Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.
Александр Долгов
…И ВЕЧНЫЙ БОЙ
В небе
Сталинграда, где господствовала фашистская авиация, группа из 39 самолетов была
явлением небывалым. К моменту подхода к цели взошло солнце, и аэродром
просматривался как на ладони. Такого нападения немцы не ожидали. Техники готовили
самолеты к полету. Летчики только
приехали на аэродром. Первая атака «юнкерсов» на стоянке прошла без
зенитного продиводействия. «Эрликоны» затявкали только при повторном заходе. На
аэродроме станция Обливская и в ее воздушном пространстве творилось что-то невероятное. Штурмовики расстреливали крупнокалиберными
пулеметами. «Юнкерсы» уничтожали истребители и зенитные орудия. Стоянку
заволокло гарью, взрывались бомбы, бензобаки, горели постройки. Общий итог этой
операции – не вернулся один советский самолет ЯК -1. По агентурным данным
вскоре стало известно, что на аэродроме было уничтожено и повреждено более 40
самолетов Ю-88 и МС-109, один «мессершмит» был сбит в воздушном бою. Эта была
блистательная победа летчиков 8-й воздушной армии. В книге «Память Сталинграда»
(с.296-300) написано об этом задании. 11 августа над Осиновской и Обливской на
большой высоте вычертил инверсионным следом восьмерку советский разведчик ПЕ-2.
Поднятая на перехват разведчика четверка «мессершмитов» вернулась ни с чем – пока
они «наскребли» высоту, ПЕ-2 ушел на свою территорию.
Утром 23
августа наземные германские войска перешли в наступление. Во второй половине
дня две танковые колонны по 100 танков и около 1000 автомашин с мотопехотой при
поддержке с воздуха атаковали наши войска. Их передовые части клином вышли к
Волге, в районе поселка Рынок и сразу развернули свое наступление на
Сталинград. Наша эскадрилья получила задание срочно произвести снимки немецких
войск, наступающих на город. Это было поручено нашему экипажу. Ощущение было
тревожное, задание ответственное. Погода стояла летная, все видно, далеко слева
Волга, по ней курсировали пароходики, справа с аэродрома взлетали наши
самолеты, несли смертельный груз для немцев.
Источник:
Долгов, А.М. …И вечный бой / А. М.
Долгов. - Волгоград : Издатель, 2010. - 144 с.
Александр
Михайлович Долгов родился в станице Староаннинской. Школа, сельскохозяйственный
техникум, служба в Красной Армии -21-ой кавалерийской запасной полк в Нерчинске
Читинской области. В сороковом году направили изучать военную профессию
военного стрелка радиста в школу младших специалистов, которую он успешно
окончил, в январе сорок первого года и прибыл в полк скоростных
бомбардировщиков, располагавшийся в Таллине. А потом война. Александр
Михайлович награжден, орденами: Красной звезды за Сталинград, орденом
Отечественной войны за каждодневный подвиг и другими медалями. После войны
работал главным агрономом, председателем колхоза. Имеет награды от государства.
Историческая справка:
Немалую заботу
у Советского командования на Сталинградском направлении вызывала организация
надежной блокады окруженной группировки врага с воздуха. Была разработана
стройная система использования нашей авиации, а также артиллерии в борьбе с
транспортной авиацией противника; установлена строгая ответственность за
уничтожение вражеских самолетов между внешними и внутренними фронтами;
определен порядок по уничтожению их при подходе к кольцу окружения, в период
погрузки и взлета самолетов врага на его же аэродромах; наконец была обеспечена
возможность круглосуточной работы наших
истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, а также дальнобойной артиллерии
по уничтожению авиации врага на аэродромах и посадочных площадках в кольце
окружения. Все это вместе взятое резко сказалось на сокращение грузов,
доставлявшихся противником в «котел».
Подготовила Наиля Сабитовна
Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий