среда, 4 сентября 2019 г.

Пристань моя, переправа моя

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе". 



ПРИСТАНЬ МОЯ, ПЕРЕПРАВА МОЯ

Временами, оглядываясь на своё детство, и вспоминая как выглядел Кировский район в те годы, ощущаешь себя мастодонтом. Давно нет уже объектов, которые когда-то были для тебя родными. Зачах и одичал парк «Дружба», нет уже переправы, с которой начинались все семейные поездки и «корпоративные пикники» родителей на День строителей за Волгу, разрушается ДК им. С. М. Кирова, заросла камышом поляна, на которой мы с подругами жгли костры и играли в снежки в коттеджах Химгородка, зацвёл и затянулся тиной Солёный пруд… Очень многое кануло в Лету и для его возвращения нужны титанические усилия. Поэтому любовно относишься к тому, что сохранилось до наших дней.
Маленькая уютная и почти домашняя пристань им. Н. Руднева в Кировском районе на набережной им. В. С. Высоцкого – такое светлое пятно на детских воспоминаниях. Она изменила свой вид, но осталась на прежнем месте. И это радует.
В детстве эта пристань воспринималась как большой праздник, потому что с неё за Волгу мы отправлялись редко. Чаще переправа проходила в районе парка «Дружба» и к берегу приходилось спускаться по крутой лестнице. А к пристани им. Н. Руднева добраться было легче, потому что берег в этом месте более пологий. И вместо моторных лодок на другой берег мы добирались на речном трамвайчике.

Ребёнком я не задумывалась о том, что было здесь до моего рождения. Значительно позже, увлёкшись историей родного района, обнаружила, что в детстве я посетила два поистине исторических места – две фронтовые переправы. Во время Сталинградской битвы рядом со СталГРЭСом (как раз в районе парка Дружбы) действовала одна из них. И вторая была на месте, где сейчас находится пристань им. Н. Руднева.
Переправы Кировского района не считались основными, и, к сожалению, сведений о них в исторических источниках немного. Известно, что они относились к «участку № 3». По книгам, посвящённым участию речников Волжской военной флотилии, удалось установить, что на участке № 3 «Бекетовка» работали теплоход «Генерал Панфилов», речные трамваи «Комсомолец», № 3 и № 12. Судя по некоторым сведениям, на переправе бывали также корабли «Громов», буксирный пароход «Грозный», грузовая баржа «Ударник». Несмотря на то, что переправы Кировского района не считались основными, нагрузка на них приходилась не меньшая, чем это было в Центральном и северных районах. И бомбили их не меньше. Об этом свидетельствует тот факт, что для укрытия штаб 64-й армии использовал находящееся неподалёку бетонное сооружение, известное в народе, как «труба», а церковь Параскевы Пятницы, на которой находился наблюдательный пункт армии обстреливали как из артиллерии, так и с самолётов.
Тихо плещется Волга, бьётся о борта пристани, словно пытается рассказать о том времени, когда, как в песне Высоцкого, она была «исхлёстана пулями врагов» и покраснела от крови своих защитников… Нет на пристани памятной таблички о тех событиях, но берега волжские и речная вода их помнят. Стоит прислушаться к ним, и можно будет услышать гул летящих немецких самолётов, пулемётные очереди и взрывы бомб.

Подготовила Марина Николаевна Урусова
Фотографии автора статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий