воскресенье, 3 августа 2025 г.

День российского железнодорожника

 

3 августа 2025 года в России отмечают День железнодорожника.

Это профессиональный праздник для тех, кто трудится на рельсовых путях: инженеров, машинистов, диспетчеров, дежурных.

День железнодорожника не имеет закрепленной в календаре даты. Каждый год его отмечают в первое воскресенье августа.

В 1896 году в Российской империи вышел указ №68 об установлении праздника, посвященного железнодорожному сообщению. Подписал документ министр путей сообщения князь Михаил Хилков. Датой выбрали 25 июня (6 июля по новому стилю) — день рождения императора Николая I.

В годы правления Николая I были построены первые железные дороги в России: магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы и прогулочный путь от Санкт-Петербурга до Царского Села.

До появления пассажирских и грузовых железных дорог в России уже функционировали пути с деревянными рельсами на рудниках. Первая такая дорога была построена в 1755 году на Алтае. Вдоль пути натягивали трос, который тянули лошади, тем самым двигая вагонетки.

В самом начале строительства железных дорог в России пассажиров в поезда завлекали концертами, танцевальными вечерами и спектаклями.

С тех пор и вплоть до 1917 года день железных дорог отмечали именно 25 июня. После революции все праздники, установленные императорской властью, отменили как «пережитки царизма».

День железнодорожника появился в календаре советских граждан лишь в 1936 году по инициативе самих работников железнодорожных путей сообщения. В 1935 году они обратились к Иосифу Сталину с просьбой установить для них профессиональный праздник, и он пошел им навстречу. Так был создан Всесоюзный Сталинский день железнодорожников, датой которого выбрали 30 июля.

В 1940 году дату праздника снова перенесли — на этот раз на первое воскресенье августа. Изменение обосновали тем, что День железнодорожника нужно отмечать в выходной, а в то время таким был только один день — воскресенье.

В годы Великой Отечественной войны железные дороги стали главным связующим звеном между фронтом и тылом, они позволяли эвакуировать людей и ценности, осуществлять поставки техники, вооружения и личного состава. Благодаря упорному труду железнодорожников удалось обеспечить проведение более 50 наступательных и стратегических операций.

С тех пор праздник отмечали в первое воскресенье августа. В 1980 году вышел указ президиума Верховного совета СССР «О праздничных и памятных датах», в котором праздник переименовали в День железнодорожника. Именно в таком виде он дошел до наших дней.

В первые годы после появления праздника в этот день прекращали все работы на железной дороге. Специально для сотрудников пускали праздничный поезд, где устраивали представления и чаепития под выступление оркестра.

В здании Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивали торжественный ужин с концертом.

В Министерстве путей сообщения в Санкт-Петербурге тоже отмечали праздник: прямо на набережной реки Фонтанки собирались высокопоставленные чиновники.

Современная Российская Железная дорога – это артерия страны, значение которой невозможно переоценить.

Эксплуатационная длина железных дорог в России на 2023 год составляла более 86 тысяч километров, что в два раза превышает длину экватора. По этому показателю наша страна находится на втором месте в мире после Соединенных Штатов Америки.

По данным того же 2023 года, в России используют около 1,3 миллиона грузовых вагонов, опережая по этому показателю все остальные страны мира. Более 20 процентов всего железнодорожного грузооборота на планете обеспечивает РЖД.

На российских железных дорогах в разных отраслях трудится более 680 тысяч человек.

В России до сих пор есть несколько поездов на паровой тяге: они работают исключительно для туристов. Самый известный — «Рускеальский экспресс», который возит пассажиров из Сортавалы в горный парк «Рускеала» в Карелии. Поезд выглядит так, будто сошел с картинки XIX века. Причем не только снаружи, но и внутри: стилизованные интерьеры, проводники одеты в форму тех лет, а в буфете музыканты играют на пианино.

Профессий, связанных с железной дорогой, очень много:

· кочегары;

· машинисты и их помощники;

· диспетчеры;

· дежурные по станциям, по переездам, стрелочного поста;

· путевые обходчики;

· бригадиры по ремонту пути;

· контролеры состояния пути;

· ремонтники искусственных сооружений и других построек и механизмов;

· электромонтеры контактной сети;

· монтеры пути;

· операторы по обслуживанию и ремонту вагонов;

· слесари по ремонту подвижного состава;

· проводники пассажирских вагонов;

· кондукторы грузовых поездов;

· сигналисты;

· водители дрезин;

· начальники поездов;

· начальники станций;

· главные инженеры;

· путейцы.

В наши дни по всей России в День железнодорожника проходят концерты, конкурсы и спортивные состязания. Например, в честь Дня железнодорожника устраивают благотворительный забег «Достигая цели»: все собранные средства направляют на лечение тяжелобольных детей.

Традиционно в День железнодорожника награждают отличившихся сотрудников.

Кроме того, в честь праздника проходят дни открытых дверей, экскурсии, демонстрация железнодорожной техники и новых поездов. Главы регионов открывают новые участки путей, мосты и станции.


Комментариев нет:

Отправить комментарий