воскресенье, 15 сентября 2019 г.

Волжская военная флотилия в Сталинградской битве

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 




ВОЛЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ
Воспоминания

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БРЫЧЕВ:

«Штаб Волжской военной флотилии базировался на пароходе «Железнодорожник» в бухте реки Волги у посёлка Татьянка напротив острова Голодный, у которого была база первой бригады кораблей флотилии. В задачу нашего штабного катера входило поддержание связи штаба флотилии с кораблями и сухопутными подразделениями от Тракторного до Красноармейска. От немецких бомб и пулемётов мы иногда укрывали свой полуглиссер в камышах и прибрежных зарослях на минуты обстрела и шли дальше. Весной 1943 года все экипажи кораблей участвовали в отправке 130 единиц больших и малых охотников, канонерских лодок и двух подлодок на реку Дунай. 
Подъем кораблей производился на слип Красноармейской судоверфи, и потом они устанавливались на специальные железнодорожные платформы. Отправлял железнодорожные составы с кораблями начальник транспортного цеха завода № 264 (судоверфь) Н. И. Урсол. Операцией руководил инженер-полковник Константин Попов, контролировал из Москвы адмирал Галлер. Многие моряки были награждены».


ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ АФАНАСЬЕВ:

«Мне было 17 лет, когда наш пароход «Фронтовик», где я был матросом, поставили на переправу 64-й армии: мы возили на двух баржах по 200 т. боеприпасов за один рейс от речки Скаля по старому руслу Волги до Сталгрэса. За светлое время делали один рейс. Когда пошёл лёд по Волге, у нас однажды намотало трос на винт парохода. Пока мы в ледяной воде разматывали его, нас отнесло к Светлому Яру. Кое-как пробились до своей стоянки и зазимовали, на нашем маршруте сделали ледяную дорогу».

Источник:
Попов, П. П. Перелом. По воспоминаниям участников и свидетелей Сталинградской битвы : в 2- ч. / П. П. Попов, А. В. Козлов, Б. Г. Усик. – Волгоград : Издатель, 2000. – 328 с. : ил.

Историческая справка:

В тексте упоминаются:
Татьянка, посёлок. Ныне находится на территории Красноармейского района Волгограда, в период Сталинградской битвы входил в состав Кировского района. До 1935 года территории района не относились к Сталинграду, являясь пригородом. Практически все постройки Кировского района того времени представляли собой группы посёлков – Старая Отрада, Бекетовка, Сакко и Ванцетти и т. д. В период Сталинградской битвы в посёлке Татьянка находился штаб 57-й армии (командующий -  генерал-майор Ф. И. Толбухин).
Голодный, остров. Остров Голодный входит в одну островную систему с островом Сарпинский, ныне входит в состав Кировского района Волгограда. Является частью Волго-Ахтубинской поймы. Судя по описаниям английского купца Х. Берро, сделанным в 1579 году, на Голодном или Сарпинском находилась крепость Царицын. Археологически эта версия не подтверждается.
Красноармейск, город. Появился в годы советской власти на территории и прилегающих землях немецкой колонии Сарепта, разорённой большевиками в годы Гражданской войны. В период Сталинградской битвы Красноармейск был пристанищем для большого количества беженцев, местом дислокации зенитных и артиллерийских частей. Здесь же находился госпиталь. Часто фигурирует в сводках по Сталинградскому фронту, в мемуарах и дневниках участников битвы на Волге, как место массированных бомбардировок, артобстрелов.
Судоверфь (Красноармейская судоверфь) – ныне Волгоградский судостроительный завод. Основана в 1931 году. Известно о существовании подобной верфи в этих местах до революции. В период Сталинградской битвы занималась производством корпусов для танков Т-34 и Т-60, корпусов штурмовиков Ил-2 и бронещитов для кораблей Волжской военной флотилии.
Сталгрэс – гидроэлектростанция в посёлке Бекетовка (Кировский район Сталинграда).
Скаля, река. Судя по описаниям, находилась на острове Сарпинском. К сожалению, топонимика острова бедна на описания. Большая часть озёр и речек, находящихся на нём, ныне считаются безымянными. Судя по описанию, река находилась в старом русле Волги, следовательно, могла пересохнуть или исчезнуть при затоплении острова.

Пароход «Железнодорожник». Судя по сведениям с Форума речных путешественников, под именем «Железнодорожник» числился пароход «Волга», построенный на деньги купца Евреинова: «Волга» на верхних снимках - «трижды», как минимум, крещёная: вначале был построен однодек для работы на переправе Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД) Саратов-Покровская слобода (Энгельс) и называлась «ПервОй». В советское время судно получило имя «Железнодорожник» и продолжало числится на балансе НКПС, постепенно перестраиваясь: вначале был устроен открыый тент за ходовой рубкой, затем пароход стал двухдеком. В 1950-х гг. прошёл полную модернизацию и получил имя «Волга». Новый бак, новая надстройка, новые котлы, новое сияние. А вот с плицами - беда: они - изначально жёстко закреплённые (неповоротные) таковыми и остались до конца. В 1980-х гг. судно было списано и работало как Дом отдыха одного из серпуховских «ящиков» в Велегоже под Тарусой. Там судно и погибло весной 1993 г. Остатки корпуса дорезались ещё в 2007 г.»
Источник:
Загадки фотоархива // Форум речных путешественников. – Режим доступа : http://river-forum.ru/archive/index.php/t-1547.html


Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий