23 августа исполняется 145 лет со дня
рождения писателя Александра Грина
Те, кто когда-то читал и любил повести Александра
Грина, наверняка думают, что он – житель морского побережья: Крыма, Феодосии,
Одессы…
Однако писатель, чья настоящая фамилия Гриневский,
родился в Вятской губернии, а часть своей юности провел в соседней – Пермской.
Сюда девятнадцатилетний Саша приехал на заработки после первого неудачного
путешествия за романтикой. Впрочем, как когда-то к морю, он и в Пермь поехал за
мечтой. Мечтал найти золотой самородок!
В Пермской губернии ему пришлось работать
плотогоном, лесорубом, трудиться на вагоноремонтном заводе, и, конечно, он мыл
в речках золото, правда, безуспешно. Именно здесь, Александр впервые
почувствовал в себе особый литературный дар – тягу к сочинительству волшебных
историй.
Рассказывать сказки его просил неграмотный лесоруб, у которого жил юноша. «Илья был моей постоянной аудиторией. Неграмотный, он очень любил слушать, а я, рассказывая, увлекался его восхищением. За две недели я передал ему весь свой богатый запас Перро, братьев Гримм, Афанасьева, Андерсена. Когда же запас кончился, я начал варьировать и импровизировать сам по способу Шахерезады». Так Грин вспоминает об этом в своей «Автобиографической повести».
Через шесть лет, два тюремных заключения, побег,
службу в армии и увлечение революционной борьбой он начал писать прозу и
публиковаться. За четверть века творческой жизни Александр Грин создал
четыреста произведений, которые в разное время ругали и хвалили, печатали
большими тиражами, а также жгли и запрещали.
Писатель Кир Булычев однажды заметил, что Грин «умер,
так и не испив при жизни той чаши унижений и оскорблений, что выпали на его
долю после смерти». Тем не менее его романтические рассказы и повести нашли
место в сердцах читающей публики, а также на экране: известны более тридцати
экранизаций его произведений, в том числе и зарубежных. И чего стоит один
только праздник выпускников «Алые паруса», который проводится в
Санкт-Петербурге в честь сбывающейся мечты.
Александр Грин вернулся в Пермский край через
девяносто лет – уже в виде памятника. Оказалось, что единственный монумент
писателя в полный рост установлен не в Феодосии, где он жил, не в Старом Крыму,
где он умер, не в Кирове (тогда Вятке), где он родился, не в Петербурге, где
писатель провел 11 лет своей жизни – а недалеко от Перми, возле города
Чусового. Здесь в поселке Пашия он работал на приисках. В 1988 году в
Этнографическом парке истории реки Чусовой установили памятник писателю. Проект
выполнил чусовской скульптор Виктор Бокарев, образ Грина из цельного куска
гранита высек пермяк Радик Мустафин. Монумент стоит у железнодорожного туннеля,
над которым по шпалам в жажде романтических приключений когда-то шагал, а позже
ехал в арестантском вагоне Саша Гриневский. Рядом с гранитным Грином качаются
на волнах его Алые паруса.
У местных молодоженов сложилась традиция приезжать
сюда в канун свадьбы. Есть там и мини-музей, где собраны артефакты, связанные с
писателем: старинная чугунная скамейка из поселка Кусья, на которой мог бы
сидеть Грин, плита с пашийского завода, где он работал, а также инструменты
старателей того времени. Более того, по инициативе основателя Этнографического
парка Леонарда Постникова построен клуб «Алый парус» для воспитанников школы
олимпийского резерва. Здание спроектировано по мотивам произведений Грина – в
виде парусника и таверны одновременно. Мечта должна вести вперед!
Необычные имена и названия городов, отсутствие
географических и социальных привязок к действительности, поэтический строй
сюжета и символическая наполненность его произведений – все это делает Грина
одним из самых загадочных писателей. Его тексты отличаются необыкновенной
атмосферой и часто описывают мир, в котором возможно все. Его герои умеют
летать как птицы, верят в чудеса и создают их сами, его истории наполнены
магическими явлениями и мистическими событиями.
В начале творческого пути Грин подписывал свои
произведения самыми разными псевдонимами, среди которых – Мальгинов, А.
Степанов, Эльза Моравская, Один, Александров, Гриневич, Виктория Клемм. Пока не
вернулся к прозвищу, которым его наградили одноклассники в реальном училище –
Грин, простое сокращение его фамилии. Впервые под псевдонимом «А. С. Грин»
писатель напечатался в газете «Товарищ», где появился его рассказ «Случай». В
начале 1908 года вышла первая книга Грина – «Шапка-невидимка», в которую вошли
уже десять рассказов. В 1910 году был издан второй сборник Грина.
Рассказы Грина были очень популярны в начале XX века
и выходили большими тиражами. Однако он не подходил ни под одно из жанровых
определений, да и сам умудрился не примкнуть ни к одному литературному
направлению или течению. Александр Степанович не вступал в Союз писателей и
вообще сторонился группировок. Подчеркнутая независимость от политики и
приподнятость над бытом его героев, захватывающие сюжеты его произведений
позволяют относить их к фантастике или к фэнтези.
Однако и тут Грин всех обошел, ведь он считал, что «потребность
необычайного – может быть, самая сильная после сна, голода и любви».
Критики заметили, что в его произведениях часто рассказывается о явлениях,
которые относятся к парапсихологии: внушение и чтение мыслей на расстоянии
(«Преступление Отпавшего Листа», творческий процесс под действием гипноза
(«Сила непостижимого», самовнушение («Загадка предвиденной смерти». В желании
объяснить необъяснимые миры Грина советский критик Корнелий Зелинский назвал
страну, где живут его герои, «Гринландией». Интересно, что некоторые поклонники
Грина пытались вычислить, где примерно она могла бы находиться. Оказалось, что
это полуостров на южной морской границе Китая. Почему был и нет: мы ведь даже
не знаем, какой национальности его герои и на каком языке они разговаривают.
Несмотря на то, что в основном Грина считают
легковесным писателем, многие его коллеги и литературоведы признают за ним
бесспорный и оригинальный художественный дар. Высокую оценку творчеству Грина
дали его современники Максим Горький, Николай Тихонов, Юрий Олеша, Эдуард
Багрицкий.
Писатель всегда проходил по грани между драматизмом
и мелодраматизмом, между приключением и сложными философскими конструкциями,
между экзотикой описаний и правдой характеров. И все же прав Константин
Паустовский, написавший в своей книге «Золотая роза»: «Если бы Грин умер,
оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы
довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих
человеческое сердце призывом к совершенству».
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий