вторник, 10 августа 2021 г.

Символика личных знамён донских казаков в XVI веке

Истории, культуре донского казачества посвящено немало работ. К сожалению часть из них недоступна широкой общественности, поскольку выходила малыми тиражами в отдельных регионах и в электронном виде нигде не представлены. Это плохо сказывается на развитии науки о казачестве и вызывает недовольство у её исследователей.

Хотим внести вклад в решение этой проблемы и представить статью, опубликованную в сборнике материалов конференции «Наука, искусство, образование в III тысячелетии», вышедшего в 2004 году в Волгограде.

 

Я. С. Гончарук, С. В. Соловьева

СИМВОЛИКА ЛИЧНЫХ ЗНАМЁН ДОНСКИХ КАЗАКОВ В XVI ВЕКЕ

Боевые стяги и знамёна России во все времена были в прямом смысле священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв вкапывались в землю, изображались лики Спасителя, Богородицы, святых. Эти знамёна освящались как иконы. Перед такими стягами служили молебны или молились. По древней русской традиции стяг считался душой, славой и честью защитников Отечества. Знамена были символами геройства и доблести. Прибитое к древку полотнище, которое нельзя бросить, как бы трудно не было, за которым надо идти до конца, всегда напоминало воину о долге чести. Глубокое символическое значение знамени утверждали воинские ритуалы. Русские воины принимали присягу на верность своей стране, став под знамёна.

Казачьи стяги и знамёна по форме, изображениям и цветовому решению были идентичны русским. Как известно, древнерусские знамёна поначалу представляли собой длинные шесты – древки, к вершине которых привязывали ветки, траву, пучки конских волос. Подобные стяги находились у казачьих отрядов. Упоминания о них можно встретить у А. И. Ригельмана.[1] Автор отмечал, что находившиеся в войске Ивана Грозного казаки при взятии Казани по поручению атамана Сусара Фёдорова «настреляли… птиц-баб, которые тогда бесчисленными стаями обитали в гирлах реки (Дона – Авт.), и, собрав с них перья, доставили их для украшения и убранства боевых костюмов казачьего войска». Далее читаем, что казаки, «подняв святые иконы и навесив на концы пик пышные крылья птиц-баб, двинулись к стенам Казани». Подобные стяги были знаками воинской доблести, мужества, силы казачьего войска. Интересно то, что пики упоминаются наравне с иконами. Икона в бою почиталась как символ Отечества, которое защищал каждый воин, благословение на ратный подвиг. Иконы сопровождали казаков во всех военных походах. Изображения икон переходят на знамёна донцов. Чаще всего это образы Спасителя, Матери Божьей, Иоанна Крестителя, Архангела Михаила и святых.

Рассмотрим знамёна, под которыми казаки покоряли Сибирь в 80-е годы XVI века. В Кунгурской (или Ремезовской) летописи помещены миниатюры, изображающие поход Ермака. Казаки держат знамена с образами Св. Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Св. Креста с орудиями Страстей. Перед ладьями видим двух ангелов, несущих по воздуху знамя с изображением Спасителя на престоле. Над миниатюрой помещён текст, комментирующий её: «И по явлению Спасителеву. Его ж образъ знамя любезное казакомъ, самовластно с места и поиде преди внизъ по левому берегу Тобола реки; видевше Ермакъ и казац единодушно за немъ погребоша по брегу тому; погании ж пустиша бесчисленно стрелъ, аки дожда, съ горы на струги; и сие место, спасени Богомъ, яко и власу ихъ не вреждену бывшу, пропл; егда жъ проплы, знамя само на свое место ста».[2]

Рассмотрим символику изображений на знамени.

В основу содержания иконографии «Спаса на престоле» положены эсхатологические ожидания Божьего Суда над миром. Идея сосредоточена в образе Христа Судии, последовательно создаваемом символико-художественным строем иконы. Ключом к толкованию служит престол. Как атрибут царского достоинства, он используется в качестве символической формы выражения идеи царства. Она же, в свою очередь, органично связана с идеей суда, так как всякий царь одновременно является верховным судьёй. Следует подчеркнуть, что в данном случае не имеется в виду некий вещественный трон. Престол Небесный – это Престол славы Божества.

В контексте тематики образа раскрывается символика отдельных его элементов. Жест благословения является знаком окончательного решения человеческих судеб. Евангелие, в обычном смысле пронимаемое как слово Божие, наставляющее ко спасению, имеет значение критерия праведности. Это книга суда и закона.

Христос, восседающий на престоле как Царь и Судья, вершитель судеб мира, - одно из наиболее торжественных и распространённых изображений во всём христианском искусстве, в том числе русском. То, что знамя с образом Спаса на престоле помещено во главе войска Ермака, глубоко символично. Обращаясь к Царю Небесному, казаки надеялись покорить царство земное, сражаясь с неверными народами.

Другим изображением на знамёнах Войска был образ Св. Дмитрия Солунского. Искони на Руси его почитают как покровителя и защитника воинов. Известно, что чудотворная икона Св. князя, написанная на доске от его гроба, была накануне Куликовской битвы торжественно перенесена из Владимира в Москву князем Дмитрием Донским. Перед битвой с монголо-татарами икону утверждают на древке, как хоругвь. В память воинов, павших на Куликовом поле, была установлена Дмитриевская родительская суббота. Традиция изображать на знамёнах и хоругвях Св. Дмитрия в полном воинском облачении, с копьем, в тунике и плаще долгое время существовала в русском войске, а также среди казаков.

В боевых походах донцы носили знамена с образом Иоанна Крестителя. Его почитали как неустрашимого обличителя неправедно власть имущих, идеального аскета, пустынника и постника.[3] Как известно, казаки давали обеты целомудрия и воздержания перед тем, как отправиться в поход.

В войске Ермака имелось ещё одно знамя, изображение которого приводит в своей статье А. Омельчук.[4] Оно представляет собой прямоугольник из камки малинового цвета размером 1 аршин 14 вершков (132,6 см) на 2 аршина 9,5 вершка (183,8 см). На лицевой стороне знамени изображен библейский город Иерихон, архангел Михаил и преклоняющий перед ним колена Иисус Навин. В углах полотнища помещены шитые золотом украшения в виде цветов – звёзд восьмиконечной формы, по кайме знамени – текст из книги Навина. На обратной стороне изображен Христос Вседержитель и помещен евангелический текст. Знамёна с подобным изображением имели Иван Грозный, Д. Пожарский. Изображение стяга раскрывает ветхозаветное событие – осаду израильтянами Иерихона под предводительством Иисуса Навина. По преданию, архистратиг Михаил бл ангелом-хранителем еврейского народа. Перед осадой города архангел явился Навину с обнаженным мечом в руке, приказав ему снять обувь с ног. Иерихон пал на седьмой день осады. Иисус Навин покорял Ханаанскую землю в течение 26 лет, став образцом воинской доблести и мужества. В христианстве он считается ветхозаветным прообразом Христа, Вождя Спасения. Обращение к ветхозаветным текстам даёт нам ключ к пониманию символики знамени Ермака, раскрывает внутреннюю, логическую взаимосвязь двустороннего изображения. Оно воодушевляло воинов на предстоящее сражение, напоминало о небесном заступничестве.

Перед походом 1582 года Ермаку, скорее всего, был передан великий стяг Ивана Грозного с изображением явления архангела Михаила Иисусу Навину. Единственное отличие от вышеописанного знамени заключалось в том, что на стяге царя отсутствовал ветхозаветный текст. Он заменён фразой: «Грозный Воевода Архистратигъ Михаил», по кайме – стилизованный растительный орнамент. Основные цвета знамени: красный (цветы, плащи), золотой (кайма, меч архангела, доспехи, нимб) и синий (цвет рубах), фон малиновый (смешение синего и красного цветов). Колорит знамени символичен, он не ограничивается декоративными задачами.

В иерархии цвета золотой занимает первое место. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние немеркнущей небесной славы, это свет нетварный, не знающий дихотомии «свет-тьма».[5] В эмблематике золото означает самый широкий спектр качеств: от чистоты, утонченности, правды, гармонии, мудрости, стойкости, неподверженности порче и тлению до земной славы, силы, великолепия, знатности и богатства.

На знамени Христос держит в левой руке Евангелие – знак принесенного им в мир учения; правая рука, десница, поднята в жесте благословения, обращенного к этому миру.

Простая иконографическая схема образа служит сосредоточению внимания на лике и благословляющем жесте «открытого типа» (обращен вовне). На знамени изображено именословное благословение: сочетание пальцев Спаса передает его имя в общепринятом сокращении. Сама рука является наиболее наполненной символическим содержанием частью тела. Она выражает силу, мощь, благословение и проведение, божественную волю. жест Вседержителя отодвигает зло и беду, защищает воинов и благословляет их на ратный подвиг.

Как уже было сказано, левой рукой Христос держит раскрытое Евангелие. Для казаков указание на текст Книги служило также символом евангельского закона, по которому они стремились построить свою жизнь.

На знамени Ермака Спас облачен в одежды двух цветов: красный хитон и синий гиматий. В иконографии красный и синий цвета составляют анатомическое единство. Как правило, они выступают земное и небесное. В христианской эстетике они выражают тайну Боговоплощения; красный символизирует человеческую природу, кровь, жизнь, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Синий происходит от слова «сияние», передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения.

В контексте тематики образа раскрывается символика отдельных его элементов. Копье в руках святых воинов является символом силы и мужества. Кадило – знаком молитвы, восходящей к небу. Ладан в христианской традиции ограждает от зла, символизирует аромат и благоухание вечной жизни. Радуга означает преображение, небесную славу, мост между миром и раем, лестницу на небо.[6] Труба – традиционный символ великих событий, атрибут аллегорической фигуры Славы и семи ангелов Страшного суда. Конь в христианстве является знаком света, бессмертной жизни, скорости и красоты. Его образ ассоциируется со стихийной силой ветра, огня, волн и текучей воды. Иногда Христа изображают верхом на белом коне; христианство таким образом связывает коня с победой, восхождением, мужеством, великодушием. Св. Георгий восседает на белом коне, а архистратиг – на красном (белый и красный кони олицетворяют Солнце, солярную силу).

Сохранилось изображение знамени или выносной иконы-складня Ермака Тимофеевича; слева – образ Св. Георгия Победоносца, справа – архистратига Михаила. Святые восседают на конях, обращенных друг к другу. В верхнем углу каждой иконы помещено изображение Спасителя в облаке. Воины-покровители предстают перед нами как змееборцы (драконоборцы). Св. Георгий в правой руке держит копье, в левой – уздечку коня. Иконография архангела Михаила более сложная: он сидит на крылатом коне, в его левой руке – закрытое Евангелие, в правой восьмиконечный крест, копьё и золотая кадильница; над крылатым всадником с трубой в устах изображена радуга, идущая от Евангелия к кресту.

Православная традиция ставит Георгия в один ряд с другими христианскими мучениками из военного сословия (Дмитрий Солунский, Фёдор Стратилат, Фёдор Тирон и др.), которые рассматриваются как небесные покровители «Христолюбивого воинства» и воспринимаются как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле брани, а перед лицом палача). Изображения Св. Георгия и архангела Михаила помещались на доспехах, оружии и ратных знамёнах. В России сложилась целая система Георгиевских наград. Имя и почитание Св. Георгия Победоносца неразрывно связано с русской государственностью.

Часто на груди святого в золотом круге помещали образ Спаса Эммануила (в переводе с древнегреческого это имя означает «с нами Бог». Данные слова были боевым кличем самого Ермака).

Покровительство архангела Михаила, небесного воеводы и защитника праведных воинов, стремились обрести казаки на полях сражений.

Таким образом, иконография знамён, находившихся в войске Ермака, целиком опиралась на православную воинскую традицию, определялась её канонами.

 

Источник:

Гончарук, Я. Г. Символика личных знамен донских казаков в XVI веке / Я. Г. Гончарук, С. В. Соловьева // Наука, искусство, образование в III тысячелетии : материалы III Международного конгресса, г. Волгоград, 7-8 апреля 2004 г. : в 2 т. Т. 2 / Комитет по культуре Администрации Волгоградской области. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. – С. 196-200.



[1] Ригельман А. И. История о донских казаках. М., 1992. С. 5

[2] Цит. по: Нечволодов А. Сказания о Русской Земле. Кн. 4. М., 1992. С. 245.

[3] Аверинцев С. С. София – Логос: Словарь. М., 2001. С. 86.

[4] Омельчук А. На диком бреге, под сосной кудрявой // Родина. 2001. № 3. С. 102.

[5] Языкова И. К. Богословие Иконы. М., 1995. С. 26.

[6] Купер Дж. Энциклопедия символов. Кн. IV. М., 1995. С. 267.

Комментариев нет:

Отправить комментарий