
Юрий Тащилкин
ВИЗАЖИСТКА
Отрывок из повести

-Летом сорок
второго в составе минометного батальона я переправлялся через Волгу для
подкрепления защитников Сталинграда. Но
посредине реки наша баржа попала под плотный обстрел и затонула. Почти все
красноармейцы, которые были на ней, погибли. Я вот остался живой… Но до
сегодняшнего дня не знаю – то ли меня кто-то подобрал, то ли сам доплыл в
полубеспамятном состоянии. А плавать я и сейчас неплохо плаваю.
Все же на
Волге вырос. В общем, очнулся на берегу.
Потом и шел, и полз куда-то. Ночь. Разрывы снарядов. Потерял сознание. Когда
очнулся и открыл глаза, оказалось, ничего не вижу. Сплошная темень.
Следующим к
трибуне подошел Дьяков Сергей. Он высокий и широкоплечий. Неожиданно для себя
Федор Иванович отметил, что во всем облике Дьякова было немало сходного с
только что выступавшим Суровцевым – спокойный, добродушный взгляд и
внушительная физическая сила.

-Ну и как?
Смог бы? – выкрикнул кто-то из аудитории.
-Наверное,
смог бы, - неуверенно проговорил Дьяков.
-Вряд ли. Ты
вон какой верзила. Немцы тебя сразу засекли бы.


Источник:
Сталинградские зарницы : литературно-художественный
сборник. - Волгоград : ГУ «Издатель», 2004. - 528 с.
Юрий
Евгеньевич Тащилкин родился в Сталинграде. Окончил историко-филологический
факультет педагогического института имени Серафимовича. Работал в школе
учителем русского языка и литературы. Затем долгое время преподавал историю
КПСС, историю отечества, культурологию, социологию в Волгоградском
политехническом институте. Кандидат исторических наук, доцент. Автор ряда
научных статей, методических публикаций «Иди в огонь за честь отчизны...»,
«1941-1945. Трудовой и ратный подвиг сталинградцев», многих рассказов, а также
небольших повестей: «Аня», «Бабуля», «Визажистка», «Ларька», «Трагедия в селе
Заплавном», «Невезучая», «Дочери ветерана», «Дела житейские», «Доктор», «Курьёз
Александры», «Рыжая», «По горным тропам», «Футы-путы (Тюльпаны в степи)»и др. Юрий Евгеньевич Член литературного объединения
«Патриот». Что помогает писателю, не
знавшему войны, писать о ней? На этот вопрос писатель отвечает так: «Помогает
знание истории, но гораздо больше дают реальные рассказы воевавших людей.
Бывают настолько потрясающие истории, что самому такого не придумать».
Историческая справка:
В конце июля и начале августа
1942 года железнодорожные пути к Сталинграду были перерезаны, а оставшиеся на
севере пути подвергались непрерывным бомбежкам. Поэтому переправа через Волгу к
Сталинграду приобретала первостепенное значение. Основными задачами флотилии
были: обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок, артиллерийская
поддержка сухопутных войск с воды и с левого берега, переправа через Волгу
войск, грузов и эвакуация раненых. По своему грузообороту эта водная артерия
была эквивалентна 10 железнодорожным линиям. Вот почему немецкая авиация почти
непрерывно днем и ночью бомбила переправы, речные суда, баржи, сбрасывала
электромагнитные мины. В ходе Сталинградской
битвы военная флотилия пополнялась бронекатерами и тральщиками, а ее
техническая вооруженность усиливалась артиллерией, в том числе зенитной. Своим
огнем боевые корабли флотилии поддерживали сражающиеся войска 64, 57-й и 62-й
армий. Об этом выразительно пишет бывший командующий 62-й армией Чуйков В.И.:
«О роли моряков флотилии, о их подвигах
скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без
боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи». Работа на переправах требовала огромной
выдержки и мужества. 26 октября, например, на причал у оврага Банный немцы
сбросили до 100 авиабомб, выпустили до 130 мин и свыше 120 артиллерийских
снарядов. Во второй половине октября противник безуспешно пытался захватить
переправы через Волгу, нарушить сообщение 62-й армии с тылом, отрезать волжскую
коммуникацию. С приближением противника
к берегу Волги в районе заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады» использование
этих причалов для приема основного потока грузов и эвакуации раненых стало
затруднительным. Днем противник подвергал эти причалы интенсивному обстрелу и
бомбардировкам с воздуха, а ночью держал причалы и подходы к ним под прицельным
артиллерийским и минометным огнем. Поэтому с последних чисел октября причалы использовались лишь для отгрузки
тяжелораненых, а для приема пополнения, грузов и эвакуации большинства раненых
были использованы четыре причала, расположенные южнее оврага Банный. Осенний
паводок, вызвавший подъем воды, невозможность приема высокобортных судов и
стремление обеспечить устойчивость работы переправы при огневом воздействии
противника обусловили необходимость наращивания по высоте существующих южнее
оврага Банный причалов и устройства ниже их по течению р. Волги двух новых
причалов под 30-тонные грузы. С 13 ноября 1942 г. причалы на «Красном
Октябре» полностью прекратили работу из-за затруднительности подхода к ним
судов во время ледостава и выхода
противника на берег р. Волги в районе завода «Баррикады». 26 октября 1943 года в этом районе Сталинграда
возродилось трамвайное движение. Первый
вагон отправился из центра города к заводу «Красный Октябрь». Площадью Возрождения остановка «Банная» или
«Тёщина» стала называться в послевоенный, восстановительный период. Название места – Площадь Возрождения – весьма
символично, хотя оно говорит не только о возрождении города в 1950-е гг. Здесь
можно однократно увидеть историю местности от Царицына до Волгограда: с одной
стороны возвышается корпус одного из цехов завода «Красный Октябрь», с другой
видны жилые дома, являющиеся образцом Сталинской архитектуры. А на склоне оврага, как напоминание о боях,
стоит танковая башня – один из символов Сталинградской битвы
К северу от Мамаева кургана,
почти за спиной «Родины-матери» расположился большой частный сектор. Часть его
— от кургана до улицы Рихарда Зорге — называется поселок Тир. Поселок появился
у подножия кургана примерно в 1920-х годах. Рядом расположен большой пустырь,
на котором в те годы находился тир Красной армии. Вероятнее всего, именно
поэтому поселок назвали Тиром. В пользу этой версии говорят и названия
некоторых улиц: Стрелковая, Снайперская. После войны поселок отстроился и стал
больше прежнего. Потом стрельбище стало принадлежать ДОСААФ, а сейчас на нем
расположен частный стрелковый клуб.
Очень
интересная повесть Тащилкина ЮЕ.
«Визажистка», Она вошла в сборник, посвященный 60-летию победы под
Сталинградом. Сюда же вошли и другие произведения
членов литературного объединения
«Патриот» при Волгоградском гарнизонном Доме офицеров.
Очень
рекомендую познакомиться с этим сборником.
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий