воскресенье, 26 мая 2024 г.

26 мая: Сухопутная и морская победы России


26 мая 1799 года ( 225 лет назад) русские войска Александра Суворова взяли Турин.

26 мая 1829 года (195 лет назад) 18-ти пушечный бриг русского флота «Меркурий» выиграл сражение с двумя турецкими фрегатами.

Взятие Турина. В 1798 году Россия вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство). Была создана объединённая русско-австрийская армия для похода в северную Италию, захваченную войсками Французской Директории. Первоначально во главе армии планировалось поставить эрцгерцога Иосифа. Но по настоянию Англии Австрия обратилась с просьбой к Павлу I назначить командующим Суворова.

Вызванный из ссылки полководец прибыл в Вену 14 (25) марта, где император Франц I присвоил Суворову звание австрийского фельдмаршала. 4 (15) апреля полководец прибывает к русским войскам в Верону, а на следующий день перешёл с войсками в Валеджио.

Первым столкновением суворовских войск с французами на захваченной ими итальянской территории явилось взятие 10 (21) апреля города-крепости Брешиа.

Взятие Брешии дало возможность начать блокаду вражеских крепостей Мантуя и Пескера (на что было выделено 20 тысяч человек) и начать движение основной части войска к Милану, куда отступали части французской армии, которые закрепились на противоположном берегу реки Адда.

15 (26) апреля был взят город Лекко.

16 (27) апреля русские войска переправились через реку Адда и нанесли поражение французской армии под руководством генерала Жана Виктора Моро. Французы потеряли около 3 тысяч убитыми и около 5 тысяч пленными. В результате сражения французская армия отступила, и союзные войска вступили в Милан.

Следом были взяты крепости Пескьера, Тортона, Пицигетоне, в каждой из которых Суворов оставлял гарнизон из числа австрийцев, поэтому его армия постепенно сокращалась.

В начале мая Суворов начал движение на Турин, который был взят без боя благодаря поддержке местных жителей и Пьемонтской национальной гвардии.

И практически вся северная Италия была очищена от французских войск.

Суворов был возведён в княжеское достоинство и стал князем Италийским, а сардинский король Карл-Эммануил пожаловал Суворову высшие награды: сделал его великим маршалом Пьемонтским, «грандом королевства» и «кузеном короля». Император Павел был чрезвычайно рад, что его подданный, предводитель русских войск, сделался предметом такого внимания и отличий, что, дозволив принять отличия, пожалованные Карлом Эммануилом, Государь написал Суворову: «через сие вы и мне войдете в родство, быв единожды приняты в одну царскую фамилию, потому что владетельные особы между собою все почитаются роднею». Также Павел I повелел, чтобы Суворову оказывались такие же почести, какие до этого оказывались только императору.

Вскоре Суворов сделался настоящей знаменитостью. Газетные статьи, касающиеся Суворова и его военных подвигов, появлялись чуть не ежедневно; издавались и особые брошюры с его жизнеописаниями. Имя Суворова сделалось даже предметом моды и коммерческой спекуляции; явились Суворовские прически, Суворовские шляпы, Суворовские пироги и проч. В театрах пели в честь его стихи, на обедах пили за его здоровье; по словам русского посланника в Лондоне, графа С. Р. Воронцова, Суворов и Нельсон были «идолами английской нации, и их здоровье пили ежедневно в дворцах, в тавернах, в хижинах».

 

Бой «Меркурия». 26 мая 1829 года в ходе Русско-турецкой войны близ побережья Османской империи произошло легендарное морское сражение между бригом «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского и двумя линкорами противника. Эскадра из 14 кораблей обнаружила три русских судна в районе пролива Босфор и пустилась за ними в погоню. Быстроходные «Штандарт» и «Орфей» ушли от преследования. Два турецких корабля вырвались вперёд и настигли отставший от своего отряда «Меркурий». Они значительно превосходили бриг по артиллерийской мощи и численности экипажа. Однако русские моряки смогли временно вывести из строя линкоры, уйти от погони и присоединиться к основным силам Черноморского флота.

В 1827 году Санкт-Петербург выступил в поддержку национально-освободительной борьбы греков против османского господства. Чтобы не допустить усиления влияния России на Балканах, Англия и Франция склонили её к заключению Лондонской конвенции, которая предусматривала предоставление Греции полной автономии под властью Османской империи.

Турки не согласились с изложенными в соглашении требованиями и пошли на конфликт с его участниками. В октябре 1827 года русско-англо-французская эскадра уничтожила в Наваринском сражении значительную часть турецкого флота и позволила Греции запустить процесс обретения независимости.

После этого Османская империя начала антироссийские военные приготовления на Дунае и закрыла для кораблей России черноморские проливы. В ответ 26 апреля 1828 года Санкт-Петербург объявил Турции войну, которая развернулась на Балканах и на Кавказе.

В 1828 году Казарский получил под своё командование транспортное судно «Соперник», на которое был установлен единорог — разновидность гаубицы. При штурме Анапы имевший небольшую осадку «Соперник» маневрировал под огнём вражеской артиллерии и обстреливал турецкие укрепления. Судно получило восемь повреждений, но не вышло из боя. За участие во взятии Анапы Казарский был произведён в капитан-лейтенанты. За аналогичные действия под Варной его наградили золотой саблей. В начале 1829 года он был назначен командиром брига «Меркурий».

Двухмачтовый бриг «Меркурий» был спущен на воду в 1820 году в Севастополе.

«Меркурий» был крепким судном и хорошо держал волну, но небольшая глубина интрюма негативно сказывалась на его ходовых качествах.

В 1829 году российские корабли регулярно патрулировали район Босфора, отслеживая передвижение турецкого флота. В конце мая данная миссия была возложена на отряд из трёх судов: фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий».

26 мая российские моряки, находившиеся в 24 км от берегов Турции, заметили эскадру из 14 кораблей Османской империи. Перед моряками не стояла задача вступать в бой с турками — им нужно было срочно сообщить о неприятеле командованию. Старший офицер отряда, командир «Штандарта» Павел Сахновский, приказал «избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход». «Штандарт» и «Орфей» направились на северо-запад, а «Меркурий» — ещё западнее. При этом турки заметили тихоходный бриг и устремились за ним в погоню.

Два османских линкора — 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана — быстро начали настигать «Меркурий». Казарский попытался оторваться от преследователей на вёслах, но вскоре ветер усилился, а османы подошли к бригу на дистанцию пушечного выстрела.

Казарский созвал офицерское собрание, на котором поручик корпуса штурманов Иван Прокофьев предложил вступить в бой и взорвать корабль при попытке его захвата. Казарский и другие офицеры открыли огонь по турецким кораблям из переносных орудий. «Меркурий» стал маневрировать под выстрелами противника, стараясь не попасть под бортовой залп вражеских судов.

В конце концов бриг всё же был зажат двумя турецкими кораблями. Но турки не могли использовать в полную силу свои пушки из-за мёртвой зоны и боязни попасть друг в друга.

Турецкие корабли никак не могли поймать бриг. Поворачиваясь то одним, то другим бортом, он успешно противостоял противнику. Мастерство, храбрость русских матросов и офицеров свели на нет почти десятикратное превосходство турецких кораблей по числу пушек

Российские моряки на призывы сдаться отвечали выстрелами из пушек и ружей. Стрельба с «Меркурия» целенаправленно велась по рангоуту и такелажу турецких кораблей. Казарскому удалось обездвижить противника. Российские канониры удачными выстрелами повредили ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», а также перебили фор-брам-рей и нок фор-марса-рея на «Реал-бее». Турецкие корабли уже не могли продолжать преследование и вести бой.

«Меркурий» направился к основным силам Черноморского флота. В бою из 115 членов экипажа брига погибли четверо, шесть человек получили ранения, сам Казарский был контужен. Судно получило 22 пробоины в корпусе и порядка 300 повреждений рангоута, парусов и такелажа. Официальных данных о погибших турецких моряках нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий