прототипами которых стали Мастер и Маргарита, но и другие, пришедшие «от Булгакова», персонажи. Это и даун Ваня, заменивший Иешуа, и его отец Николай, в котором угадывается намёк на Понтия Пилата, и отставной подполковник спецназа Ластычев, который «исполняет роль» Марка Крысобоя. Если принять условия «игры в классики» и приступить к разгадке ребуса, заданного читателю автором, можно найти и других персонажей Булгакова в героях книги. Но эти герои не несут на себе тяжкого наследия прототипов, поэтому Николаю не удаётся убить Ваню, и Сержик (Левий Матвей) успевает прийти на помощь к брату и отцу; не погибает град Москва, накрытый тучей, – взрывается от пластида вместе с Ластычевым летающая тарелка; Иванушка Бездомный (Соловьёв-второй) бросает писать после стирания памяти, а не в результате переосмысления своего творчества... Естественно, много внимания уделяется и действиям властей, которые во время операции «Визит» представляет генерал-лейтенант Севостьянов – боевой офицер, для которого слово «честь» сливается с понятием «боевая задача». Описывая эту линию автор, к счастью, не переходит грань социальной фантастики и не уходит в русло политического детектива, сохраняя чистоту жанра.
Справедливости ради стоит отметить, что помимо сходства отдельных героев, других перекличек между книгами Сафонова и Булгакова нет. Всё в романе современного автора своё – и тема, и размышления, и акценты. Это и привлекает, затягивает, заставляя читать и думать, угадывать что-то знакомое, находить новое.

Эту и другие книги спрашивайте в нашей библиотеке по адресу:
Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий