среда, 6 августа 2025 г.

День железнодорожных войск Российской Федерации

6 августа отмечают День железнодорожных войск Российской Федерации.

Корни Дня Железнодорожных войск берут свое начало в революционные годы. Через год после Октябрьского переворота и взятия власти большевиками, 5 октября 1918 года, создали железнодорожные войска Красной армии. В связи с этим больше 70 лет праздник отмечали 5 октября. Теперь же День Железнодорожных войск празднуют в другую дату, 6 августа. Дату установили президентским указом от 19 июля 1996 года.

Интенсивное развитие железнодорожного транспорта послужило появлению специальных воинских формирований. Император Николай I своим указом создал первые не только в России, но и в мире железнодорожные войска. Это произошло 6 августа 1851 года. В 17 рот вошли 4340 человек, которым поручили заниматься охраной и эксплуатированием железнодорожных путей.

В начале ХХ века у Российской империи были одни из самых крупных и лучших в мире железнодорожных войск. Они насчитывали 12 батальонов, сведенных в четыре ж/д бригады: Барановичскую (от названия города, который сейчас находится в Белоруси), Туркестанскую, Уссурийскую и Заамурскую.

Во время Великой Отечественной войны солдаты железнодорожных войск России вместе с гражданскими работниками проложили более 120 тыс. км рельсов, построили 15 тысяч защитных сооружений и три тысячи мостов. Они разминировали железнодорожные пути и обеспечивали поддержку почти всех наступательных и оборонительных операций. А когда пришло мирное время, восстанавливали разрушенную железную дорогу, прокладывали и электрифицировали новые магистрали. Кстати, железнодорожные войска на гражданке также называют транспортными.

В настоящее время в их главная задача — поддерживать железную дорогу в исправном состоянии. Это подразумевает и строительство новых дорог, и восстановление существующих. На сегодняшний день российские железнодорожные войска структурно входят в систему материально-технического обеспечения Вооруженных сил РФ. Подразделение неоднократно подвергалось бюрократическим преобразованиям, вместе с чем менялись и названия служб.

В Федеральном законе «‎‎О Железнодорожных войсках Российской Федерации» расписаны основные задачи ЖДВ в мирное и военное время. Военнослужащие восстанавливают важные объекты железных дорог в стране, поддерживают боевую готовность, заботятся о сохранении спецтехники и вооружения в случае военного конфликта. Занимаются специальные войска и заграждением противнику путей при необходимости.

Помимо этого, военные железнодорожники ликвидируют последствия чрезвычайных ситуаций, если это затронуло пути сообщения. Например, они помогали после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и наводнения в Краснодарском крае в 2012-м. Их работа отличается от остальных военнослужащих большим объемом строительной деятельности.

День железнодорожных войск — это профессиональный праздник военнослужащих, а также гражданских служащих и рабочих Железнодорожных войск. Его отмечают, как правило, награждением лучших, концертами и различными торжественными событиями. Так, например, в 2019 году на территории железнодорожного соединения Южного военного округа в Волгоградской области установили бюст императору Николаю I как основателю железнодорожных войск. В рамках открытия монумента состоялся митинг с выносом Государственного флага РФ и Боевого знамени под музыку военного оркестра.

Торжественные мероприятия в День железнодорожных войск часто проходят в местах, где установлены памятные монументы. Например, в городе Кунгуре на Урале в военные собираются на стадионе, рядом с которым возвышается стела в честь павших воинов-железнодорожников. В Нижнем Тагиле — на площади перед мемориалом с именами погибших. В Москве такие монументы и памятные плиты есть на ж/д станции «Канатчиково» и исторической площадке «Паровозное депо Подмосковная», в музее натурной железнодорожной техники, возле Белорусского вокзала и нескольких локомотивных депо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий