В 1961-м году (60 лет назад) в журналах «Искатель», «Наука и техника» и «Смена» под заголовком «Встреча через века» был опубликован фантастический роман Георгия Сергеевича Мартынова «Гость из бездны».
Он
любил повторять: «Мечтать! Надо мечтать!» Это звучало у него как лозунг, как
призыв. И он, безусловно, был романтик, - типичный Романтик с большой буквы,
которые и тогда встречались не часто, а сегодня совсем повывелись, к началу
21-го века.
Борис Натанович Стругацкий
Мартынов начал писать «Гость из бездны» - свой первый роман - в 1951 году. Биографы творчества писателя А. Балабуха и А. Бритиков писали, что, если бы роман вышел в 1950-х годах, он встал бы в один ряд с утопией «Туманностью Андромеды» И. А. Ефремова. Однако Мартынов по неизвестным причинам отложил книгу и вернулся к ней лишь спустя 10 лет. Роман был опубликован в журнальном варианте (под заглавием «Встреча через века») в 1961 году, а в следующем году вышел отдельной книгой.
В предисловии к роману Мартынов писал: «Роман «Гость из бездны» был задуман и начат в 1951 году. Я тогда был убеждён, что описываемые в романе достижения науки и техники - дело очень отдалённого будущего, и поэтому перенёс действие на две тысячи лет вперёд. Жизнь доказала, что я был неправ. И теперь я так же искренне убеждён, что наука и техника значительно раньше достигнут гораздо большего, чем описал я. Но изменять время действия романа кажется мне нецелесообразным главным образом из-за «фаэтонской» линии сюжета. Пусть всё остаётся так. Читатель сам сумеет увидеть в описываемых событиях контуры не столь отдалённого будущего».
Несмотря
на то, что критики считают «Гостя из бездны» не самым сильным романом Георгия
Мартынова, читателям он полюбился наравне с другими его произведениями. Им
зачитывались подростки 60-70-х годов, с интересом читали и в 80-е. Позже книга
Мартынова ушла в тень, поскольку на прилавки хлынула переводная фантастика…
Действие сюжета романа «Гость из бездны» происходит в 3777 году. Учёные будущего воскресили участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, дипломата Дмитрия Волгина, умершего в Париже в возрасте 39 лет. Воскреснув в прекрасном будущем Дмитрий сталкивается с невозможностью с ним свыкнуться и сжиться. Он чувствует себя посторонним в этом мире, где люди эволюционировали настолько, что превосходят его и его современников умственно и физически.
Роман «Гость из бездны» в этом плане – совершенно нетипичен не только для своего времени, но и для современной фантастики, где «попаданцы» легко приспосабливаются к любому времени, стране и обстоятельствам. У Мартынова даже в самом светлом и безоблачном будущем человек настоящего не находит применения своим знаниям и способностям. Он с сожалением думает о том, что его нельзя сравнить даже с ребёнком, настолько он отстал от людей нового мира. Между тем, сами люди будущего идут ему навстречу, стараясь помочь влиться в новый мир. Показателен в этом плане момент, когда перед встречей с детьми Волгин (бывший снайпер, уничтоживший 400 фашистов), волнуется, не зная, как они воспримут тот факт, что он убивал на войне, но дети не акцентируют на этом внимания, принимая сам факт убийства как дополнение к факту присутствия в прошлом войн. Естественно, они делают это не самостоятельно, а под влиянием взрослых, стремящихся максимально «сгладить углы» для нового необычного члена общества. Не помогает даже общение с теми, кто подобно Волгину, является чужаком в новом мире – общение с экипажем космического корабля «Ленин», вылетевшего с Земли в ХХI веке и вернувшегося на Землю вскоре после воскрешения Волгина.
Несчастный
случай, в результате которого у Волгина развивается лучевая болезнь, выглядит
спасением и для него, и для людей будущего, которые усыпляют человека из
прошлого в надежде на повторное воскрешение, когда будет найдено средство для
лечения болезни, и когда человечество придумает средства избавить его от
комплексов, связанных с прошлым… В эпилоге вскользь сообщается, что такое
воскрешение произошло.
«Гостем
из бездны» писатель обозначил планету Фаэтон, которая приближается к Земле в
определённые периоды, но у читателя, возникает естественная ассоциация с главным
героем, вернувшимся к жизни из небытия и из глубины веков. Некоторые из них
отмечают в воскрешении Волгина параллели с библейскими сюжетами, с мифами
Древнего Египта, а также с произведениями Ивана Ефремова.
Много
страниц отводится описанию мира, в котором воскрес Волгин. Гостеприимные
хозяева демонстрируют его новому члену общества, проводя вместе с ним читателя
не только по нашей планете, но и отправляя его вместе с Волгиным на Марс.
Мартынов
описал мир будущего как мир победившего коммунизма, в котором крепка память о
Ленине, о событиях Великой Октябрьской социалистической революции, что сейчас
вызывает у читателей либо снисходительную улыбку и ностальгию, либо мешает
восприятию книги в целом. Многие современные читатели отмечают его
прозорливость и находят в тексте романа описания устройств, аналогами которых
мы пользуемся уже сейчас. Других привлекает описание тех изменений, которые претерпели
города и отдельные местности – парк на месте Невского проспекта в
Санкт-Петербурге, город в центре Сахары. Третьи жалуются на недостаточно
прописанную структуру общества будущего.
Хочется
привести высказывание пользователя сайта «Лаборатория фантастики» под ником swgold
на «Гостя из бездны» Георгия Мартынова: «После
этой книжки я понял, что будущее не возникает вокруг нас, оно переделывает нас
под себя и только потом проявляется. И живем в нем уже не мы — а кто-то
незнакомый с теми же паспортными данными».
Всё
же нам кажется, что не будущее переделывает нас, а мы творим его своими мыслями
и делами. Поэтому советуем почитать роман Георгия Мартынова и подумать над тем,
каким мы хотим видеть своё будущее, ведь оно может «внезапно проявиться вокруг
нас», и нам придётся в нём жить.
Подготовила
Марина Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий