25 января 1858 г. (165 лет назад) начал своё победное шествие по миру «Свадебный марш» Мендельсона.
Без
этого марша невозможно представить себе ни одну торжественную регистрацию
брака. Несчетное количество пар скрепили свои узы под эту мелодию, и, несмотря
на то, что время идет – марш Мендельсона не теряет актуальности. Хотя своё победное шествие по миру марш начал через десятилетие после написания.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВАДЕБНОГО МАРША
14 октября 1843 года, в Потсдаме состоялась премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира, музыку к которой написал 34-летний композитор Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Того самого, кого сегодня для удобства называют просто Мендельсоном. В этом же спектакле впервые прозвучал «Свадебный марш».
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (или как его обычно называли «Феликс Мендельсон») родился в обеспеченной семье 3 февраля 1809 года. Его имя означает «преуспевающий» и «счастливый». Поэтому неудивительно, что еще в детстве он смог проявить себя.Игра на музыкальных инструментах, плаванье, рисование, верховая езда и языки — казалось, что маленькому мальчику все удавалось легко. Его таланты отмечали не только гордые родители, но и довольно значимые исторические деятели. Дом Мендельсонов всегда посещали знаменитые гости, поэтому выступления перед такими именитыми людьми как философ Фридрих Гегель, композитор Карл Цельтер и даже Гёте не были для юного музыканта волнительными. К слову, именно Цельтер потом давал Мендельсону уроки по теории музыки, а затем передал в руки другим преподавателям — Людвигу Бергеру (фортепьяно) и Карлу Хеннингу (скрипка). А уже через год после занятий Феликс выступил в качестве вокалиста и даже сделал «пробы пера», написав сонаты для скрипки и фортепьяно и ряд органных композиций. Затем отец Мендельсона решил отвезти его в Париж на прослушивание к Луиджи Керубини, чтобы убедиться в том, стоит ли дальше вкладывать деньги в образование сына и есть ли у него потенциал. Известно, что Керубини был директором Парижской консерватории и отличался упрямым характером, поэтому угодить мэтру было практически невозможно. Однако, послушав юного Мендельсона, тот пророчил ему большое будущее.
Обучение во Франции не показалось Мендельсону увлекательным. Об этом он писал в многочисленных письмах домой. Тем не менее, ему удалось завести знакомства в музыкальной богеме. По возвращении домой (1825) будущий композитор снова встретился с Гёте и посвятил ему фортепьянный квартет. В тот же год он закончил работу над оперой «Свадьба Камачо» по произведению Сервантеса «Дон Кихот».
В 17 лет Мендельсон проснулся знаменитым. Его увертюра для «Сна в летнюю ночь» в один миг стала объектом для обсуждений. Через 16 лет юноша снова взялся за написание музыки для оперы по заказу прусского короля. Тогда и появился бессмертный «Свадебный марш».
Музыкальную образность и жанр, в котором работал Мендельсон, можно в полной мере связать с романтизмом. Ему не свойственна порывистость Шумана или трагедийность Шопена. Феликс идет своим особым путем, который можно разглядеть в его «Свадебном марше». Изначально композитор не задумывал это произведение, как музыкальное сопровождение к свадебной церемонии, и точно не мог предугадать, что потом оно станет неотъемлемой частью торжества. По иронии судьбы именно «Свадебный марш» должен был озвучить момент пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», где заколдованная королева выходит замуж за осла.
Автор намеренно сделал этот отрывок помпезным, торжественным, гротескным. Он как бы намекал на всю нелепость сложившейся ситуации. Тем менее, после премьеры мелодия так и не получила должной популярности и забылась на несколько лет, чтобы потом окончательно войти в историю.
ПЕРВЫЕ СВАДЬБЫ ПОД МАРШ МЕНДЕЛЬСОНА
В качестве свадебного гимна первый раз был использован во время венчания Дороти Кэрью и Тома Дэниэла в церкви Святого Питера в Тивертоне 2 июня 1847 года.
Настоящую популярность марш Мендельсона приобрел 25 января 1858 года на церемонии бракосочетания кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгейд, старшей дочери королевы Виктории. Любопытно, что девушке на тот момент было всего 14 лет и она, большая любительница музыки, самостоятельно выбрала музыкальное сопровождение для свадьбы. С тех пор бравурный и ликующий марш Мендельсона сразу и навсегда утвердился в качестве свадебного.
Впоследствии у пары родились четыре дочки и четыре сына. Виктория и Фридрих прожили в браке 30 лет, поэтому, несмотря на изначально не самую лучшую коннотацию, «Свадебный марш» Мендельсона стал своего рода талисманом королевской семьи.
К сожалению, свадьба принцессы Виктории и кронпринца Фридриха Вильгельма Прусского состоялась спустя 11 лет после смерти Мендельсона (25 января 1858), и тот не дожил до своего «звездного часа». Смерть Мендельсона в 1847 стала последствием инсульта из-за переутомления (у музыканта было много гастролей) и переживаний по поводу смерти любимой сестры Фанни.
В России в первое время марш Мендельсона служил отнюдь не для воспевания уз новобрачных, а использовался для построения лейб-гвардии казачьего полка. Так, во время русско-турецкой войны 1877-го военные шагали под «Свадебный марш». Конечно, в военной аранжировке музыкальное произведение звучало несколько иначе, а середина и вовсе была изменена. К своему изначальному применению «Свадебный марш» вернулся лишь в 1959-м, когда открылись первые Дворцы бракосочетания. До 20 века музыкальное сопровождение на свадьбах было запрещено, так как жених и невеста венчались в церкви.
Подготовила Наиля Сабитовна Якимович
Комментариев нет:
Отправить комментарий