Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.
Михаил Кузьмич Луконин
ПОСВЯЩЕНИЕ
Сталинградский тракторный,
юность моя!
По зеленой улице,
к проходным
воротам,
вокруг завода!
За поворотом-
Волга,
оранжевая по краям.
Детство моё,
по твоим палисадом,
по дворам, гудящим с утра,
зачарованным взглядом
за лентой,
собирающей трактора.
Шумом,
прозрачностью потолочной
я издавна
все сильнее
сказочной рекою молочной
эмульсии
над токарным станком.
По дорогам,
самым дальним
и
ближним,
ты звал меня
с любой стороны,
своими поселками,
Верхним и
Нижним,
по лыжням
и дорогам войны.
Я твоим торжеством пронизан,
я твоими делами горю.
С моим поколением
по пути
в коммунизм
языком
Твоим
Говорю.
Встаю,
заботам твоим подвластен,
по графику время свое кроя,
иду и иду
на участие в счастье,
Сталинградский тракторный
Юность моя!
Источник:
Луконин,
Михаил. Избранные произведения в 2 т.: Т.2. Поэмы. Заметки о поэзии / Михаил
Луконин.- Москва : Художественная литература, 1973.- 462 с.
М. К. Луконин родился 29 октября 1918 года в селе
Килинчи - Астраханская губерния, сейчас - Астраханская область, Приволжский
район. В юности работал на Сталинградском тракторном заводе. Стал публиковаться
в печати с 1935 года, в 1937 году окончил
Сталинградский учительский институт, после учился в Литературном
институте. Участник советско-финской войны 1939-1940-х годов, стрелок
лыжного батальона. С сентября 1941 года повторно призван Главным
Политуправлением в РККА. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.
Значительная часть фронтовых
стихов Л. собрана в его первой книге «Сердцебиение» (1947). Мирный труд
недавних бойцов — одна из главных тем поэмы «Рабочий день». Антивоенным пафосом
пронизана поэма «Дорога к миру». Повесть в стихах «Признание в любви»
воссоздаёт картину революционного преобразования страны. Автор «Поэмы
возвращения», поэмы «Обугленная граница», нескольких сборников лирических
стихов, книга статей «Товарищ поэзия».
Выступал также с очерками,
рецензиями, переводами. Его произведения, начиная с 60-х годов, характеризуются
большей простотой построения, усилением лирического начала.
За книгу стихов и поэм «Необходимость»
(1969) удостоен Государственной премии СССР (1973).Создал ряд патриотических произведений, в частности
поэмы «Подвиг», «Леонид Маркиш», стихов «Встреча», «Правосудие», «Сыну», «Красная
Армия».
Историческая справка:
19 января
1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) Феликс Дзержинский выступил с идеей
строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода. Именно
это выступление послужило толчком к началу строительства Сталинградского
тракторного завода. 12 июля 1926 года на северной окраине Сталинграда, на
берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного
завода. Для постройки завода был отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на
берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь
завода и рабочих поселков - это 500
га, из которых под будущий завод отведено около 130 га. Место постройки
завода за городской чертой было выбрано не случайно: благоприятное
экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль.
Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как
источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных
путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном
- вот факторы, сыгравшие свою роль.
Спустя несколько месяцев, в ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода - первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении - состоялся 17 июня 1930 года, с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 лошадиных сил.
Спустя несколько месяцев, в ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода - первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении - состоялся 17 июня 1930 года, с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 лошадиных сил.
20 апреля 1932 года была освоена проектная мощность завода, с
конвейера сходило 144 трактора в сутки. Перед центральной проходной завода в
1932 году был установлен памятник Дзержинскому. Сталинградский тракторный – это
гордость сталинской индустриализации. Он был самым первым заводом, построенным
в начале 1930-х годов, и вошел в строй тоже в числе самых первых, еще до того,
как вступили в строй гиганты: Уралмаш, Челябинский, Харьковский тракторный,
Краматорский завод и другие.
В 1939 году И. П. Иночкин разработал первую в СССР
автоматическую станочную линию. В годы Великой Отечественной войны завод
осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей и
артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков
военной техники на фронт.
30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод
приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими
качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал
себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов.
В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод»
(ВгТЗ) было разделено на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ»,
ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного
развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский
тракторный завод». В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области
Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.
Подготовила Анна Витальевна Горбунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий