пятница, 24 мая 2024 г.

Гений, покоривший мир. Шолохов в современном мире

 

24 мая 1905 года родился Михаил Александрович Шолохов – гениальный писатель ХХ века. Его творчество перешагнуло через столетие и остаётся актуальным до наших дней.

Сегодня наша библиотека проводит традиционный виртуальный день рождения писателя и публикует интересные статьи о его жизни и творчестве, методические разработки, сделанные сотрудниками библиотеки в разные годы.

Начать подборку материалов мы хотим с отрывка из статьи Э. А. Бессмертных «Шолохов в современном мире». Она была написана 15 лет назад, но вопросы, которые поднимает автор, возникают и перед нами, задавая планку дальнейшей работе по популяризации жизни и творчества М. А. Шолохова. Как все, кто связан с именем этого писателя, мы испытываем нападки шолохоедов, мы сталкиваемся с тем, что, воистину христианское терпение и смирение Шолохова перед лицом обвиняющих его в плагиате, до сих пор не оценено в достаточной мере. Надеемся, что статья будет интересна всем, кто интересуется творчеством великого писателя ХХ века, и поможет в работе нашим коллегам-библиотекарям.

Вопрос на котором мы сознательно оборвали цитирование статьи, предлагаем рассматривать как руководство к действию. Так что же нам делать, чтобы «великое имя художника, гражданина, человека заняло своё достойное место в жизни нашего Отечества, в умах и сердцах россиян?» До очередного юбилея М. А. Шолохова остался всего год…

 

Бессмертных Э. А.

ШОЛОХОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Как же быстро летят годы. Казалось, совсем недавно мы праздновали І00-летний юбилей М.А. Шолохова, а минуло уже три года. В памяти юбилейные торжества в Колонном зале Дома Союзов, Большом театре. Визит Президента России на родину великого писателя, что придало юбилею высший государственный уровень. Очень многие ревнители таланта Михаила Александровича были удостоены юбилейных наград. Чуть позднее на Гоголевском бульваре в Москве был открыт памятник М. А. Шолохову. Вceгo не пересесть.

Что на самом деле произошло за эти годы?

Главное, стали ли мы больше знать о Михаиле Александровиче?

Дать определённый ответ на поставленный мною же вопрос невозможно. С одной стороны, к юбилею писателя был публикован целый ряд фундаментальных трудов. Среди них особое место занимают: книга Ф. Ф. Кузнецова «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа», «Словарь языка Шолохова», подготовленный коллективом авторов Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова,

«Библиографический указатель М. А. Шолохов» — плод совместных усилий Российской государственной библиотеки и Института мировой литературы им. Горького РАН, «Хроники жизни и творчества М. А. Шолохова», подготовленные сотрудниками Музея-заповедника М. А. Шолохова в ст. Вешенская. Не могу не назвать книгу известного писателя-шолоховеда В. О. Осипова «Биография М. А. Шолохова», вышедшую в серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Многие издательства подарили читателям собрания сочинений М. А. Шолохова, отдельные его произведения.

И всё же остается непреодолимое сомнение, стал ли Шолохов ближе и понятнее так называемому массовому, особенно молодому читателю.

Люди старщего поколения знают о Шолохова, что он известный советский писатель, лауреат многих государственный премий, лауреат Нобелевской премии, был членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР и т. д. Его читали. А вот для младших поколений, кем является М. А. Шолохов сегодня? К моему грубокому сожалению, для большинства из них имя этого писателя мало знакомо. Особенно на селе.

Я смею так утверждать, потому что регулярно общаюсь с ребятами сельских школ. Вижу, какими фондами располагают сельские библиотеки.

Приведу один курьёзный пример. Зашел в одну из таких библиотек в Псковской области. Осмотрел книжный полки. Произведений Шолохова, Пушкина, Толстого, Гоголя, Достоевского... практически нет. Спрашиваю зав. библиотекой, а что предлагается младшим школьникам? Она подвела меня к дряхлому шкафчику, на полках которого лежало несколько десятков истрёпанных книжечек. Естественно интересуюсь: а когда были последние поступления? Она отобрала пачку потёртых экземпляров и на моё удивление пояснила: «Мы ездили в Псков. Сдавали на макулатуру списанные произведения членов Политбюро ЦК KПCC. На эти деньги нам разрешили из макулатуры отобрать книги для детей».

Как-то в одном из райцентров меня пригласили на встречу учителей русского языка и литературы. Так вот учителя плакали, когда я им показал те книги, которые мы издаём для школьных библиотек Москвы. Они не верили, что тaкoe возможно.

И всё же сегодня есть все основания утверждать, что XX век прошёл под знаком пристального внимания научной, писательской общественности как в нашей стране, так и за рубежом, к судъбе и творчеству великого русского писателя М. А. Шолохова.

Ни для кого не секрет, что в отношении к Михаилу Александровичу в последние десятилетия необычайно бурно, порой даже сверхагрессивно утверждается точка зрения, противоположная той, которая была принята в прежнее времена. Общественное сознание отравлялось, да и продолжает отравляться антишолоховедением. Иные из них договорюсь до того, что будто такого въедающегося художественного явления, как гений Шолохова, вовсе не было. Некоторьtе современные критики натужно «доказывают», что творчество М. А. Шолохова никогда не было в центре общественного сознания, а находилось на периферии народного внимания, не играя никакой роли в жизни нашего общества.

В чём же причина столь яростных атак на жизнь и творчество Шолохова?

Это — стремительный, ошеломляющий взлёт таланта мало кому известного писателя, опубликовавшего в 1925 году две книг и романа «Тихий Дон». Кто-то этот взлёт воспринял как неожиданное очарование его могучим талантом. Александр Серафимович  сказал  тогда  о Шолохове:

«Ахнул я... расширились громадные крылья... Молодой орёлик желтоклювый, а крылья размахнул›. Другая же часть писателей с нескрываемой завистью забубнила, что такой молодой, необразованный человек неспособен написать столь эпохальный роман. Грязные слухи поползли по Москве. Авторов их понять было можно, потому что Шолохов, как сказал А. Фадеев на комитете по Сталинским премиям: «Поставил... нас в затруднительное положение...»

Главная же причина кроется в том, как Шолохов в своём романе рассказал о кровавой бойне гражданской войны с такой оглушительной правдой, что перед ней склонили головы, не в силах сдержать эмоций, и представители белого движения, и убеждённые большевики. Замечательный русский писатель И. И. Катаев в 1936 году, когда в стране происходили гибельные для неё процессы, заявил: «Шолохов — единственный из нас, кто, по-моему, живёт так, как нужно, и иногда мне кажется, что он один работает за всех нас».

К сожалению, так случилось, по великой книге писателя дважды пронеслись беспощадные вихри, нанеся огромный моральный удар М. А. Шолохову. Было поставлено под сомнение авторство Михаила Александровича.

Норвежский литературовед Г. Хьетсо писал по этому поводу: «...Обвинение, предъявленное Шолохову. можно считать уникальным: этот автор в такой степени является предметом национальной гордости, что бросить тень сомнения на подлинность его главного произведения, «Илиады» нашего века, значит совершить деяние, близкое к святотатству».

Главным аргументом при этом выдвигался один — отсутствие рукописи двух томов «Тихого Дона». Сегодня они, слава Богу, найдены и доступны любому читателю. В конце 2007 года в Российской Академии наук состоялась презентация факсимильного издания рукописи «Тихого Дона» с развернутым научным комментарием.

Что же касаемо молодости автора эпопеи, давайте припомним имена других авторов. Повесть «Разлив» была опубликована А. Фадеевым в 22 года, а роман «Разгром› — в 25 лет. В свои 22 года в полный голос заявил о себе Л. Леонов, вызвав изумление современников. А. С. Пушкин? В 23 года он написал знаменитые стихи «Смерть поэта» и «Бородино». В 26 лет М. Ю.  Лермонтов - «Героя нашего времени». Гоголь Николай Васильевич. В 22 года подарил миру «Вечера на хуторе близь Диканьки›, в 26 лет «Миргород». Свой первый сборник «Радуница» Сергей Есенин опубликовал в 21 год от роду.

Были и другие «доводы» — неполные 4 класса гимназии, что ничего другого равного «Тихому Дон» так и не создал, и т. д.

Я не paз обращался к А. И. Солженицыну с просьбой публично покаяться перед памятью А.М. Шолохова за ту боль, которую он нанёс коллеге, возглавив антишолоховедение на рубеже 60-70 годов прошлого века.

Борьба вокруг имени Шолохова продолжается и по сей день. Она приобретает несколько иные грани, но по сути своей преследует те же цели: принизить роль и значение творчества Шолохова в русской и мировой литературе; максимально ограничить обращение читателей к произведениям гениального художника слова; скрыть истинную правду столь откровенной предвзятости к его творениям.

Прочитал не так давно беседу журналиста с Георгием Васильевичем Свиридовым... «Шолохов, — сказал он, — самая трагическая фигура за всю историю русской литературы. Думаю, не только русской, но и мировой литературы. Удивительная, трагическая судьба! Я много думал об этом... Каким гениальным терпением надо было обладать, какой удивительной стойкостью, чтобы выносить всю жизнь, эту каждодневную моральную пытку! Она куда пострашнее пытки физической!

...Проанализировав всё, что пришлось услышать и прочитать в этой длящейся уже почти семь десятков лет «Компании», я пришёл к убеждению, — заключил Георгий Васильевич, — Михаил Александрович Шолохов преследовался всю жизнь и преследуется поныне только за то, что позволил себе быть Русским человеком и написать в двадцатом веке Русский роман. Иной вины за ним нет!»

После всего сказанного возникает вопрос: что же делать, чтобы великое имя художника, гражданина, человека заняло своё достойное место в жизни нашего Отечества, в умах и сердцах россиян?

 

Источник публикации:

Бессмертных, Э. А. Шолохов в современном мире / Э. А. Бессмертных // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2009. - № 4. – С. 72-75.

Комментариев нет:

Отправить комментарий